Дата оглашения решения: 18 октября 2017 года город Иваново
Дата изготовления решения: 23 октября 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Михеевой Т.А. - заместителя руководителя управления;
членов Комиссии: Дербенёвой А.А. - ВрИО начальника отдела контроля в сфере закупок, Машковой А.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
в присутствии представителя Администрации Ивановского муниципального района (далее - Заказчик): Соломонова Дмитрия Николаевича (доверенность N 6673 от 13.10.2017),
в отсутствие ИП Сироткина Романа Владимировича (далее - Заявитель), а также его представителей, представителей Управления муниципальных закупок Администрации Ивановского муниципального района (далее - Уполномоченный орган) (уведомлены надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
12.10.2017 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ИП Сироткина Романа Владимировича на действия Администрации Ивановского муниципального района при проведении электронного аукциона на строительство фельдшерско-акушерского пункта в с. Панеево (извещение 0133300020017000202).
По мнению Заявителя, при формировании документации об электронном аукционе Заказчиком были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Из первого довода жалобы следует, что в п. 7 раздела "Требуемые показатели используемых материалов" документации о закупке указан товар: битумы нефтяные вязкие БНУ 50/70, а также его соответствие ГОСТ 22245-90. Однако указанный ГОСТ не содержит такой марки, как БНУ 50/70. Кроме того, установленные по данной позиции показатели определяются исключительно по результатам испытаний.
Согласно второму доводу жалобы в п. 22 раздела "Требуемые показатели используемых материалов" документации о закупке указан товар: электроды диаметром 6 мм Э42, а также его соответствие ГОСТ 9467-75. Однако установленные по данной позиции требования к значению временного сопротивления разрыву, а также единице измерения противоречат ГОСТ 9467-75. Кроме того, данный ГОСТ не содержит установленных Заказчиком по данной позиции требований к коэффициенту "наплавок", стержневой длине, расходу на 1 кг наплавленного металла.
В соответствии с третьим доводом жалобы проект контракта документации о закупке не содержит графика выполнения строительно-монтажных работ.
В четвертом доводе жалобы Заявитель указывает, что, в нарушение ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, проект контракта документации о закупке не содержит срок осуществления Заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги, а также срок оформления результатов такой приемки.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указал, что документация о закупке сформирована с нарушением требований Закона о контрактной системе, первый, второй, четвертый доводы жалобы являются обоснованными.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Уполномоченным органом документы, заслушав представителя лица, участвующего в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
27.09.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) было размещено извещение 0133300020017000202 о проведении электронного аукциона на строительство фельдшерско-акушерского пункта в с. Панеево, а также соответствующая документация о закупке.
Относительно первого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении электронного аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
П. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при составлении описания объекта закупки использует показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что Заказчиком в разделе "Требуемые показатели используемых материалов" документации о закупке отражены наименования материалов, а также требования, предъявляемые к ним.
Так, в п. 7 раздела "Требуемые показатели используемых материалов" документации о закупке указано следующее:
7 |
Битумы нефтяные вязкие БНУ 50/70 |
Глубина проникания иглы, 0,1 мм: при 25 °С, не менее 91 до 130 при 0 °С, не менее 28; Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже 43; Растяжимость, см, не менее: при 25 °С, не менее 65 при 0 °С, не менее 4,0; Температура хрупкости, °С, не выше - 17; Температура вспышки, °С, не ниже 230; Изменение температуры размягчения после прогрева, °С, не более 5; Индекс пенетрации от -1,0 до +1,0 |
Согласно п. 1.2.1 ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия" в зависимости от глубины проникания иглы при 25 °С вязкие дорожные нефтяные битумы изготовляют следующих марок: БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60, БН 200/300, БН 130/200, БН 90/130, БН 60/90. Указанный ГОСТ не содержит марки битума БНУ 50/70, также документация о закупке не содержит обоснования необходимости использования других показателей, требований, отличных от ГОСТ 22245-90.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Согласно определению слова "нужда" из словаря Ожегова С.И. - это потребность, недостаток в необходимом. Таким образом, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.
Следовательно, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом Заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями Заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию о закупке требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право Заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом иных норм права.
Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что документация о закупке формируется Заказчиком исходя из своей потребности, соответственно, в документации о закупке должны быть установлены такие требования к товарам, которые принципиально важны и необходимы для Заказчика, являются для него значимыми, обусловлены его потребностями. В рассматриваемом случае потребность в установлении указанных выше требований по позиции "Битумы нефтяные вязкие" доказана не была, следовательно, указанные требования не обусловлены потребностью Заказчика, не носят объективный характер.
Кроме того, исходя из положений ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия", показатели (глубина проникания иглы, температура размягчения по кольцу и шару, растяжимость, температура хрупкости, температура вспышки, изменение температуры размягчения после прогрева, индекс пенетрации) по указанным позициям определяются путем проведения испытаний. Таким образом, установление указанных требований затрудняет возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемого товара, определение которых возможно только после проведения испытаний.
На основании указанного выше, первый довод жалобы является обоснованным, действия Заказчика нарушают п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.
В п. 22 раздела "Требуемые показатели используемых материалов" документации о закупке указано следующее:
22 |
Электроды диаметром 6 мм Э42 |
Коэффициент "наплавок" не более 9 г/Ач Стержневая длина - до 45 см Расход на 1 кг наплавленного металла не менее 1,6 кг Временное сопротивление разрыву не менее 420 МПа Относительное удлинение не менее 22% Вязкость ударная при температуре +20°С до -40°С- 150 Дж/см2 |
Согласно п. 2 ГОСТ 9467-75 "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы" электроды должны изготавливаться следующих типов: Э38, Э42, Э46 и Э50-для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей с временным сопротивлением разрыву до 50 кгс/мм; Э42А, Э46А и Э50А-для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей с временным сопротивлением разрыву до 50 кгс/мм
, когда к металлу сварных швов предъявляют повышенные требования по пластичности и ударной вязкости_
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке по позиции "Электроды" установлены отличные от ГОСТ 9467-75 требования к временному сопротивлению разрыву, а также его единице измерения, документация о закупке не содержит обоснования необходимости использования других показателей, требований, отличных от ГОСТ 9467-75.
Кроме того, ГОСТ 9467-75 не содержит установленных Заказчиком по данной позиции требований к коэффициенту "наплавок", стержневой длине, расходу на 1 кг наплавленного металла. Заказчик представить обоснование установления в документации о закупке перечисленных требований не смог.
Учитывая изложенное, действия Заказчика противоречат п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Относительно третьего довода жалобы Комиссией Ивановского УФАС России установлено следующее.
В силу ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч. 5 ст. 110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
П. 2.4 проекта контракта документации о закупке предусмотрено, что оплата выполненных работ осуществляется Заказчиком путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика поэтапно на основании подписанных актов о приемке выполненных работ (по форме КС-2) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3), счетов (счетов-фактур). Заказчик производит оплату выполненных работ в течение 30 календарных дней после подписания приемочной комиссией заказчика акта приемки выполненных работ.
На основании ч. 6 ст. 110.2 Закона о контрактной системе объем выполненных по контракту работ определяется с учетом ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.
В соответствии с ч. 7 ст. 110.2 Закона о контрактной системе методика составления указанных в ч. 6 ст. 110.2 Закона о контрактной системе графиков утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Методика составления указанных графиков в настоящее время не утверждена. Вследствие чего, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений ч. 6 ст. 110.2 Закона о контрактной системе, третий довод жалобы является необоснованным.
Относительно четвертого довода жалобы Комиссией Ивановского УФАС России установлено следующее.
Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В рассматриваемом случае проект контракта документации о закупке не содержит срок осуществления Заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов), а также срок оформления результатов такой приемки, что свидетельствует о нарушении ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Сироткина Романа Владимировича на действия Администрации Ивановского муниципального района при проведении электронного аукциона на строительство фельдшерско-акушерского пункта в с. Панеево (извещение N0133300020017000202) обоснованной в части первого, второго, четвертого доводов жалобы.
2. Признать в действиях Администрации Ивановского муниципального района нарушение п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, ч. 13 ст. 34, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: ______________________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: _______________________________ А.А. Дербенёва
_______________________________ А.А. Машкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 18 октября 2017 г. N 07-15/2017-193
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2017