Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии: |
Н.С. Ивановой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России, |
|
членов Комиссии:
|
А.Г. Киселевой
М.В. Мельникова |
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России, заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
|
с участием представителей: заказчика - МАУК "Калининградский зоопарк" городского округа "Город Калининград"
уполномоченного органа - Конкурсного агентства Калининградской области |
М.С.Москалюк В.В. Дона И.Ю.Володиной
В.Б. Николаевой А.А. Корнилова |
представителя по доверенности; представителя по доверенности; представителя по доверенности,
представителя по доверенности; представителя по доверенности,
|
в отсутствие представителей заявителя - ООО "Техническая эксплуатация зданий и сооружений", о месте и времени рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Техническая эксплуатация зданий и сооружений" (вх. N 6159 от 17.10.2017) (далее - Заявитель) на действия заказчика - муниципального автономного учреждения культуры "Калининградский зоопарк" городского округа "Город Калининград" (далее - Заказчик) и уполномоченного органа - Конкурсного агентства Калининградской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по объекту "Реконструкция объекта "Львятник" под "Дом тропической птицы" Калининградского зоопарка" (извещение N 0135200000517001240) (далее - Аукцион) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 17.10.2017 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика и Уполномоченного органа при проведении Аукциона.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Заказчиком в нарушение требований постановления правительства РФ от 31.12.2019 N 1221 и Приказа Минэкономразвития от 04.06.2010 N 229 не установлены в аукционной документации требования к энергетической эффективности ряда товаров, указанных в проектно-сметной документации.
В документации об аукционе содержится инструкция по заполнению первой части закупок, которая противоречит требования Закона о контрактной системе.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Постановление Правительства РФ N 1221, на которое ссылается Заявитель, издано во исполнение положений статьи 26 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно части 1 которой требования к энергетической эффективности распространяется исключительно на государственных и муниципальных заказчиков, к которым Заказчик не относится, являясь автономным учреждением. Заказ был размещен в порядке части 4 статьи 15 Закона о контрактной системе.
Требования к энергетической эффективности зданий и сооружений реализуется в проектной документации путем установления таких требований в задании на проектирование; положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.02.2018 N 87, установлено, что перечень мероприятий по обеспечению соблюдения установленных требований энергетической эффективности должна быть приведены в соответствующих разделах проектной документации. Таким образом Заявителем обжалуется не содержание документации о закупке, а содержание проектной документации. При этом, проектная документация по объекту прошла в установленном порядке государственную экспертиз; содержит раздел 10.1 "Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов".
Доводы Заявителя в части инструкции по заполнению заявки противоречит содержанию документации.
Просит признать жалобу необоснованной.
Уполномоченный орган поддержал позицию Заказчика и дал в целом аналогичные пояснения по сути жалобы Заявителя.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
29.09.2017 Уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение N 0135200000517001240 о проведении Аукциона, а также документация об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 126 977 668,45 рублей.
Согласно протоколу N 0135200000517001240-1 от 20 октября 2017 года до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе подано три заявки на участие в аукционе.
Согласно протоколу N 0135200000517001240-1 подведения итогов аукциона в электронной форме от 24.10.2017 соответствующей требованиям документации об аукционе признана заявка на участие в аукционе с порядковым номером 4 (ООО "Реставрационная Мастерская "Наследие"). Заявки на участие в аукционе с порядковыми номерами 2 (ООО "Оверхол") и 3 (ООО "Эпоха Возрождения") признаны не соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе.
1. Согласно части 2 статьи 26 Федеральный закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить первоочередные требования в составе указанных правил.
В соответствии с указанной нормой, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 31 декабря 2009 года N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1221, Правила).
Согласно пункту 2 Правил требования энергетической эффективности устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.06.2010 N 229 "О требованиях энергетической эффективности товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений" утверждены вышеуказанные Требования.
Частью 1 статьи 26 Закона N 261-ФЗ установлено, что государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг.
Комиссия, оценивая доводы жалобы Заявителя, исходит из того, что требования к энергетической эффективности, установленные вышеуказанными нормативными актами во исполнение требований части 2 статьи 26 Закона N 261-ФЗ, в соответствии с частью 1 указанной статьи Закона N 261-ФЗ распространяются исключительно на государственных или муниципальных заказчиков, уполномоченных органов, уполномоченные учреждения. При этом, Заказчик, являясь муниципальным автономным учреждением культуры, статьей 3 Закона о контрактной системы не отнесен к государственным или муниципальным заказчикам, уполномоченным органам, уполномоченным учреждениям, в связи с чем действие части 1 статьи 26 Закона N 261-ФЗ на него не распространяется. Аналогично, не распространяется действие указанной нормы на Уполномоченный орган, поскольку в соответствии с Порядком взаимодействия заказчиков Калининградской области с Конкурсным агентством Калининградской области, утвержденным постановлением Правительством Калининградской области от 31.12.2013 N 1013 "О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Калининградской области и о Конкурсном агентстве Калининградской области", установление требований к участника закупки, утверждение технического задания и проекта контракта относится к полномочиям Заказчика, а не Уполномоченного органа.
