Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии -- заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
члены Комиссии:
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
- специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в отсутствие представителей:
заказчика - администрации муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск" (далее - администрация МО "ГО "Город Козьмодемьянск"),
заявителя - Моторова(далее - Моторов), надлежащим образом уведомленных о дате, времени, месте рассмотрения материалов дела, рассмотрев жалобу Моторова на положения аукционной документации электронного аукциона на приобретение жилого помещения (квартиры) (извещение на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 0108300014617000062 от 26.09.2017),
установила:
Администрацией МО "ГО "Город Козьмодемьянск" проводится электронный аукцион на приобретение жилого помещения (квартиры) (номер извещения на официальном сайте 0108300014617000062 от 26.09.2017).
В Марийское УФАС России поступила жалоба Моторована положения аукционной документации названного электронного аукциона.
Заявитель полагает, что документация указанного аукциона не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчик с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной, направил письменные пояснения (исх. N 2734 от 20.10.2017).
При рассмотрении жалобы в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры закупки. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация на приобретение жилого помещения (квартиры) размещены на официальном сайте 26.09.2017 (код закупки 0108300014617000062).
Электронная площадка для проведения аукциона - http://www.sberbank-ast.ru.
Начальная максимальная цена контракта - 900 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 16.10.2017 17:00.
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе: 17.10.2017.
Дата проведения электронного аукциона на электронной площадке: 20.10.2017.
Оценив доводы, изложенные в жалобе, а также изучив материалы дела, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу об обоснованности жалобы Моторована основании следующего.
1. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В силу части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчикуне позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, а также аукционной документацией дата и время окончания подачи заявок - 16.10.2017 в 17:00.
Вместе с тем, в пункте 21 информационной карты (раздел 2 аукционной документации) заказчиком установлен срок предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об электронном аукционе - с 26.09.2017 по 08.10.2017.
Таким образом, заказчиком неправомерно, в нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе определена дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об электронном аукционе.
Ссылка заказчика на тот факт, что в распоряжении администрации городского округа "Город Козьмодемьянск" от 06.10.2017 N 275-р "О внесении изменений в извещение и документацию к распоряжению N 265-р от 26.09.2017 года" указан верный срок предоставления разъяснений положений аукционной документации - с 26.09.2017 по 14.10.2017, является недостаточной, поскольку соответствующие изменения также должны быть внесены в аукционную документацию.
2. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 названного закона.
В силу части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно части 2 статьи 37 Закона о контраткной системе в случае, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 указанной статьи, илиинформации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 названной статьи.
В разделе 6 проекта контракта (приложение N 3) заказчиком установлены требования к обеспечению исполнения контракта.
В частности, в пункте 6.1 проекта контракта указано, что если цена будет снижена на 25% и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник аукциона, с которым заключается контракт, должен предоставитьобеспечение исполнения контракта в размере 7,5% начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 67500 (Шестьдесят семь тысяч пятьсот) рублей либообеспечение исполнения контракта в размере 5%идокументы, подтверждающие добросовестность в соответствии с частью 7.4 раздела 1 документации.
Таким образом, заказчиком неправомерно, в нарушение части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в проекте контратка установлены требования к обеспечению исполнения контракта.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного закона и инструкцию по ее заполнению.
Вместе с тем, в составе документации электронного аукциона на приобретение жилого помещения (квартиры) отсутствует надлежащая инструкция по заполнению заявки, отсутствуют какие-либо рекомендации о том, что означают используемые в техническом задании символы, такие как "/", ",". Указанное может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Действия заказчика, не установившего в документации об электронном аукционе надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. По смыслу части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации о таком аукционе заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционес указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Марийского УФАС России установила, что в адрес заказчика поступило два запроса на разъяснение положений документации об электронном аукционе.
06.10.2017 на официальном сайте заказчиком было опубликовано разъяснение положений документации об электронном аукционе N РД1 с указанием предмета запроса: "В соответствии с ч. 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), п. 24 раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об электронном аукционе (далее - документация) исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.... далее из текста, прикрепленного файлом". Кроме того, в указанном разъяснении отражен ответ на запрос следующего содержания: "По полученному запросу были внесены изменения в аукционную документацию".
