Дата оглашения решения: 24 октября 2017 года город Иваново
Дата изготовления решения: 26 октября 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Михеевой Т.А. - заместителя руководителя управления;
членов Комиссии: Дербенёвой А.А. - ВрИО начальника отдела контроля в сфере закупок, Прохоровой А.И. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Машковой А.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
в отсутствие представителей:
МУП ЖКХ "Новогоряновское коммунальное объединение" Новогоряновского сельского поселения (далее - Заказчик), ООО "ТехноСтрой" (далее - Заявитель, Общество)(уведомлены надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
17.10.2017в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "ТехноСтрой"на действия МУП ЖКХ "Новогоряновское коммунальное объединение" Новогоряновского сельского поселения при проведении электронного аукциона на поставку угля(извещение N0533600008017000001).
Согласно первому доводу жалобы Заказчиком в документации о закупке установлено требование о соответствии поставляемого товара недействующему ГОСТ Р 51591-2000 "Угли бурые, каменные и антрацит. Общие технические требования" (далее - ГОСТ Р 51591-2000).
Во втором доводе жалобы Заявитель указывает, что в документации о закупке установлены излишние требования к поставляемому товару, а именно: низшая теплота сгорания рабочего топлива, содержание серы, выход летучих веществ, зольность, общая влага. Также Общество сообщает, что Заказчик требует значение показателя серы не более 0,6%, между тем, количество серы находят исключительно методом испытаний по ГОСТ 8606-93 (ИСО 334-92) "Топливо твердое минеральное. Определение общей серы. Метод Эшка" (далее - ГОСТ 8606-93). Зольность также определяется методом испытаний по ГОСТ ISO1171-2012 "Топливо твердое минеральное. Определение зольности" (далее - ГОСТ ISO 1171-2012). Остальные требования (низшая теплота сгорания рабочего топлива, выход летучих веществ, общая влага), установленные Заказчиком в документации о закупке, не описаны в ГОСТ, соответствие которому требует Заказчик. ООО "ТехноСтрой" указывает, что указанные Заказчиком требования являются избыточными, так как для определения указанных выше характеристик необходима лаборатория.
В соответствии с третьим доводом жалобы в извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком не установлен порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта.
Заказчик письменных возражений на жалобу ООО "ТехноСтрой", а также своих представителей на заседание Комиссии Ивановского УФАС России по рассмотрению указанной жалобы не направил.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком документы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
01.10.2017 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru/) (далее - официальный сайт) было размещено извещение N0533600008017000001 о проведении электронного аукциона на поставкуугля.
Относительно первого и второго доводов жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
П. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержатьнаименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системезаказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В документации о закупке обоснование использования нестандартных показателей, требований, обозначений и терминологии отсутствует.
Таким образом, Заказчик при описании объекта закупки с учетом п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе должен использовать стандартные показатели и требования, предусмотренные техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
В части III"Описание объекта закупки" документации о закупке указаны технические характеристики товара:
- должен соответствовать ГОСТ Р 51591-2000;
- уголь каменный сортовой марки "Д" класса ДПК;
- фракция угля 50-200 мм;
- низшая теплота сгорания рабочего топлива от 5100 кКал/кг;
- содержание серы не более 0,6%;
- выход летучих веществ не более 38,5%;
- зольность не более 13,4%;
- общая влага не более 12%.
- соответствие качества поставляемого каменного угля требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) ГОСТ Р 51591-2000 отменен.
Кроме того, в ГОСТ Р 51591-2000 установлены значения лишь следующих показателей:
|
|
|
|
|
Наименование показателя |
Норма для продукции |
Метод испытания |
||
|
Обогащенный уголь |
Необогащенный рассортированный уголь |
Рядовой уголь, промпродукт,отсев, шлам |
|
1 Зольность,%, не более: |
|
|
|
ГОСТ 11022 |
- каменный уголь и антрацит |
29,00 |
38,00 |
45,00 |
|
- бурый уголь |
34,00 |
38,00 |
45,00 |
|
2 Массовая доля общей серы, %, не более |
2,80 |
3,00 |
4,50 |
ГОСТ 8606 |
3 Массовая доля хлора, %, не более |
0,60 |
0,60 |
0,60 |
ГОСТ 9326 |
4 Массовая доля мышьяка, не более |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
ГОСТ 10478 |
Заказчиком не были представлены на заседание Комиссии Ивановского УФАС России пояснения, в соответствии с каким нормативно-техническим документом были установлены показатели товара и их значения, указанные в части III"Описание объекта закупки" документации о закупке. Таким образом, Заказчиком нарушены п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно установленному в документации о закупке ГОСТ Р 51591-2000 зольность и массовая доля общей серы определяются методами испытаний по соответствующим ГОСТ.
