Дата оглашения решения: 24 октября 2017 года город Иваново
Дата изготовления решения: 26 октября 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Михеевой Т.А. - заместителя руководителя управления;
членов Комиссии: Дербенёвой А.А. - ВрИО начальника отдела контроля в сфере закупок, Прохоровой А.И. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Машковой А.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
в присутствии представителей Департамента развития информационного общества Ивановской области (далее - Заказчик): Васейковой Ольги Юрьевны (доверенность N 23/17 от 23.10.2017), Домашкина Александра Владимировича (доверенность N 24/17 от 23.10.2017),
в отсутствие представителей ООО "Клинсистемс" (далее - Заявитель, Общество), Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее - Уполномоченный орган) (уведомлены надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
17.10.2017 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "Клинсистемс" на действия Департамента развития информационного общества Ивановской области при проведении электронного аукциона на оказание услуг по фиксации нарушений правил дорожного движения (извещение N0133200001717003108).
По мнению Общества, при формировании документации об электронном аукционе Заказчиком были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Согласно первому доводу жалобы документация о закупке не содержит однозначного указания на то, кто конкретно (Заказчик или Исполнитель) предоставляет технические средства фиксации нарушений правил дорожного движения для оказания услуг, а также перечня оборудования, которое предоставляется Заказчиком Исполнителю после заключения контракта. Отсутствие в документации о закупке указанной информации не позволяет определить перечень оборудования, которым должен располагать Исполнитель для оказания услуг по контракту, соответственно, не позволяет определить затраты на исполнение контракта и рассчитать его цену.
В соответствии со вторым доводом жалобы данные Заказчиком на запрос о даче разъяснений положений документации о закупке разъяснения положений документации об электронном аукционе не содержат ответы на вопросы, поставленные в таком запросе.
Заказчик в своих возражениях на жалобу, а также его представители на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что нарушений при проведении закупки допущено не было.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Уполномоченным органом документы, заслушав представителей лица, участвующего в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
13.10.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http://www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение 0133200001717003108 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по фиксации нарушений правил дорожного движения.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно п. 8 раздела II "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации о закупке описание объекта закупки содержится в Техническом задании (раздел III "Техническое задание" документации об электронном аукционе).
В разделе III "Техническое задание" документации об электронном аукционе указаны услуги, которые необходимо будет оказать в рамках исполнения контракта по рассматриваемой закупке:
- фиксация нарушений правил дорожного движения с помощью передвижных комплексов оборудования в количестве 22 единиц;
- фиксация нарушений правил дорожного движения с помощью мобильных комплексов фиксации нарушений правил расположения автомобилей на проезжей части в количестве 2-х единиц;
- фиксация нарушений правил дорожного движения с помощью стационарного комплекса фиксации нарушений правил проезда перекрестков в количестве 2 единиц;
- фиксация нарушений правил дорожного движения с помощью стационарного комплекса оборудования в количестве 1 единицы;
- фиксация нарушений правил дорожного движения с помощью стационарного комплекса оборудования в количестве 1 единицы.
П. 2.2.1 проекта контракта документации о закупке предусмотрено, что Исполнитель обязан оказать услуги по контракту в полном объеме, в предусмотренный контрактом срок, на высоком уровне, в соответствии с условиями контракта, технического задания, нормами, регулирующими область фиксации нарушений правил дорожного движения, а также в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.2.6 проекта контракта документации о закупке в случае, указанном в п. 2.3.3 контракта, Исполнитель обязуется течение 2-х дней с момента предоставления Заказчиком оборудования заключить договор страхования оборудования, предоставленного Заказчиком (с указанием в договоре страхования стоимости оборудования, указанной в акте приема-передачи оборудования), с представлением Заказчику копии договора страхования. Страхование указанного оборудования осуществляется на срок оказания услуг по контракту_
На основании п. 2.2.8 проекта контракта документации о закупке Исполнитель обязан в случае использования Исполнителем оборудования Заказчика, согласно п. 2.3.3 контракта, в день окончания оказания услуг по контракту передать Заказчику по акту приема передачи, в указанных Заказчиком время и месте, оборудование в техническом состоянии и комплектности, в котором данное оборудование передавалось Исполнителю.
Согласно п. 2.2.10 проекта контракта документации о закупке в день заключения контракта Исполнитель представляет Заказчику список используемого для фиксации нарушений правил дорожного движения оборудования, копии свидетельств о поверке оборудования для фиксации правонарушений, предусмотренных ч. 2 - 7 ст. 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ч. 4 ст. 12.16 КоАП РФ, ч. 1 ст. 12.19 КоАП РФ.
П. 2.3.3 проекта контракта документации об электронном аукционе предусмотрено, что по письменной заявке Исполнителя, в день заключения контракта, либо в иной день действия контракта, Заказчик, при наличии возможности, вправе предоставить Исполнителю имеющееся у него в наличии оборудование, посредством которого Исполнитель вправе осуществлять фиксацию нарушений правил дорожного движения. Оборудование предоставляется Заказчиком в комплекте и состоянии "как есть". При передаче оборудования в акте приема-передачи указывается техническое состояние и комплектность оборудования, а также его балансовая стоимость.
На основании п. 2.4.4 проекта контракта документации о закупке Заказчик обязан в срок, не позднее дня окончания оказания услуг по контракту, сообщить Исполнителю о времени и месте возврата оборудования Заказчику.
