Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "РосФарМ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Краевая детская клиническая больница" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для стерилизации (изв. N 0356200032117000195),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356200032117000195 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку изделий медицинского назначения для стерилизации.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС Россииот 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
В п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках обозначено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из приведенных выше норм Закона о закупках следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать такие параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика, устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, как указано выше, не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Требования к товарам установлены Заказчиком в главе 5 аукционной документации "Техническое задание".
Так, в п.1 технического задания Заказчиком установлены требования к Индикатору эффективности очистки инструментов, в том числе к его назначению: "Для контроля эффективности очистки полых медицинских инструментов или инструментов простой конфигурации". Рассмотрев довод Заявителя относительно того, что в данном случае Заказчиком установлена потребность в приобретении двух абсолютно разных типов индикаторов, в связи с чем не предоставляется возможным сделать предложение о поставке соответствующего требованиям индикатора, Комиссия приходит к выводу, что само по себе данное требование не является ограничивающим количество участников закупки. Исходя из пояснений представителя Заказчика данное требование обусловлено потребностью Заказчика и участники вправе предложить любой из предложенных типов индикатора исходя из собственных возможностей.
Кроме того, к упомянутым индикаторам Заказчиком установлены требования об использовании совместно с многоразовым металлическим держателем, а также требование о том, что тестовый рисунок моделирует человеческую кровь и остатки ткани.
По мнению подателя жалобы, требованию об использовании совместно с многоразовым металлическим держателем соответствует товар единственного производителя Стеритек Продактс Мфг.
Кроме того, требование установлено таким образом, что из текста технического задания не предоставляется возможным установить имеются ли данные держатели в наличии у Заказчика и участнику необходимо поставить только непосредственно индикаторы, используемые совместно с данными держателями, либо держатели должны быть поставлены в рамках проведения электронного аукциона. Между тем, в любом из указанных случаев возможна поставка товара только единственного упомянутого производителя.
Заказчиком в материалы жалобы не предоставлено документов, подтверждающих наличие товара, соответствующего установленному требованию иного производителя.
Более того, в соответствии с коммерческими предложениями, использованными Заказчиком для формирования начальной (максимальной) цены контракта, по оспариваемому пункту технического задания потенциальные участники готовы предложить к поставке товар единственного упомянутого выше производителя.
Кроме того, по мнению подателя жалобы ни один из индикаторов, разрешенных к продаже на территории Российской Федерации не указывает в инструкциях о том, что тестовый рисунок индикатора моделирует остатки ткани.
Комиссией антимонопольного органа предоставлена возможность Заказчику для предоставления документов, опровергающих данный довод Заявителя для чего в заседании Комиссии сделан перерыв.
Однако, такие документы не предоставлены представителем Заказчика. Инструкция по применению индикаторов контроля эффективности очистки медицинских инструментов производства "ДГМ Фарма-Аппарате Хандель АГ" не является документом, подтверждающим соответствие индикатора установленному оспариваемому требованию, поскольку не содержит указания на то, что тестовый рисунок индикатора моделирует именно остатки ткани.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком нарушены требования п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В указанных действиях Заказчика присутствуют признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4.1 ст.7.30 КоАП РФ.
В п.16 технического задания Заказчиком установлены требования к цветовому переходу индикаторной метки с красного на жёлтый.
В материалы жалобы Заказчиком предоставлены инструкции, согласно которым спорному требованию соответствуют товары двух производителей, а именно: "DGM Pharma-Apparate Handel AG" и "Johnson & Johnson company".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что установленное требование не позволяет принять участие в закупке Заявителю, поскольку ограничивает возможность предложить товар, который в целом соответствует требованиям Заказчика, за исключением данного оспариваемого требования.
При этом, в материалы жалобы представителем Заказчика не предоставлено надлежащего, документально подтвержденного обоснования необходимости соответствия индикаторов установленному спорному требованию. При этом, ГОСТ Р ИСО 15882-2012 "Стерилизация медицинской продукции. Химические индикаторы. Руководство по выбору, использованию и интерпретации результатов", ГОСТ ISO 11140-1-2011 "Стерилизация медицинской продукции. Химические индикаторы. Часть 1. Общие требования" предусмотрено контрастное изменение цветовой метки, требования к конкретным цветовым индикациям стандартами не устанавливается.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком нарушено требование п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В указанных действиях Заказчика присутствуют признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4.1 ст.7.30 КоАП РФ.
Доказательства обратного в материалах жалобы не предоставлены.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РосФарМ" на действия ГБУЗ ПК "Краевая детская клиническая больница" при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для стерилизации (изв. N 0356200032117000195) обоснованной в части доводов относительно нарушения положений Закона о закупках при установлении требований к товару по п.1 и п.16 технического задания.
2. Признать в действиях ГБУЗ ПК "Краевая детская клиническая больница" нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения выявленного нарушения Аукционной комиссии, Заказчику, оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 октября 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2017