Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
|
|
рассмотрев жалобы: общества с ограниченной ответственностью "Новострой" от 16.10.2017 N28 (вх. N 4952 от 17.10.2017), общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (вх. N 4957 от 17.10.2017), ИП Хаджирокова Р.М. исх. N14 от 16.10.2017 (вх. N 4954 от 17.10.2017), ИП Черняка Г.Е. (вх. N 4978 от 18.10.2017) на действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Центр химизации и сельскохозяйственной радиологии "Тульский" (далее - ФГБУ "Тулаагрохимрадиология", Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания, расположенного по адресу: 301493, Тульская область, Плавский район, пос. Молочные дворы, ул. Садовая, д. 9 (закупка N 0366100009817000023) (далее - Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), в присутствии:
в отсутствие представителей ООО "Новострой", ООО "Перспектива", ИП Хаджирокова Р.М., ИП Черняка Г.Е., уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела,
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступили жалобы ООО "Новострой", ООО "Перспектива", ИП Хаджирокова Р.М., ИП Черняка Г.Е на действия Заказчика при проведении Электронного аукциона.
Исходя из того, что проверке по указанным жалобам подлежат действия Заказчика при осуществлении закупки N 0366100009817000023, решением Комиссии рассмотрение указанных жалоб объединено в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу единого номера N 04-07/299-2017. Со стороны участников заседания Комиссии возражений не поступало.
В жалобе, указывая на несоответствие документации об электронном аукционе требованиям Закона, ИП Черняк Г.Е. приводит следующие доводы.
По мнению ИП Черняка Г.Е., Заказчик не использует при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 33 Закона.
В частности, ИП Черняк Г.Е. указывает на следующие позиции приложения N 1 "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме" к части II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на выполнение работ по капитальному ремонту здания, расположенного по адресу: 301493, Тульская область, Плавский район, пос. Молочные дворы, ул. Садовая, д. 9" (далее - Техническое задание).
В пункте 81 "Швеллеры" Заказчиком установлено заведомо завышенное требование к высоте швеллеров с параллельными гранями полок "не более 450 мм", которое вводит потенциальных участников закупки в заблуждение и позволяет указать значение, которое будет соответствовать требованию аукционной документации, но будет противоречить ГОСТ 8240-97.
ИП Черняк Г.Е. считает, что Заказчиком установлено заведомо заниженное требование к классу бетона "В22,5-30" в отношении товара, характеристики которого указаны в пункте 82 "Камни бортовые бетонные". ИП Черняк Г.Е. указывает, что камни БР 100.20.8 не удовлетворяют требованию Заказчика к высоте "не менее 300 мм", поэтому характеристики камней БР 100.20.8 не могут быть указаны в первой части заявки участником закупки. Следовательно, камни бортовые с высотой "не менее 300 мм" не могут иметь класс бетона по прочности на сжатие ниже В30, что вводит потенциальных участников закупки в заблуждение и позволяет указать в заявке сведения, противоречащие ГОСТ 6665-91.
По мнению ИП Черняка Г.Е., Заказчик в пункте 36 "Арматурная сталь" предусматривал выбор всего двух параметров, а именно: диаметр арматурной стали 10 или 12 и сечение арматурной стали в зависимости от диаметра 78,5 или 113,1 единицы измерения остаются неизменными, тем самым могут ввести в заблуждение участника закупки, так как в ГОСТ 52544-2006 таблица 1 сечение арматурной стали для диаметра 10 и 12 определено соответственно 78,5 и 113,1.
В жалобе ИП Черняк Г.Е. указывает, что Заказчиком установлено требование о соответствии предлагаемых материалов нормативным документам, в том числе выключателей автоматических и кабеля-канала ГОСТ 14254-96, который утратил свою силу и заменен на ГОСТ 14254-2015 "Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)", что нарушает п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона.