Таким образом, на основании изложенного Комиссия приходит к выводам о том, что жалоба Заявителя в данной части является необоснованной.
Одновременно, Комиссия принимает во внимание, что в соответствии с Разделом 3 "Техническое задание (описание объекта закупки) и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации об аукционе работы по объекту "Реконструкция объекта "Львятник" под "Дом тропической птицы" Калининградского зоопарка" необходимо выполнить в соответствии с проектной документацией, прошедшей проверку в установленном порядке в ГАУ КО "Центр проектных экспертиз" и имеющей положительные заключения государственной экспертизы от 05.09. 2013 г. N 39-1-5-0267-13; от 09.11.2015 г. N 39-1-2-0182-15, положительное заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, строительство которого финансируется с привлечением средств федерального бюджета от 09.11.2015 г. N 39-1-6-0085-15; рабочей документацией, выполненной на основании проектной документации; настоящим техническим заданием; графиком выполнения работ; директивным графиком выполнения работ, графиком производства работ, разработанным Генеральным подрядчиком в соответствии с графиком выполнения работ и директивным графиком выполнения работ, согласованным с Заказчиком; условиями контракта. При этом, проектная документация содержит раздел 10.1 "Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов".
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 66 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в числе прочего должна содержать следующую информацию: - требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Раздел 1. "Аукцион в электронной форме (общие условия проведения аукциона в электронной форме)" документации об аукционе содержит пункт 3.2.3. "Инструкция по заполнению заявки" следующего содержания:
- 3.2.3.1. Если в техническом задании (описании объекта закупки) (далее - техническое задание) Раздела 3 "Техническое задание (описание объекта закупки) и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" значение показателей предлагаемого к поставке товара или товара, используемого при выполнении работ, оказании услуг, являющихся предметом контракта, является минимальным (более, не менее, от), максимальным (менее, не более, до), сопровождается словами "не менее", "более", "не более", "менее", "не выше", "выше", "не ниже", "ниже", "не хуже", "не ранее", "не позднее", "не реже", "не чаще", "типа", "от", "до", "от до включая диапазон", "включая диапазон", "или", "и/или", "либо" и знаками "+/-", участник закупки указывает конкретные (точные) показатели без слов "не менее", "более", "не более", "менее", "не выше", "выше", "не ниже", "ниже", "не хуже", "не ранее", "не позднее", "не реже", "не чаще", "типа", "от", "до", "от до включая диапазон", "включая диапазон", "или", "и/или", "либо", "на выбор заказчика", "по усмотрению заказчика", "не уже", "уже", "не шире", "шире", знаков "+/-", "+", "-" и иных слов и словосочетаний, не позволяющих определить точное значение характеристик товаров, за исключением случаев, указанных в пункте 3.2.3.2.
Описание характеристик товара в первой части заявки на участие в аукционе, не позволяющее установить соответствие характеристик товара требованиям настоящей документации, не является указанием конкретных показателей товара.
3.2.3.2 Используя указанные в пункте 3.2.3.1 слова при описании значений показателей товара в первой части заявки, участник закупки вправе сопровождать такие слова указанием на документ (вид документа), выданный производителем (изготовителем) товара либо выданный в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами РФ (сертификат соответствия, декларации качества, регистрационное удостоверение, паспорт товара, протокол испытаний и т.п.), определяющий характеристики товара, с использованием слов, указанных в пункте 3.2.3.1 (далее также - документ производителя).
Характеристики товара, описанные в первой части заявки на участие в аукционе с использованием слов, указанных в пункте 3.2.3.1, при условии сопровождения таких слов указанием на документ производителя (вид документа) являются конкретными показателями товара.
Описание характеристик товара в первой части заявки на участие в аукционе с использованием слов, указанных в пункте 3.2.3.1, и не позволяющее определить точное значение характеристик товара, без сопровождения таких слов указанием на документ производителя, не является указанием конкретных показателей товара.
Допустимо использовать слова "от _ до_" и "включая диапазон от _ до_" при указании конкретных показателей товара, выраженных диапазоном при условии указания в техническом задании диапазонов соответствующих значений со словами "включая диапазон от _ до _" или "в диапазоне от _ до _".
Участник закупки вправе использовать знаки "+", "-" и "+/-" при описании погрешности, точности (отклонения), температур и градусов (углов), класса бумаги, при условии что техническим заданием требуется указать такую погрешность, точность (отклонение), класс бумаги, температуру и градусы (углы). При этом, участник при описании таких погрешностей, точностей (отклонений) вправе использовать слова "не более", "не менее", "менее", "более".
При указании срока годности (остаточного срока годности) участник закупки вправе использовать слова "не более", "не менее", "менее", "более".
3.2.3.3 Если в техническом задании значение показателя выражено одним числом без использования слов, указанных в пункте 3.2.3.1, либо прямо содержит указание на то, что значение показателя является неизменным (в том числе с использованием слов, указанных в пункте 3.2.3.1), то данное значение является точным, не подлежит изменению и указывается в первой части заявки на участие в аукционе в соответствии с техническим заданием.