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители Заказчика сообщили, что в настоящее время у Заказчика не имеется ни одного полностью укомплектованного комплекса. У Департамента развития информационного общества Ивановской области находятся в наличии некомплектные передвижные комплексы оборудования, а также комплектующие к стационарным комплексам в виде креплений, запчастей. Заказчик готов помогать Исполнителю по контракту имеющимся у него в наличии оборудованием, в случае поломки оборудования, которым Исполнитель будет оказывать услуги по фиксации нарушений правил дорожного движения.
Комиссия Ивановского УФАС России, проанализировав указанные выше положения документации о закупке, а также заслушав пояснения представителей Заказчика, данных на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, приходит к следующим выводам.
В рассматриваемом случае обязанность по надлежащему оказанию услуг по фиксации нарушений правил дорожного движения возложена на Исполнителя по контракту. Однако из положений документации о закупке не представляется возможным определить, будет ли представлено Заказчиком оборудование, необходимое для оказания услуг по контракту, если будет, то какое, либо для достижения результатов, предусмотренных документацией о закупке, Исполнитель должен самостоятельно изыскивать необходимое для оказания услуг оборудование.
Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что описание объекта закупки не носит объективный характер, документация об электронном аукционе сформирована с нарушением требований п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе. Первый довод жалобы является обоснованным.
Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе_
13.10.2017 на электронную площадку был направлен запрос о даче разъяснений положений документации о закупке следующего содержания:
"1. В п. 2.2.6 проекта контракта указано: "В случае, указанном в п. 2.3.3 контракта, Исполнитель обязуется течение 2-х дней с момента предоставления Заказчиком оборудования заключить договор страхования оборудования, предоставленного Заказчиком (с указанием в договоре страхования стоимости оборудования, указанной в акте приема-передачи оборудования), с представлением Заказчику копии договора страхования. Страхование указанного оборудования осуществляется на срок оказания услуг по контракту".
Просим разъяснить сумму стоимости оборудования, которая будет указана в акте приема-передачи оборудования.
2. В п. 2.3.3 проекта контракта указано: "По письменной заявке Исполнителя, в день заключения контракта, либо в иной день действия контракта, Заказчик, при наличии возможности, вправе предоставить Исполнителю имеющееся у него в наличии оборудование, посредством которого Исполнитель вправе осуществлять фиксацию нарушений правил дорожного движения. Оборудование предоставляется Заказчиком в комплекте и состоянии "как есть". При передаче оборудования в акте приема-передачи указывается техническое состояние и комплектность оборудования, а также его стоимость".
Просим разъяснить имеется ли у Заказчика возможности предоставить Исполнителю имеющееся у Заказчика 22 ед. передвижных комплексов, 2 ед. мобильных комплексов фиксации нарушений правил, 2 ед. стационарных комплексов фиксации нарушений правил проезда перекрестков, 1 ед. стационарного комплекса.
3. Из п. 2.2.2, 2.2.10, 3.1 проекта контракта следует, что услуга оказывается с использованием товара Исполнителя. Из п. 2.2.6, 2.2.8, 2.3.3 проекта контракта следует, что технические средства фиксации нарушений правил дорожного движения предоставляет Заказчик. Таким образом, из текста контракта однозначно не известно кто предоставляет технические средства фиксации нарушений правил дорожного движения.
Просим разъяснить кто предоставляет технические средства фиксации нарушений правил дорожного движения для оказания услуг?".
На основании ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
16.10.2017 на официальном сайте были опубликованы разъяснения положений документации об электронном аукционе на указанный запрос:
"1. Заказчик не имеет возможности разъяснить сумму стоимости оборудования, которая будет указана в акте приема-передачи оборудования, т.к.:
1) Решение о предоставлении исполнителю имеющегося в наличии у заказчика оборудования, посредством которого исполнитель вправе осуществлять фиксацию нарушений правил дорожного движения, принимается заказчиком после заключения контракта на основании письменной заявки исполнителя;
2) В настоящее время заказчик не знает, какое оборудование и в каком объеме исполнитель может запросить у заказчика. В акте приема-передачи оборудования указывается его балансовая стоимость.
2. В соответствии с п. 2.3.3 проекта контракта исполнитель направляет письменную заявку заказчику в день заключения контракта, либо в иной день действия контракта, после чего заказчик определяет возможность предоставления имеющегося у него в наличии оборудования.
3. В соответствии с документацией об электронном аукционе и проектом контракта, заказчик заказывает услугу по фиксации нарушений правил дорожного движения и у заказчика нет обязанности предоставить исполнителю технические средства фиксации нарушений правил дорожного движения для оказания услуг. Заказчик может предоставить имеющееся у него в наличии оборудование после письменной заявки исполнителя в день заключения контракта, либо в иной день действия контракта и при наличии такой возможности.
Кроме того, в соответствии с п. 2.1.2 проекта контракта, исполнитель вправе привлекать к исполнению контракта третьих лиц, не предусмотренных контрактом (соисполнителей)".
На основании указанного, с учетом положений документации о закупке, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что указанные разъяснения положений документации об электронном аукционе содержат ответы на вопросы, поставленные в запросе о даче разъяснений положений документации о закупке.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Клинсистемс" на действия Департамента развития информационного общества Ивановской области при проведении электронного аукциона на оказание услуг по фиксации нарушений правил дорожного движения (извещение N0133200001717003108) обоснованной в части первого довода жалобы.
2. Признать в действиях Департамента развития информационного общества Ивановской области нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: ______________________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: _______________________________ А.А. Дербенёва
_______________________________ А.И. Прохорова
_______________________________ А.А. Машкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 24 октября 2017 г. N 07-15/2017-198
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2017