ИП Черняк Г.Е. считает, что требования к шкурке шлифовальной, указанные в пункте 71 "Шкурка шлифовальная двухслойная" приложении N 1 к Техническому заданию, являются избыточными требованиями. По мнению ИП Черняка Г.Е., шкурка шлифовальная является не самым передовым абразивным материалом с точки зрения технологии выполнения строительных работ.
В жалобе ООО "Перспектива" указано, что Заказчик установил неверный срок окончания предоставления разъяснений и нарушил положения части 4 статьи 65 Закона.
По мнению общества, отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме в составе документации означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, и лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение, а также нарушает пункт 1 части 1 статьи 33 Закона.
ООО "Перспектива" считает, что условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, установлены Заказчиком в проекте контракта не в соответствии с частями 5 и 8 статьи 34 Закона.
ООО "Новострой" считает, что требования к характеристикам товаров и материалов по позициям п.63 Кабель: допустимая температура нагрева жил кабеля по условию невозгорания при коротком замыкании до 350 °С; допустимые токовые нагрузки в режиме перегрузки на переменном токе на воздухе - 22,65 или 24,36 А; допустимый ток двухсекундного короткого замыкания кабелей - не менее 0,15 кА, являются излишне завышенными, а также являются требованиями, в том числе, к сырью (в том числе, к компонентному составу), из которого изготавливается товар, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства используемый при выполнении работ.
Конкретные значения по таким характеристикам вышеуказанных позиций, по мнению общества, не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе.
По мнению общества, отсутствие в проектно-сметной документации раздела "Проект организации строительства" является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона.
В жалобе ИП Хаджироков Р.М. указывает, что заказчиком в отношении красок масляных и олифы установлены избыточные требования к характеристикам товаров (материалов), используемых при выполнении работ.
В жалобах заявители просят выдать Заказчику предписание о внесении изменений в документацию о данной закупке.
Представители Заказчика, присутствующие на заседании Комиссии, не согласились с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в возражении на рассматриваемую жалобу.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении вышеуказанного аукциона в электронной форме, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение и документация о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания, расположенного по адресу: 301493, Тульская область, Плавский район, пос. Молочные дворы, ул. Садовая, д. 9 (закупка N 0366100009817000023) (далее - документация об электронном аукционе) опубликованы 21.09.2017 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС).
Документация об электронном аукционе утверждена директором ФГБУ "Тулаагрохимрадиология" М.М. Саидовым.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 20981890,68 рублей.
21.09.2017, 02.10.2017 Заказчиком были опубликованы в ЕИС изменения извещения и документации о проведении электронного аукциона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона предусмотрена необходимость использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64, подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона в пункте 24 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" части I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации об электронном аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным пунктом Техническим заданием документации об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В Приложении N 1 Технического задания документации об электронном аукционе Заказчиком указаны сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых участниками закупки предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме.
В отношении товара по позиции 81 указаны, в том числе следующие характеристики:
N п/п |
Наименование товара |
Технические характеристики |
Ед. изм. |
||
|
|
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
Значение, предлагаемое участником |
|
81. |
Швеллеры |
Описание |
Требуется швеллер стальной горячекатанный с параллельными гранями полок. |
|
|
|
|
высота (швеллера) |
не более 450 |
|
мм |
Согласно таблице 2 ГОСТ 8240-97 "Швеллеры стальные горячекатаные. Сортамент" швеллеры серии П с параллельными гранями полок максимального размера N 40П имеют высоту швеллера h 400 мм.
Из инструкции (дополнения) по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме (далее - Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе) следует, что участнику закупки необходимо указывать конкретные показатели характеристики каждого вида (типа) товара (материала), применяемого при производстве работ, оказании услуг указанного в "Сведения о качестве технических характеристик товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме".
В форме могут быть использованы следующие знаки и обозначения: слова "не более" - означают что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему.
Таким образом, положения Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе позволяют участнику закупки указать значение высоты швеллера, соответствующее потребности Заказчика в товаре, с характеристиками, указанными в пункте 81 Технического задания аукционной документации, и не противоречащее ГОСТ 8240-97.