Заявка на участие в аукционе может быть заполнена с использованием установленных настоящей документацией об аукционе и постановлением Правительства РФ от 31 октября 2009 года N 879 "Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации" обозначений (сокращений, аббревиатур) величин и единиц величин.
3.2.3.4 Все функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, указанные в техническом задании настоящей документации, обязательны для предоставления в первой части заявки в соответствии с вышеуказанными требованиями (инструкцией по заполнению заявки).
При описании предлагаемого к поставке товара или товара, используемого при выполнении работ, оказании услуг, являющихся предметом контракта (гражданско-правового договора), участник закупки указывает значения показателей, которые в соответствии с техническим заданием не подлежат изменению, и конкретные (точные) значения показателей, для которых указаны минимальные и (или) максимальные значения, значения, выраженные диапазоном.
Скопированное в первую часть заявки техническое задание или часть технического задания со словами, указанными в пункте 3.2.3.1, без соблюдения требований пункта 3.2.3.2 не является указанием конкретных показателей товара.
3.2.4. Вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований и такие требования предусмотрены Информационной картой настоящей документации) Закона N 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об аукционе;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Закона N 44-ФЗ, или копии этих документов;
6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ, или копии этих документов;
7) декларация принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ.
3.2.5. Документы и информация, направляемые в форме электронных документов участником аукциона, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такого аукциона.
3.2.6. Подача заявок на участие в аукционе осуществляется только лицами, получившими аккредитацию на электронной площадке.
3.2.7. При описании условий и предложений участниками должны приниматься общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.
3.2.8. Сведения, которые содержатся в заявках участников, не должны допускать двусмысленных толкований.
3.2.9. В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3.2.2 и 3.2.4 настоящего раздела, единая комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
Приложением N 1 к разделу 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об аукционе установлены следующие понятия и определения, используемые Заказчиком в техническом задании и значения используемых понятий и определений:
N п/п |
Понятия и определения, используемые заказчиком в техническом задании |
Значения используемых понятий и определений |
1. |
"Не менее", "Не более", "Менее", "Более", "Не выше", "Не ниже", "Выше", "Ниже", "От", "До", "Не ранее", "Не позднее", "Не реже", "Не чаще", "Не хуже" |
Данными словами устанавливаются максимальные и (или) минимальные значения показателей для определения соответствия объекта закупки потребностям заказчика. |
2. |
"Не менее", "Не более", "Менее", "Более", "Не выше", "Не ниже", "Выше", "Ниже", "От", "До", "Не ранее", "Не позднее", "Не реже", "Не чаще", "Не хуже", сопровождаемые словами "допустимо указывать значение показателя диапазоном значений" |
Данными словами устанавливаются максимальные и (или) минимальные значения, а также диапазон значений показателей для определения соответствия объекта закупки потребностям заказчика. |
3. |
"Включая диапазон от _ до _", "Диапазон включая от _ до _", "Диапазон включает от _ до _", "Включает диапазон от _ до_" |
Данными словами устанавливается диапазон значений показателя для определения соответствия объекта закупки потребностям заказчика. 1. Диапазон значений конкретного показателя, предложенного участником закупки, должен полностью включать в себя диапазон значений, указанный в техническом задании. 2. Диапазон значений конкретного показателя, предложенного участником закупки, должен быть равен или шире диапазона значений, указанного в техническом задании. |
4. |
"Или" |
Данным союзом устанавливается требование к объекту закупки с одной из нескольких указанных в техническом задании характеристик. При этом объект закупки с двумя и более указанными со словом "или" характеристиками не подходит под требования заказчика. |
5. |
"И" |
Данным союзом устанавливается требование к объекту закупки со всеми указанными в техническом задании характеристиками. |
6. |
"И/или" |
Данными союзами устанавливаются требования к объекту закупки с одной или одновременно несколькими из указанных в техническом задании характеристик. |
7. |
Знаки "+", "-" и "+/-" |
В случае использования в техническом задании данных знаков при установлении требований к погрешности, точности (отклонению) при описании температур и градусов (углов), участник закупки может использовать знаки "+", "-" и "+/-". При этом, участник закупки при описании таких погрешностей, точностей (отклонений) вправе использовать слова "не более", "не менее", "менее", "более". |
8. |
"Значение показателя является неизменным" |
При установлении требований, сопровождаемых такими словами, участником закупки должны быть указаны конкретные показатели, соответствующие значению показателей в техническом задании и не подлежащие изменению. |
Комиссия, на основании анализа требований указанных положений документации об аукционе, приходит к выводу об отсутствии нарушений Закона о контрактной системе со стороны Уполномоченного органа в части содержания инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, в связи с чем жалоба Заявителя об этом признается необоснованной.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Техническая эксплуатация зданий и сооружений" необоснованной.
Ведущий заседание Комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены комиссии: |
|
М.В. Мельников
А.Г. Киселева
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 23 октября 2017 г. N КС-268/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2017