Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "Центр Поставок Профит" на действия муниципального заказчика - Отдела строительства, архитектуры и ЖКХ АМС МО -Пригородный район РСО-Алания (далее - Отдел САиЖКХ АМС МО -Пригородный район РСО-Алания, Заказчик) при осуществлении закупки на ремонт дороги Октябрьское-Куртат-Черменское шоссе км. 4,020 - км. 5,230 (электронный аукцион N0310200000317002442) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
17 октября 2017 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Центр Поставок Профит" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. В своей жалобе указал, что:
1. Заказчик подготовил документацию о закупке с нарушением части 3 статьи 33 Закон о контрактной системе), чем, по его мнению ограничил возможность их участия в качестве поставщиков, т.к. для предоставления нами надлежащего предложения и согласия на поставку товара и итогов выполнения работ по заданным критериям, необходимо приобрести и испытать всю партию товара заранее.
Заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
Включение заказчиком в Техническое задание требований к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к производителю товара, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, по мнению Заявителя, является излишним.
В силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 указанной статьи документов и информации, не допускается.
Следовательно, как считает Заявитель, при описании характеристик товаров Заказчиком не соблюдены требования к составу первой части заявки, тем самым нарушает часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Установление обязанности участника закупки указывать в заявке показатели товара, относящиеся не к показателям самого товара, а к его составным частям, химическим показателям составных частей товара, к результатам испытаний товара и другим физико-химическим свойствам, которые не могут быть известны участнику закупки, ограничивает количество участников закупки, создает дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влечет формальные отклонения заявок, поскольку участник закупки не обязан иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, а также являться производителем товара, чтобы обладать информацией о результатах испытаний товара и химических составляющих товара, которые используются при его изготовлении. Указанные требования к товарам, считает Заявитель, ограничивают количество участников закупки, создают дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влекут формальные отклонения заявок.
При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, в случае установления Заказчиком требований к описанию участниками закупок в составе заявок химического состава и (или) компонентов товара, показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства такие действия нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Так, согласно документации об аукционе, в ходе исполнения контракта необходимо использовать:
- асфальтобетонные смеси ГОСТ 9128-2013, показатели физико-механических свойств асфальтобетонов из горячих смесей с учетом применения показателей. Предел прочности при сжатии, при температуре 50°С*, не менее 1,2 МПа. Предел прочности при сжатии, при температуре 20°С*, не менее 2,2 МПа. Предел прочности при сжатии, при температуре 0°С*, не более 13 МПа. Водостойкость*, не менее 0,80. Водостойкость при длительном водонасыщении*, не менее 0,70. Сдвигоустойчивость* (по сцеплению при сдвиге при температуре 50°С, МПа, и по коэффициенту внутреннего трения), не менее 0,36. Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0°С и скорости деформирования 50 мм/мин*, МПа, 3,5-7,0. Водонасыщение* (для образцов, отформованных из смеси и образцов из переформованных вырубок и кернов), % по объему, 1,0-4,0. Водонасыщение для вырубок и кернов готового покрытия*, не более 4,5 % по объему. Пористость минеральной части асфальтобетона*: 14-19%. Температура смеси при отгрузке*: 140-160 °С;
- минеральный порошок ГОСТ 52129-2003, пористость*, %, не более 40, Набухание образцов из смеси порошка с битумом*, %, не более 3,0 Водостойкость образцов из смеси порошка с битумом, %*, не более 0,7. Показатель битумоемкости*, г, не более 80 Влажность, % по массе*, не более 2,5;
- битумы нефтяные, глубина проникания иглы, 0,1 мм при 25°С, 61-90; глубина проникания иглы, 0,1 мм при 0°С*, не менее 20; температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже 47; растяжимость, см, при 25°С* не менее 55; растяжимость, см, при 0°С* не менее 3,5;
- бруски обрезные хвойных пород, сучки сросшиеся здоровые, и несросшиеся здоровые пластевые и ребровые , допускаются размером* 1/2 ширины стороны и в количестве*
4 шт. на любом однометровом участке длины на каждой из сторон. Сучки сросшиеся здоровые, и несросшиеся здоровые кромочные, допускаются размером*
во всю кромку ширины стороны и в количестве*
2 шт. на любом однометровом участке длины на каждой из сторон.