Между тем, указанный ответ на запрос разъяснений положений аукционной документации не содержит в полном объеме предмет поступившего запроса. Каких-либо дополнительных документов, содержащих предмет запроса, одновременно с разъяснением опубликовано не было. Кроме того, указанное разъяснение не содержит ответ по предмету запроса, что нарушает положения части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
В разъяснениях положений аукционной документации N РД2 от 13.10.2017 указан предмет запроса: "В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) документация об электронном аукционе должна содержать даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе... далее из текста, прикрепленного файлом".
Между тем, указанноеразъяснение положений аукционной документации не содержит в полном объеме предмет поступившего запроса. Каких-либо дополнительных документов, содержащих предмет запроса, одновременно с разъяснением также опубликовано не было. Указанные действия нарушают положения части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Кроме того, указанное разъяснение содержит ответ на запрос следующего содержания: "На основании ч.3 и ч.4 ст. 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" любой участник может подать запрос на разъяснение документации, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Дата окончания приема заявок 16.10.2017, таким образом последний день приема запросов разъяснений документации - 12.10.2017. В аукционной документации после внесения последних изменений была допущена техническая ошибка".
Вместе с тем, в пункте 21 информационной карты (раздел 2 аукционной документации) заказчиком установлен срок предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об электронном аукционе - с 26.09.2017 по 08.10.2017.
Таким образом, указанные разъяснения положений аукционной документации противоречат ее сути, что является нарушением части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
5. В ходе проведения внеплановой проверки процедуры закупки Комиссией Марийского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 указанного закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 22 информационной карты (раздел 2 аукционной документации) содержатся требования к составу первых частей заявок на участие в электронном аукционе, аналогичные подпункту "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N 55-17102017 от 17.10.2017 по окончании срока подачи заявок была подана одна заявка от участника с порядковым номером 1.
В соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе указанный электронный аукцион признан несостоявшимся.
Аукционная комиссия рассмотрела обе части заявки на участие в электронном аукционе и приняла решение о соответствии участника электронного аукциона с порядковым номером 1, подавшего единственную заявку, и соответствии заявки участника требованиям Закона о контрактной системе и положениям аукционной документации.
Однако комиссией заказчика при рассмотрении единственной заявки на участие в проводимом электронном аукционе не учтены следующие обстоятельства.
В техническом задании заказчиком установлены основные характеристики приобретаемого жилого помещения. В частности, в пункте 8 технического задания определены требования к ванной комнате, туалету, в том числе указано на наличие сантехнического оборудования в рабочем состоянии без протечек и видимых повреждений: унитаз с бачком, ванна или душевая кабина, смеситель с душем, раковина, подводящие и водоотводящие системы, без ржавчин, наличия грибка, без хомутов. Наличие общей вентиляционной системы в рабочем состоянии либо принудительной вентиляции.
Вместе с тем, в первой части заявки на участие в проводимом электронном аукционе единственного участника закупки (ООО "Горномарийский гарант") указано, что в ванной и туалетной комнате имеется сантехническое оборудование в рабочем состоянии. При этом не указано, какое именно оборудование. Кроме того, отсутствует информация о том, имеется ли в указанной комнате вентиляционная система.
Таким образом, в заявке участника закупки отсутствуют предусмотренные техническим заданием конкретные показатели, в связи с чем единая комиссия заказчика неправомерно, в нарушение пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, приняла решение о соответствии заявки указанного участника требованиям аукционной документации.
Вместе с тем, учитывая наличие указанных выше нарушений в действиях заказчика, а также отсутствие иных заявок на участие в проводимом электронном аукционе (кроме ООО "Горномарийский гарант"), Комиссия Марийского УФАС России считает возможным материалы настоящего дела в части нарушений в действиях комиссии заказчика для возбуждения административного производства не передавать.
На момент проведения заседания Комиссии контракт не заключен, процедура закупки приостановлена в части заключения контракта.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1.Признать жалобу Моторова обоснованной.
2. Признать в действиях администрации муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск" нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, частей 4, 5 статьи 65, части 6 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать в действиях единой комиссии администрации муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск" нарушение пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать администрации муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск" обязательное для исполнения предписание.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностому лицу для возбуждения административного производства.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 23 октября 2017 г. N 02-06/181-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2017