Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ЗАО "Перминжсельстрой" (далее - Заявитель) на действия Конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на осуществление строительного контроля по реконструкции пересечения ул. Героев Хасана и Транссибирской магистрали (включая тоннель). 2 этап. Реконструкция участка автомобильной дороги и улицы Героев Хасана от км 8+930 до ул. 4-я Ферма; 3 этап. Реконструкция участка улицы Героев Хасана от ул. 4-я Ферма до ул. Василия Васильева (Извещение N 0156300008717000126),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300008717000126 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился открытый конкурс на осуществление строительного контроля по реконструкции пересечения ул. Героев Хасана и Транссибирской магистрали (включая тоннель). 2 этап. Реконструкция участка автомобильной дороги и улицы Героев Хасана от км 8+930 до ул. 4-я Ферма; 3 этап. Реконструкция участка улицы Героев Хасана от ул. 4-я Ферма до ул. Василия Васильева.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Конкурсной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Заявитель указывает на то, что Конкурсная комиссия неверно присвоила заявке ООО "ДорТехИнжиниринг" баллы по критерию "Квалификация участников конкурса".
В соответствии с ч.1 ст.32 Закона о закупках для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.6 ст.106 Закона о закупках рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
При указанных обстоятельствах у Комиссии Пермского УФАС России отсутствуют правовые основания для рассмотрения правильности присвоения баллов по спорному критерию.
Вместе с тем, оценив действия Конкурсной комиссии в части применения порядка оценки, содержащегося в конкурсной документации, антимонопольный орган находит их соответствующими требованиям действующего законодательства.
Согласно ст. 6 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (ч. 1 ст. 8 Закона о закупках).
В силу ст. 24 Закона о закупках одним из способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен открытый конкурс, под которым понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 1, 3 ст. 48 Закона о закупках).
Положениями ст. 51 Закона о закупках предусмотрен порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе, согласно ч. 2 которой, участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией).
В силу ч.5 ст.53 Закона о закупках, Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как указано выше, в силу ч.1, ч.2 ст.32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. При проведении запроса предложений заказчик вправе не применять предусмотренные частью 1 настоящей статьи критерии, вправе устанавливать по своему усмотрению не предусмотренные частью 1 настоящей статьи критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости, а также вправе не применять установленные частью 6 настоящей статьи величины значимости критериев.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст.32 Закона о закупках предусмотрено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
Согласно п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п.11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
В соответствии с п.28 Правил, оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
Критерии оценки заявок и порядок оценки установлены в документации о закупке.
Так, одним из критериев является критерий "Квалификация участников конкурса". В документации установлен, в том числе, следующий показатель данного критерия: "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" - опыт осуществления строительного контроля. Документами, подтверждающими квалификацию, являются, - копии контрактов и (или) договоров с ценой каждого контракта (договора) не менее 4 298 424,00 рубля. При этом завершение исполнения представленных контрактов (договоров) должно приходиться на 2011-2017 гг; - копии актов приемки выполненных работ по вышеуказанным контрактам (договорам).
В документации установлен порядок оценки заявок по данному критерию: Показатели, раскрывающие содержание критерия оценки "Квалификация": опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема - опыт осуществления строительного контроля.
Коэффициент значимости показателя равен 1.
Подтверждающие документы:
- копии контрактов и (или) договоров с ценой каждого контракта (договора) не менее 4 298 424,00 рубля. При этом завершение исполнения представленных контрактов (договоров) должно приходиться на 2011-2017 гг;
- копии актов приемки выполненных работ по вышеуказанным контрактам (договорам).
Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), рассчитывается как среднее арифметическое значение оценок всех членов комиссии, определяемых по формуле:
НЦБi = КЗх100х(Кi/Кmax)
где:
НЦБi- количество баллов, присуждаемых i-й заявке по показателю;
КЗ - коэффициент значимости показателя, равный 1.
Ki - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Kmax - максимальное предложение из предложений по показателю, сделанных участниками закупки.
Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема считается не подтвержденным, в том числе в случае отсутствия приложений к представленным контрактам и (или) договорам.
Комиссией в ходе анализа заявки ООО "ДорТехИнжиниринг" установлено, что в подтверждение опыта были представлены следующие договоры:
1. Договор на оказание услуг по ведению строительного контроля от 12.01.2017 г., заключенный с ООО "ДСТ-Строй" на сумму 5 306 034,64 руб.
2. Договор на оказание услуг по ведению строительного контроля от 01.09.2016 г., заключенный с ООО "ДСТ-Пермь" на сумму 4 387 545,81 руб.
К поименованным договорам были приложены акты приема-передачи оказанных услуг.
Антимонопольный орган отмечает, что договоры соответствуют требованиям, установленным в конкурсной документации, как по цене, так и по сроку завершения их исполнения. Кроме того, как указано выше, показателем, раскрывающим содержание критерия оценки "Квалификация" является опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема - опыт осуществления строительного контроля. Предметами договоров является оказание услуг именно по ведению строительного контроля, что также соответствует положениям документации о закупке, как следствие, у Конкурсной комиссии не имелось правовых оснований не учитывать представленные в заявке договоры.
Доводы представителя подателя жалобы рассмотрены Комиссией и отклоняются, поскольку в документации не установлено, например, требование о том, что в договорах должны быть указаны объекты, в отношении которых осуществлялся строительный контроль.
Более того, в установленные сроки положения конкурсной документации Обществом не обжаловались, запросы о разъяснении положений документации о закупке не направлялись, что свидетельствует о том, что требования документации (в спорной части) были участнику закупки понятны.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО "Перминжсельстрой" на действия Конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на осуществление строительного контроля по реконструкции пересечения ул. Героев Хасана и Транссибирской магистрали (включая тоннель). 2 этап. Реконструкция участка автомобильной дороги и улицы Героев Хасана от км 8+930 до ул. 4-я Ферма; 3 этап. Реконструкция участка улицы Героев Хасана от ул. 4-я Ферма до ул. Василия Васильева (Извещение N 0156300008717000126) необоснованной.
2. Признать жалобу ЗАО "Перминжсельстрой" на действия Конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на осуществление строительного контроля по реконструкции пересечения ул. Героев Хасана и Транссибирской магистрали (включая тоннель). 2 этап. Реконструкция участка автомобильной дороги и улицы Героев Хасана от км 8+930 до ул. 4-я Ферма; 3 этап. Реконструкция участка улицы Героев Хасана от ул. 4-я Ферма до ул. Василия Васильева (Извещение N 0156300008717000126) в части правильности присвоения баллов не подлежащей рассмотрению на основании ч.6 ст.106 Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 24 октября 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2017