Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "РОСМАШ" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений, ул. Грачева,12 (лит.М) (изв. N 0356500000917000043),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500000917000043 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по текущему ремонту помещений, ул. Грачева,12 (лит.М).
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС Россииот 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, следующие документы и информацию:
документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о закупках, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 3 названной статьи).
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о закупках, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Распоряжением губернатора Пермского края от 05.12.2000 N 713-р в Список памятников истории Пермского края регионального значения включен объект - "Здание, где в хирургическом отделении Мотовилихинской больницы работал хирург Степанов Н.М." по адресу г. Пермь, ул. Грачева, 12.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 утверждены дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров (работ, услуг), осуществляемых путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
В документации о закупке (п. 4 Раздела 6 аукционной документации) установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки:
- о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе в электронной форме. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, установленной в Главе II раздела 6 пункт 5 Информационной карты настоящей документации;
- о наличии на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения договора недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения договора.
Данный пункт аукционной документации также устанавливает перечень подтверждающих соответствие дополнительным требованиям документов, а именно:
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях, выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе или копия договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок не менее 2 лет, зарегистрированного в установленном порядке, с приложением копии акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества, используемый в производственных целях, выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе или иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки недвижимого имущества на ином законном основании;
- перечень находящегося в собственности, аренде (лизинге) или на ином законном основании технологического и иного оборудования, необходимого для выполнения работ, сформированный в зависимости от вида работ.
При этом, в соответствии с п/п 2 ч. 2 ст. 56 Закона о закупках, Заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях:
2) выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
В силу ч. 2.1 ст. 56 Закона о закупках, Заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в части 2 настоящей статьи, с учетом требований настоящего Федерального закона путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о закупках, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Следовательно, Заказчик, установив в аукционной документации дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, нарушил требования ч. 6 ст. 31 Закона о закупках.
Представитель Заказчика указанное обстоятельство не опровергал, пояснил, что при формировании аукционной документации совершена техническая ошибка.
В действиях должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Заявитель полагает, что Заказчиком неправомерно в п. 2 раздела 8 аукционной документации (требования к составу второй части заявки) не установлен перечень документов, подтверждающих соответствие требованиям Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99. Также Заявитель указывает на то, что в нарушение Закона о закупках аукционная документация не содержит показателей недвижимого имущества, оборудования, технических средств, соответствующих потребностям Заказчика.
Вместе с тем, как установлено Комиссией, Заказчиком при размещении аукционной документации допущено нарушение Закона о закупках в части установления дополнительных требований к участникам закупки. При этом, Заказчиком правомерно в п. 2 раздела 8 аукционной документации (требования к составу второй части заявки на участие в аукционе) не включены вышеперечисленные документы, подтверждающие соответствие требованиям Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
Кроме того, Комиссия отмечает, что 18.10.2017 г. в ЕИС Заказчиком опубликованы разъяснения положений аукционной документации по спорным позициям аукционной документации, согласно которым Заказчик пояснил, что в составе вторых частей заявок заказчиком не установлено требование о предоставлении подтверждающих документов по оборудованию, соответственно препятствия и ограничения отсутствуют.
На участие в аукционе подано 6 заявок. Все заявки признаны соответствующими требованиям аукционной документации и допущены к участию в электронном аукционе.
С учетом п. 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РОСМАШ" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений, ул. Грачева,12 (лит.М) (изв. N 0356500000917000043) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки .
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 26 октября 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2017