Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии: |
Н.С. Ивановой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России, |
|
членов Комиссии:
|
А.Г. Киселевой
М.В. Мельникова |
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России, заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
|
с участием представителей: заказчика - МУП "Озерская управляющая компания"
|
А.А. Сафронова В.В. Дона
|
директора, представителя по доверенности, |
в отсутствие представителей заявителя - ООО "Профит-плюс", о месте и времени рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Профит-плюс" (вх. N 6069 от 11.01.2017) (далее - Заявитель) на действия заказчика - на действия заказчика - муниципального унитарного предприятия "Озерская управляющая компания" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку каменного угля (извещение N 0535600005517000003) (далее - Аукцион) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 11.10.2017 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Заказчиком установлены избыточные требования к химическому составу товара; размеры штрафов в контракте установлены без учета вступившего в действие Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик признал указанные нарушения в документации об аукционе в части установления размеров штрафа, объяснив их технической ошибкой, и не признал доводы жалобы в части установления избыточных требований к химическому составу угля.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
25.09.2017 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение N 0535600005517000003 о проведении Аукциона, а также документация об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 14 383 328,00 рублей.
Согласно извещению о проведении Аукциона закупка осуществлялась у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 0535600005517000003 от 12.10.2017 до окончания срока подачи заявок (16:00:00 11.10.2017) на участие в Аукционе не было подано ни одной заявки на участие в Аукционе, Аукцион был признан несостоявшимся.
1. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Пунктом 4 "Ответственность Поставщика" части IV "Проект контракта на поставку каменного угля" документации об аукционе установлено следующее:
За ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Заказчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, Поставщик уплачивает штраф в виде фиксированной суммы в размере _________ (____________) рубль _____ копеек, определяемой в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09. 2017 г. N 1042:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
При этом, пунктом 3 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (Далее - Правила) установлено:
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что установив в проекте контракта условия об ответственности поставщика не в соответствии с требованиями Правил, Заказчиком нарушены требования части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, а жалоба Заявителя в данной части является обоснованной.
2. В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе, заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе, контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе, размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, извещение о проведении аукциона должна содержаться информация, указанная в стать 42 Закона о контрактной системе.
Пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должны, содержаться, в частности, размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
Извещением о проведении Аукционе установлен размер обеспечения контракта - 719166,40 руб., что составляет 5 % начальной (максимальной) цены контракта и соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Аналогичное требование установлено в пункте 21 "Размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления, требования к обеспечению исполнения контракта" части II "Информационная карта электронного аукциона" документации об аукционе.
При этом, пунктом 10.2 части IV "Проект контракта на поставку каменного угля" документации об аукционе установлено, что размер обеспечения исполнения контракта составляет 5 (пять) % от начальной (максимальной) цены контракта, а именно 287666,56 (Двести восемьдесят семь тысяч шестьсот шестьдесят шесть) рублей 56 копеек.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Таким образом, на основании изложенных фактов Комиссия приходит к выводу о том, что указав в пункте 10.2 проекта контракта размер обеспечения контракта в противоречие с общим порядком его определения и с положениями извещения о проведении Аукциона, Заказчик нарушил часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусматривает, что заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 3.2.3 "Инструкция по заполнению заявки" Раздела 1 "Аукцион в электронной форме (общие условия проведения аукциона в электронной форме" документации об Аукционе установлено следующее:
3.2.3.1. Если в техническом задании (описании объекта закупки) (далее - техническое задание) Раздела 3 "Техническое задание (описание объекта закупки) и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" значение показателей предлагаемого к поставке товара или товара, используемого при выполнении работ, оказании услуг, являющихся предметом контракта, является минимальным (более, не менее, от), максимальным (менее, не более, до), сопровождается словами "не менее", "более", "не более", "менее", "не выше", "выше", "не ниже", "ниже", "не хуже", "типа", "от", "до", "от до включая диапазон", "включая диапазон", "или", "и/или", "либо" "должен быть", "должен иметь", "не должен быть", "должен соответствовать" и знаками "+/-", участник закупки указывает конкретные (точные) значения показателей без слов "не менее", "более", "не более", "менее", "не выше", "выше", "не ниже", "ниже", "не хуже", "типа", "от", "до", "от до включая диапазон", "включая диапазон", "или", "и/или", "либо", "должен быть", "должен иметь", "не должен быть", "должен соответствовать", "на выбор заказчика", "по усмотрению заказчика", "не уже", "уже", "не шире", "шире", знаков "+/-", "+", "-" и иных слов и словосочетаний, не позволяющих определить точное значение характеристик товаров, за исключением случаев, указанных в пункте 3.2.3.2.