Следовательно, довод ИП Черняка Г.Е. о том, что требование к высоте швеллеров с параллельными гранями полок "не более 450 мм" вводит потенциальных участников закупки в заблуждение, Комиссия считает необоснованным.
Довод ИП Черняка Г.Е. о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 33 Закона при описании характеристик товара "Камни бортовые бетонные" (пункт 82 приложения N 1 к Техническому заданию) Комиссия считает обоснованным, в связи со следующим.
В отношении товара по позиции 82 приложения N 1 к Техническому заданию указаны следующие характеристики:
N п/п |
Наименование товара |
Технические характеристики |
Ед. изм. |
||
|
|
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
Значение, предлагаемое участником |
|
82. |
Камни бортовые бетонные |
Марка |
марка БР/ БЛ или БУ |
|
|
Класс и марка бетона |
В22,5-30 М300-400 |
|
|
||
Морозостойкость бетона |
F200 или F300 |
|
|
||
|
должны быть не армированы, и иметь монтажные петли из стали А-1. |
|
|
||
Вес изделия |
не тяжелее 0,120 |
|
т |
||
длина |
не менее 1000 |
|
|
||
ширина |
менее 180 |
|
|
||
высота |
не менее 300 |
|
мм |
В Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме Заказчиком установлено требование о соответствии предлагаемых материалов нормативным документам, в том числе Бордюрный камень ГОСТ 6665-91.
Согласно пункту 1.3.2. ГОСТ 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия" бетон камней марки БР100.20.8 должен соответствовать классу бетона по прочности на сжатие не менее чем В22,5, а бетон остальных марок камней - не менее чем В30. Исходя из условного обозначения камней, камни бортовые БР 100.20.8 имеют длину 1000 мм, высоту 200 мм и ширину 80 мм.
Таким образом, камни БР 100.20.8 не удовлетворяют требованию Заказчика к высоте "не менее 300 мм", поскольку камни бортовые с высотой "не менее 300 мм" не могут иметь класс бетона по прочности на сжатие ниже В30. Следовательно, характеристики камней БР 100.20.8 не могут быть указаны в первой части заявки участником закупки.
Более того, Комиссия установила, что Заказчиком не указаны единицы измерения длины и ширины спорного материала.
При таких обстоятельствах Комиссия считает, что такое описание параметров материала не допустимо, поскольку производители и поставщики такой продукции ориентированы на официальные параметры продукции, установленные в данном случае поименованным выше стандартом, а описанные подобным образом в совокупности значения спорных характеристик товара не позволяют им подать предложение на участие в торгах, отвечающее одновременно потребностям Заказчика и требованиям стандарта.
Следовательно, указанные действия Заказчика являются нарушением пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона.
Довод ИП Черняка Г.Е. о несоответствии ГОСТ Р 52544-2006 значения характеристики площади поперечного сечения материала "Арматурная сталь", указанного в пункте 36 приложения N 1 к Техническому заданию, Комиссия считает обоснованным, в связи со следующим.
В отношении товара по позиции 36 приложения N 1 к Техническому заданию указаны, в том числе следующие характеристики:
N п/п |
Наименование товара |
Технические характеристики |
Ед. изм. |
||
|
|
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
Значение, предлагаемое участником |
|
36. |
Арматурная сталь |
Площадь поперечного сечения |
113,1 или 78,5 |
|
см2 |
В Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме Заказчиком установлено требование о соответствии предлагаемых материалов нормативным документам, в том числе Арматурная сталь: ГОСТ Р 52544-2006
Согласно ГОСТ Р 52544-2006 "Прокат арматурный свариваемый периодического профиля классов А500С и В500С для армирования железобетонных конструкций. Технические условия" сталь с номинальным диаметром 10 мм имеет площадь поперечного сечения 78,5 мм2 (0,785 см2), с номинальным диаметром 12 мм имеет площадь поперечного сечения 113,1 мм2 (1,131 см2)
Заказчиком же установлено требование к площади поперечного сечения арматурной стали класса А500С диаметром номинальным "10 или 12 мм": "113,1 или 78,5 см2", что противоречит ГОСТ Р 52544-2006.