- поковки, временное сопротивление*, МПа (кгс/мм2) не менее 355 (36). Твердость по Бринеллю (на поверхности поковок): число твердости НВ в пределах не более 101-331. Предел текучести*, МПа не менее 175.
По мнению Заявителя, требуются испытания партии для определения данных характеристик на каждую партию. Участнику необходимо либо самому обладать лицензией и спецоборудованием для проведения таких испытаний, либо обращаться к специализированным лабораториям, предварительно купив партии этих материалов, чтобы документально подтвердить для Заказчика полное соответствие материала его требованиям.
Кроме того, аналогичные требования к химическому составу и (или) компонентов товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, установлены по ряду иных позиций Технического задания.
Отдел САиЖКХ АМС МО - Пригородный район РСО-Алания в объяснении по существу жалобы указал, что считает жалобу необоснованной, в связи с тем, что:
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контракной системе, в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании анализа заказанных норм заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При описании объекта закупки Заказчик руководствуется своими потребностями и принципом объективности.
При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Следовательно, в силу прямого указания закона заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций.
Требования Заказчика к функциональным, техническим, качественным или эксплуатационным характеристикам объекта закупки установлены в Техническом задании и сметной документации Заказчика.
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Таким образом, Заказчик при составлении Технического задания вправе включить в документацию о проведении аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций, при этом Заказчик может в необходимой степени детализировать стандартные показатели товара, предусмотренные ГОСТом. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимым и для заказчика.
Кроме того, Заказчик не обязывал участника закупки иметь в наличии товар на момент подачи заявки и испытывать его, либо самому обладать лицензией и спецоборудованием для проведения таких испытаний, либо обращаться к специализированным лабораториям, предварительно купив партии этих материалов, чтобы документально подтвердить для Заказчика полное соответствие материала его требованиям.
От участника требуется только представить конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о аукционе, которая устанавливает требование о соответствии товаров всем требованиям, в том числе установленными ГОСТами, без представления результатов испытаний.
Кроме того, в документации по проведению аукциона, содержатся требования к содержанию, составу первой части заявки на участие в аукционе, и Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, которая гласит, что "к разряду показателей, которые не фиксируются однозначным образом, отнесены диапазонные значения, что указывается в описании объекта закупки с применением термина "диапазон", "в пределах" либо специальных символов "", "
". Таким образом, в случае, если показатель сопровождается термином "диапазон", "в пределах" либо символами "
", "
" участник также указывает диапазонное значение, причем в случае, если указанный термин или символ сопровождается словами "не менее" или иными перечисленными в настоящем разделе участник может предложить значение диапазона равное либо более заявленного заказчиком (то есть диапазон, который предлагается участником, должен поглощать диапазон, требуемый заказчиком), в случае, если указанный термин или символ сопровождается словами "не более" или иными перечисленными в настоящем разделе участник может предложить значение диапазона равное либо менее заявленного заказчиком (то есть диапазон, предложенный участником по верхней и нижней границе не выходят за значения, заявленные заказчиком). Указание диапазонного значения допускается несмотря на применение слов и символов, отмеченных выше, если в описании присутствует фраза - допускается указание диапазонного значения показателя либо в случае, если наименование показателя сопровождается символом "*". В случае, когда предлагаемый товар не может иметь конкретное значение параметра (конкретный показатель) в соответствии со сведениями, предоставляемыми производителями таких товаров, участником закупки указывается диапазон значений".
То есть, участник может указать диапазонное значение в рамках указанных диапазонов в соответствии с соответствующим ГОСТом.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
27 сентября 2017 года в Единой информационной системе в сфере закупок Управлением РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания) было размещено извещение N0310200000317002442 о проведение электронного аукциона на выполнение работ по ремонту дороги Октябрьское-Куртат-Черменское шоссе км. 4,020 - км. 5,230 и Аукционную документацию по указанному Аукциону, утвержденную Отделом САиЖКХ АМС МО - Пригородный район РСО-Алания (далее - Аукционная документация).