Описание характеристик товара в первой части заявки на участие в аукционе, не позволяющее установить соответствие характеристик товара требованиям настоящей документации, не является указанием конкретных показателей товара.
3.2.3.2. Используя указанные в пункте 3.2.3.1 слова при описании значений показателей товара в первой части заявки, участник закупки вправе сопровождать такие слова указанием на документ (вид документа), выданный производителем (изготовителем) товара либо выданный в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами РФ (сертификат соответствия, декларации качества, регистрационное удостоверение, паспорт товара, протокол испытаний и т.п.), определяющий характеристики товара, с использованием слов, указанных в пункте 3.2.3.1 (далее также - документ производителя).
Характеристики товара, описанные в первой части заявки на участие в аукционе с использованием слов, указанных в пункте 3.2.3.1, при условии сопровождения таких слов указанием на документ производителя (вид документа) являются конкретными показателями товара.
Согласно пункту 3.2.3.4 раздела 1 "Аукцион в электронной форме (общие условия проведения в электронной форме)" документации об аукционе все функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, указанные в техническом задании документации, обязательны для предоставления в первой части заявки в соответствии с вышеуказанными требованиями (инструкцией по заполнению заявки).
Согласно положениям части III "Техническое задание (описание объекта закупки) и обоснование начальной максимальной цены контракта)" документации об Аукционе, товар должен соответствовать заявленным характеристикам;
- поставка должна осуществляться с предоставлением сертификата на каждую партию товара;
- товар должен соответствовать действующим стандартам (ГОСТ 25543-2013 и ТЗ) на момент поставки;
- товар не должен представлять опасности для жизни и здоровья граждан;
Сорт угля |
Фракция (мм) не менее наименьшей цифры и не более наибольшей цифры) |
Зольность % |
Влага % |
Выход летучих % |
Теплота сгорания низшая (ккал/кг) |
|
ДОМ |
13,0 |
50,0 |
не более 28,0 |
Не более 19,0 |
Не более 39,0 |
От 5100 до 7100 |
ДПК |
50,0 |
200-300,0 |
не более 24,9 |
Не более 17,5 |
Не более 39,0 |
От 5100 до 7150 |
ДСШ (ДОМСШ) |
0,0 0,0 |
13,0 25,0 |
Не более 30,0 |
Не более 19,0 |
Не более 39,0 |
От 5000 до 7000 |
Комиссия считает, что доводы Заказчика о том, что в соответствии с положениями инструкции по заполнению заявки участнику закупки предоставляется право вместо указания точных характеристик товара указать его характеристики с использованием слов и выражений, указанных в техническом задании ("не более", "не менее", "от..до") и соответствующих требованиям ГОСТа, просто сославшись на соответствующий документ производителя противоречит как смыслу законодательства о контрактной системе, так и положениям документации об аукционе, которая подразумевает, что при подаче заявки на участие в аукционе у участника закупки должен иметься товар в наличии. При этом Комиссия учитывает, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требование Заказчика подробно описывать в заявке на участие в аукционе химический состав товара и показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной группы товара после его производства, или предоставить указанные в инструкции по заполнению заявки документы производителя ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявки на участие в Аукционе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, Заказчик нарушил часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профит-плюс" обоснованной.
2.Признать Заказчика - муниципальное унитарное предприятие "Озерская управляющая компания" нарушившим часть 4 статьи 34; часть 2 статьи 33; часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать в связи с тем, что аукцион признан несостоявшимся.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушения Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Ведущий заседание Комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены комиссии: |
|
М.В. Мельников
А. Г. Киселева
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 18 октября 2017 г. N КС-264/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2017