Из пояснений представителей Заказчика следует, что при описании спорной характеристики материала была допущена техническая ошибка.
Таким образом, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона Заказчик не использует при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Довод ИП Черняка Г.Е. о незаконном установлении требования о соответствии предлагаемых материалов, в том числе выключателей автоматических и кабеля-канала, ГОСТ 14254-96 Комиссия считает обоснованным.
В Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме Заказчиком установлено требование о соответствии предлагаемых материалов нормативным документам, в том числе "Выключатели автоматические и Кабель-канал", ГОСТ 14254-96. Однако ГОСТ 14254-96 "Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)" утратил свою силу, он заменен на ГОСТ 14254-2015 "Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)".
Следовательно, указанное требование установлено Заказчиком в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации не допускается.
В отношении товара по позиции 71 приложения N 1 к Техническому заданию указаны следующие характеристики:
N п/п |
Наименование товара |
Технические характеристики |
Ед. изм. |
||
|
|
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
Значение, предлагаемое участником |
|
71. |
Шкурка шлифовальная двухслойная |
|
Шлифовальная шкурка должна быть 1 или 2 типа |
|
|
|
однослойная или двухслойная |
|
|
||
|
Должна быть зернистостью 25 или 40 или 40/25 |
|
|
||
|
Должна изготовляться из электрокорунда или карбида кремния. |
|
|
||
|
Шкурка должна обладать режущей способностью не менее 294 |
|
мм3/м ин |
||
|
Коэффициент водостойкости должен быть не менее 0,65 |
|
|
||
|
Показатель прочности К для типа 1 или 2 от 0,3 до 5,5 |
|
мм/г |
В возражении на данный довод жалобы Заказчик указывает, что предъявил требования к шкурке шлифовальной в связи с тем, что в сметной документации указаны работы, при выполнении которых применяется данный материал, применение более совершенных материалов повлечет неизбежное удорожание выполняемых работ, а в случае применения шкурки шлифовальной не удовлетворяющим требованиям Заказчика финишная поверхность может не удовлетворять строительным и гигиеническим нормам.
По мнению Комиссии, Шкурка шлифовальная является расходным материалом, не остается у Заказчика и служит для производства работ. Предметом контракта является не поставка шкурки шлифовальной, а выполнение работ по капитальному ремонту здания.
Комиссия считает необходимым отметить, что при установлении заказчиком в документации об электронном аукционе, извещении о проведении закупки требований к описанию участниками закупки товаров заказчику следует учесть, что Закон не содержит норм, которые обязывали бы участников закупки иметь в наличии товар на момент подачи заявки, а также норм, обязывающих участников закупки подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара.
Как было отражено выше, Закон не возлагает на участников закупки обязанность приобретать товары, необходимые при выполнении работ, до подачи заявки на участие в аукционе. В то же время, подавая заявку на участие в аукционе, потенциальный участник вынужден сформировать свое предложение таким образом, чтобы оно отвечало всем требованиям и условиям документации об аукционе.
Следовательно, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об электронном аукционе требований к описанию участниками закупок функциональных характеристик товара, используемого при выполнении работ, по мнению Комиссии, излишне детализированы и ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в электронном аукционе
Соответственно, довод жалобы Общества в указанной части обоснован, а действия Заказчика, установившего подобные требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в данном определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и сведений, нарушают часть 6 статьи 66 Закона.
Относительно довода ООО "Перспектива" об указании Заказчиком срока окончания предоставления разъяснений не в соответствии с положением части 4 статьи 65 Закона Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пункту 18 части I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации об электронном аукционе дата окончания предоставления разъяснений положений документации об аукционе - 25.10.2017.