Согласно пункту 5 Информационной карты Аукционной документации, требования к качеству, техническим характеристикам товаров указаны в сметной документации и техническом задании Аукционной документации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Пунктом 2 части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что при описании объекта закупки, необходимо использование стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать стандартные показатели товара, предусмотренные ГОСТом. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика.
Анализ Технической части Аукционной документации свидетельствует о соответствии ее требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 и пунктов 1 и 2 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в Инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе Аукционной документации указано, что при формировании первой части заявки участник закупки указывает конкретное значение установленного заказчиком показателя в соответствии с требованиями инструкции.. Показатели, сопровождающиеся терминами "min", "max", "минимальный(ая)", "минимальный(ая", являются неконкретными и подлежат уточнению участником закупки в составе первой части заявки. При этом "max" является верхним числовым значением, участник закупки при формировании первой части заявки должен предложить показатель, в числовом (количественном) выражении меньший заявленного заказчиком, "min" следует расценивать как нижнее числовое значение, участник закупки при формировании первой части заявки должен предложить показатель, в числовом (количественном) выражении больший заявленного заказчиком. При наличии в описании объекта закупки показателей, сопровождающихся фразой "не должен превышать", участник закупки предлагает конкретное значение показателя, не превышающее заявленного заказчиком. При наличии в описании объекта закупки показателей, сопровождающихся фразами "должен быть", "может быть", участник закупки предлагает конкретное значение показателя. Показатели, сопровождающиеся знаками "" (означает "не менее"), "
" (означает "не более").
Знак "_" означет, что УРЗ должен в своем предложении указать данное значение в виде диапазона (Пример: _2 в предложении -2...+2). При использовании слов "более"/ "менее" и аналогов перед знаком "_", означает, что УРЗ должен указать диапазон шире/уже соответственно. При использование знака "_" с словами в диапазоне нужно указать конкретное значение минус и/или плюс. (Пример в диапазоне _3, +3 и/или -2).
В случаи не использования показателя при описании материала прописать "не нормируется". Предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами, терминами и знаками: "эквивалент", "аналог", "типа", ">", "<", "или", "либо", "от", "до", "не более", "не менее", "более", "менее", "ниже", "выше", "свыше", "ранее", "может быть", "не может быть", "должен быть", "должна быть", "не должна быть", "не должен быть", "не ранее", "не ниже", "не выше" "шире", "min", "уже", "max", и допускать разночтения или двусмысленное толкование, за исключением случаев, когда это допустимо в соответствии с технической документацией производителя.
Все используемые материалы должны отвечать требованиям соответствующих нормативных документов, действующих на территории Российской Федерации: строительных нормам и правил, государственных стандартов, сводов правил по проектированию и строительству. В том случае если, по состоянию на дату проведения электронного аукциона, стандарт, требования которого предъявляются аукционной документацией к товару (материалу), утратил свою силу, участнику закупки при заполнении первой части заявки следует руководствоваться требованиями действующих нормативных документов. Требования ГОСТ и иных нормативных документов, действующих на территории Российской Федерации, являются приоритетными.
В том случае, если значения, указанные в технической документации товара (материала) или технической части аукционной документации отличаются от значений требуемых ГОСТ, участнику закупки, при заполнении первой части заявки, следует руководствоваться требованиями ГОСТ. Участник при подаче заявки обязан указать единицы измерения по каждому параметру товара. При подаче сведений участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в аукционной документации. В случае отсутствия в технической части указания на единицы измерения показателей читать их в соответствии с нормами действующих стандартов. В случае указания в технической части документации об аукционе товарных знаков, читать их в сопровождении слов "или эквивалент".
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ООО "Центр Поставок Профит" на действия муниципального заказчика - Отдела САиЖКХ АМС МО - Пригородный район РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0310200000317002442 на ремонт дороги Октябрьское-Куртат-Черменское шоссе км. 4,020 - км. 5,230.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 24 октября 2017 г. N А280-10/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2017