Согласно Письму ФАС России от 01.06.2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению, заявки на участие в закупке" при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Согласно определению слова "нужда" из словаря Ожегова С.И. - это потребность, недостаток в необходимом. Следовательно, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.
Таким образом, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом иных норм права.
Заказчиком не была обоснована потребность в установлении именно таких значений показателей угля, требуемого для поставки, не были представлены на обозрение Комиссии Ивановского УФАС России нормативно-технические документы, содержащие установленные в документации о закупке показатели и их значения. В связи с чем, в действиях Заказчика Комиссией Ивановского УФАС России выявлены нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, первый и второй доводы жалобы являются обоснованными.
Относительно третьего довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Согласно ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона, в том числе указывается информация в соответствии со ст. 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 7, 8 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе); размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст. 96 Закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со ст. 35 Закона о контрактной системе.
В извещении о проведении закупки указано:
Обеспечение заявок | |
Требуется обеспечение заявок |
|
Размер обеспечения заявок |
65000.00 |
Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок |
Обеспечение заявки |
Обеспечение исполнения контракта |
|
Требуется обеспечение исполнения контракта |
|
Размер обеспечения исполнения контракта |
325000.00 |
Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта |
Обеспечение контракта |
Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок, порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта регламентированы Законом о контрактной системе и подлежат указанию в извещении о проведении закупки.
В разделе 1.3 "Информационная карта электронногоаукциона" документации о закупке указано:
25 |
Пункт 4.3.1 |
Размер обеспечения заявок на участие в электронном аукционе |
1% начальной (максимальной) цены контракта. Примечание. Участие в электронном аукционе возможно при наличии на лицевом счете участника закупки, открытом для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе на счете оператора электронной площадки, денежных средств, в отношении которых не осуществлено блокирование операций по лицевому счету в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие в таком аукционе, предусмотренный настоящей документацией. |
_ |
_ |
_ |
_ |
30 |
Пункт 6.2 |
Размер обеспечения исполнения контракта |
5 % начальной (максимальной) цены контракта, (в случае, установленном ст. 37 Закона N44-ФЗ в размере, предусмотренном данной статьей) |
_ |
_ |
_ |
_ |
31 |
Пункт 6.2 |
Срок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению исполнения контракта |
Контракт заключается после предоставления участником электронного аукциона, с которым заключается Контракт, в срок, установленный для заключения Контракта банковской гарантии, выданной банком в соответствии со статьей 45 Закона N44-ФЗ или внесения денежных средств в размере обеспечения исполнения Контракта, указанном в пункте 30 настоящей информационной карты. Способ обеспечения исполнения Контракта определяется участником электронного аукциона, с которым заключается Контракт, самостоятельно |
32 |
Пункт 1.13 |
Информация о банковском сопровождении контракта |
Банковское сопровождение контракта не осуществляется |
Таким образом, в извещении о проведении закупки ненадлежащим образом указаны порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, порядок предоставления обеспечения исполнения контракта,информация о банковском сопровождении контракта.
Третий довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает обоснованным, в действиях Заказчика установлены нарушения п. 7, 8 ст. 42, ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, а также то, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4, 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "ТехноСтрой"на действия МУП ЖКХ "Новогоряновское коммунальное объединение" Новогоряновского сельского поселения при проведении электронного аукциона на поставку угля(извещение N0533600008017000001)обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 ст. 33; п. 7, 8 ст. 42, ч. 5 ст. 63, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать в связи с признанием данного электронного аукциона несостоявшимся (согласно протоколу электронного аукциона N0533600008017000001 от 19.10.2017 по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки).
4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: ______________________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии:_______________________________ А.А. Дербенёва
_______________________________ А.И. Прохорова
_______________________________ А.А. Машкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 24 октября 2017 г. N 07-15/2017-200
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2017