Из пункта 21 части I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации об электронном аукционе установлено, что дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 18.10.2017 г. в 10 час. 00 мин. по московскому времени.
Таким образом, дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации об аукционе установлена Заказчиком в противоречие с положением части 4 статьи 65 Закона.
Относительно довода жалобы о не размещении Заказчиком в ЕИС проектно-сметной документации в полном объеме Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 12.2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Отсутствие в документации о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ, в том числе отсутствие в составе документации о закупке полного объема проектной документации приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в соответствии с Градостроительным Кодексом Российской Федерации предусмотрена подготовка отдельных разделов проектно-сметной документации в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства в зависимости от содержания работ.
При этом, объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту здания учреждения. В рамках указанных работ по капитальному ремонту строительство документацией об электронном аукционе не предусмотрено.
Кроме того, представители Заказчика пояснили, что документация об аукционе содержит сметную документацию, как отдельный раздел проектной документации, а также Техническое задание с указанием требований к используемым материалам. Техническое задание документации об аукционе также содержит сведения о порядке и сроках проведения и завершения работ по капитальному ремонту здания, объектные и сводные сведения по объемам работ, необходимым для проведения работ трудовым и материально-техническим ресурсам.
Следовательно, Заказчиком определен перечень необходимых к выполнению работ и их объемы, что позволяет участникам закупки с учетом обозначенного в документации об электронном аукционе порядка формирования начальной (максимальной) цены контракта (Смета) определить затраты при выполнении указанных работ.
Представители Заказчика на заседании Комиссии также сообщили, что указанные сведения размещены в ЕИС в полном объеме.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, заявителем на заседание Комиссии не представлены доказательства того, что размещенной в ЕИС информации недостаточно для формирования участником закупки предложения по исполнению государственного контракта.
Таким образом, довод жалобы общества в данной части является необоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5 и 8 статьи 34 Закона установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Пункты 8.4 и 8.10 части III "Проект контракта" документации об электронном аукционе содержат следующие положения об ответственности сторон:
"пункт 8.4: За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, в размере 5 процентов стоимости Контракта, что составляет _____ рублей ___ копеек";
"пункт 8.10: За каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы в размере 5000,00 (пять тысяч) рублей 00 копеек".
Согласно части 2 Правил размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 3 - 9 настоящих Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта.
Пунктом 3 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
Пунктом 9 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
Подпункты "а" - "б" пунктов 3 и 9 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что Законом не предусмотрено изменение положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, а контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта (20981890,68 рублей), Заказчику целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Таким образом, условие об ответственности Заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, установлены Заказчиком в проекте контракта не в соответствии с частями 5 и 8 статьи 34 Закона.
Следовательно, довод жалобы общества в данной части Комиссия считает обоснованным.
Относительно доводов жалобы ООО "Новострой" Комиссией установлено следующее.
В отношении товара по позиции 63 приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком указаны, в том числе следующие характеристики:
N п/п |
Наименование товара |
Технические характеристики |
Ед. изм. |
||
|
|
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
Значение, предлагаемое участником |
|
63. |
Кабель |
Допустимая температура нагрева жил кабеля по условию невозгорания при коротком замыкании |
До 350 |
|
°С |
Допустимые токовые нагрузки в режиме перегрузки на переменном токе на воздухе |
22,65 или 24,36 |
|
А |
||
Допустимый ток двухсекундного короткого замыкания кабелей |
Не менее 0,15 |
|
кА |
Из возражений Заказчика следует, что при формировании Технического задания по позиции N 63 Заказчик руководствовался требованиями ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия".
Комиссией установлено, что спорные хактеристики установлены Заказчиком в соответствии с требованиями ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия", а положения Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе позволяют участнику закупки указать значение спорных характеристик кабеля, соответствующее потребности Заказчика и не противоречащее ГОСТ 31996-2012.
Таким образом, соответствующий довод общества не нашел своего подтверждения.
