Резолютивная часть оглашена
16.10.2017 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: _
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобы ООО "Профит-Плюс", ООО "ОПТ-СНАБ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий на территории городского округа Самара (извещение N0142300048517001080, начальная (максимальная) цена контракта - 13 380 851,88 рублей).
в присутствии представителей:_
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "Профит-Плюс", ООО "ОПТ-СНАБ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий на территории городского округа Самара (извещение N0142300048517001080, начальная (максимальная) цена контракта - 13 380 851,88 рублей).
Согласно доводам заявителей Заказчиком утверждена аукционная документация, нарушающая правило объективного описания объекта закупки, установленного пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и ограничивающая конкуренцию.
Заявители просят признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа просят в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставили письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы Заказчика, Уполномоченного органа, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно доводам ООО "Профит-плюс", ООО "ОПТ-СНАБ" заказчиком неправомерно установлены дополнительные требования, предъявляемые к участникам аукциона, в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 36 Информационной карты электронного аукциона заказчиком установлено:
36 |
Дополнительные требования, предъявляемые к участникам аукциона, в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ |
наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка, в соответствии с ч. 2 ст. 31 Федерального закона N44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ N 99 от 04.02.2015 г. |
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) работы по благоустройству относятся к коду 42.99.29 Работы строительные по строительству гражданских сооружений, не включенные в другие группировки.
По своей сути работы, указанные в ведомости объемов работ описания объекта закупки, являются строительными (ремонт бордюра с заменой дорожного бортового камня, восстановление стоянок транспортных средств).
В пункте 2 таблицы 1 Постановления Правительства от 04.02.2015 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление) установлено дополнительное требование к опыту исполнения соответствующих работ: данное требование распространяется на закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
Согласно классификатору ОКПД2 работы по благоустройству входят в группу 42.
Дополнительное требование - наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Под соответствующими работами в постановлении понимается (указано в постановлении) требование к наличию опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
На основании изложенного, Заказчиком правомерно установлено данное требование.
Довод заявителя необоснован.
Согласно доводам ООО "ОПТ-СНАБ" Инструкция по заполнению первой части заявки не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Инструкцией по заполнению первой части установлено:
"При установлении в настоящем техническом задании требований к максимальным и минимальным значениям показателя (характеристики) товара, участник закупки указывает конкретное интервальное значение показателя (характеристики) товара. Исключением являются случаи установления этих требований к модулю крупности, к индексу пенетрации; требований с использованием словосочетания ("слова исключения") "свыше_не более_". Наименования показателей (характеристик) товаров необходимо указывать без изменений. При установлении в настоящем техническом задании требования к максимальному или минимальному значению показателя (характеристики) товара, участник закупки указывает конкретное не интервальное значение показателя (характеристики) товара. Исключением является случай установления этих требований с использованием слов ("слово исключение") "не превышает_", "не меньше_". Участник закупки должен указать конкретное интервальное значение показателя (характеристики) товара с верхней (нижней) границей равной или меньшей (большей) значения показателя (характеристики) товара, установленного в настоящем техническом задании. При этом допускается указание в заявке конкретного интервального значения показателя (характеристики) товара, или с использованием "слов исключений" (в данном случае будет указан интервал с верхней (нижней) границей равной или меньшей (большей) значения показателя (характеристики) товара, установленного в настоящем техническом задании, то есть нижняя (верхняя) граница интервала не указывается), или с указанием нижней и верхней границы интервала (например: "0-5").
Инструкция по заполнению первой части содержит противоречивые требования, не отвечает критериям ясности, простоты, однозначности, создает сложности в подготовке заявки, увеличивает риски отказа в допуске по формальным основаниям, оторвана от юридически и социально значимых результатов организации и проведения закупки, вводит участников закупки в заблуждение.
На участие в электронном аукционе подана 1 заявка.
Довод заявителя обоснован, в действиях заказчика усматривается несоблюдение требований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, в действиях Заказчика усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, достаточных доказательств того, что указанное нарушение повлияло или могло повлиять на результат закупки не имеется, в связи с чем предписание не выдается.
Кроме того, ООО "Профит-Плюс", ООО "ОПТ-СНАБ" не являются членами строительных саморегулируемых организаций.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Профит-Плюс", ООО "ОПТ-СНАБ" частично обоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалобы для принятия решения о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 16 октября 2017 г. N 1333-12231-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2017