Оценка довода ООО "Новострой" об отсутствии в полном объеме проектно-сметной документации в составе документации об электронном аукционе приводилась Комиссией выше в отношении соответствующего довода, приведенного в жалобе ООО "Перспектива".
Довод жалобы ИП Хаджирокова Р.М. об избыточном требовании к характеристикам товаров (материалов) (красок масляных и олифы), используемых при выполнении работ Комиссия считает обоснованным, в связи со следующим.
В отношении материала по позициям 7, 8, 21 приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком указаны, в том числе следующие характеристики:
N п/п |
Наименование товара |
Технические характеристики |
Ед. изм. |
||
|
|
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
Значение, предлагаемое участником |
|
7 |
Краски масляные |
Время высыхания до степени 3 при температуре (20 |
менее 24 |
|
ч |
8 |
Олифа |
Время высыхания до степени 3 при t° 20_2°С |
не Более 24 |
|
ч |
Температура самовоспламенения |
не Менее 244 |
|
°С |
||
21 |
Олифа натуральная |
Температура вспышки в закрытом тигле |
не Менее 206 |
|
град. С |
Исходя из положений Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, слова "не менее" - означают что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему.
Таким образом, участнику закупки необходимо указать в заявке характеристики показателей, конкретные значения которых не могут быть известными на момент подачи заявки.
Комиссия считает необходимым отметить, что при установлении заказчиком в документации об электронном аукционе, извещении о проведении закупки требований к описанию участниками закупки товаров заказчику следует учесть, что Закон не содержит норм, которые обязывали бы участников закупки иметь в наличии товар на момент подачи заявки, а также норм, обязывающих участников закупки подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара.
Как было отражено выше, Закон не возлагает на участников закупки обязанность приобретать товары, необходимые при выполнении работ, до подачи заявки на участие в аукционе. В то же время, подавая заявку на участие в аукционе, потенциальный участник вынужден сформировать свое предложение таким образом, чтобы оно отвечало всем требованиям и условиям документации об аукционе.
Следовательно, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об электронном аукционе требований к описанию участниками закупок функциональных характеристик товара, используемого при выполнении работ, по мнению Комиссии, излишне детализированы и ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в электронном аукционе
Соответственно, довод жалобы ИП Хаджирокова Р.М. обоснован, а действия Заказчика, установившего подобные требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в данном определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и сведений, нарушают часть 6 статьи 66 Закона.
Таким образом, документация о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания, расположенного по адресу: 301493, Тульская область, Плавский район, пос. Молочные дворы, ул. Садовая, д. 9 (закупка N 0366100009817000023) не соответствует вышеуказанным положениям Закона.
Соответственно, в действиях должностного лица Заказчика, утвердившего документацию о проведении электронного аукциона, не соответствующую требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях: утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Черняка Г.Е. (вх. N 4978 от 18.10.2017) на действия ФГБУ "Тулаагрохимрадиология" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания, расположенного по адресу: 301493, Тульская область, Плавский район, пос. Молочные дворы, ул. Садовая, д. 9 (закупка N 0366100009817000023) частично обоснованной; жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (вх. N 4957 от 17.10.2017) - частично обоснованной; жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новострой" от 16.10.2017 N28 (вх. N 4952 от 17.10.2017) - необоснованной; жалобу ИП Хаджирокова Р.М. исх. N14 от 16.10.2017 (вх. N 4954 от 17.10.2017) - обоснованной.
2. В результате проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания, расположенного по адресу: 301493, Тульская область, Плавский район, пос. Молочные дворы, ул. Садовая, д. 9 (закупка N 0366100009817000023) признать ФГБУ "Тулаагрохимрадиология" нарушившим пункт 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 , часть 6 статьи 66, часть 4 статьи 65, части 5, 8 статьи 34 Закона.
3. На основании части 22 статьи 99 Закона выдать ФГБУ "Тулаагрохимрадиология" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66, части 4 статьи 65, частей 5, 8 статьи 34 Закона путем внесения изменений в извещение и документацию о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания, расположенного по адресу: 301493, Тульская область, Плавский район, пос. Молочные дворы, ул. Садовая, д. 9 (закупка N 0366100009817000023) и приведения положений такой документации об электронном аукционе в соответствие с требованиями Закона, с учетом решения по настоящему делу. При этом продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с положениями части 6 статьи 63 и части 6 статьи 65 Закона.
4. В соответствии с частью 22 статьи 99 Закона выдать единой комиссии ФГБУ "Тулаагрохимрадиология" по осуществлению закупок товаров, работ, услуг обязательное для исполнения предписание об отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки N 0366100009817000023.
5. Передать материалы внеплановой проверки Электронного аукциона (закупка N 0366100009817000023) соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 04-07/299-2017
24.10.2017 г. Тула
Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
|
|
на основании решения от 24.10.2017 по жалобам: общества с ограниченной ответственностью "Новострой" от 16.10.2017 N28 (вх. N 4952 от 17.10.2017), общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (вх. N 4957 от 17.10.2017), ИП Хаджирокова Р.М. исх. N14 от 16.10.2017 (вх. N 4954 от 17.10.2017), ИП Черняка Г.Е. (вх. N 4978 от 18.10.2017) на действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Центр химизации и сельскохозяйственной радиологии "Тульский" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания, расположенного по адресу: 301493, Тульская область, Плавский район, пос. Молочные дворы, ул. Садовая, д. 9 (закупка N 0366100009817000023) и в соответствии с требованиями части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон)
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ФГБУ "Тулаагрохимрадиология" устранить нарушения пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 , части 6 статьи 66, части 4 статьи 65, частей 5, 8 статьи 34 Закона путем внесения изменений в извещение и документацию о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания, расположенного по адресу: 301493, Тульская область, Плавский район, пос. Молочные дворы, ул. Садовая, д. 9 (закупка N 0366100009817000023) и приведения положений такой документации об электронном аукционе в соответствие с требованиями Закона, с учетом решения по настоящему делу. При этом продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с положениями части 6 статьи 63 и части 6 статьи 65 Закона.
2. Единой комиссии ФГБУ "Тулаагрохимрадиология" по осуществлению закупок товаров, работ, услуг отменить протоколы, составленные в ходе проведения закупки N 0366100009817000023.
3. Срок исполнения предписания - не позднее 10.11.2017.
4. ФГБУ "Тулаагрохимрадиология", единой комиссии ФГБУ "Тулаагрохимрадиология" по осуществлению закупок товаров, работ, услуг уведомить Тульское УФАС России об исполнении предписания не позднее 10.11.2017 (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания).
В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
1. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр химизации и сельскохозяйственной радиологии "Тульский": ул. Оборонная, д. 93, г. Тула, 300045
2. Единая комиссия ФГБУ "Тулаагрохимрадиология" по осуществлению закупок товаров, работ, услуг: ул. Оборонная, д. 93, г. Тула, 300045
3. ЗАО "Сбербанк-АСТ" Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9, г. Москва, 119435
4. Индивидуальный предприниматель Черняк Георгий Евгеньевич: ул. Школьная, д. 55, кв. 2, с. Белоглазово, Шипуновский район, Алтайский край, 658370
5. Общество с ограниченной ответственностью "Перспектива": ул. Куйбышева, д. 79, ком. 64, г. Самара, 443099
6. Общество с ограниченной ответственностью "НОВОСТРОЙ": проспект Федеративный, д. 5, корп. 1, пом. 1, комн. 5 г. Москва, 111399
7. Индивидуальный предприниматель Хаджироков Р.М.: ул. Ульянова, д. 9, а. Кошехбаль, Кошехбальский р-н, Республика Адыгея, 385400
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 24 октября 2017 г. N 04-07/299-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2017