Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов Комиссии:
помощника руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве А.А. Князяна,
главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
при участии представителей:
ФГБУ "Институт хирургии им. А.В. Вишневского" Минздрава России: В.Б. Кузьмина (доверенность от 13.10.2017 N075
в отсутствие представителей ООО "Новострой", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/52188/17 от 13.10.2017),
рассмотрев жалобу ООО "Новострой" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Институт хирургии им. А.В. Вишневского" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт помещений здания ФГБУ "Институт хирургии им. А.В. Вишневского" Минздрава России (Закупка N 0373100031917000442) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/52188/17 от 13.10.2017), Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к используемым при выполнении работ товарам.
На основании пункта 1 и пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в Приложении N2 к Техническому заданию Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, в частности:
- В п.5 "Раствор строительный ГОСТ 28013" установлены характеристики, такие как: "Содержание золы-уноса от 0 до 20 % по массе",
- В п.8 "Резьбовое соединение ГОСТ 7805 ГОСТ 7798, ГОСТ 5927, ГОСТ 5915, ГОСТ 11371, ГОСТ 18123 ГОСТ 6402, ГОСТ 1759.0, ГОСТ 24705" установлены характеристики, такие как: "Минимальная пробная и разрушающая нагрузка не менее 3,5 кН",
- В п.30 "Блоки оконные из поливинилхлоридных профилей со стеклопакетом ГОСТ 23166" установлены характеристики, такие как: "Безотказность оконных приборов и петель, цикл "открывание - закрывание" должно быть не менее 1000 циклов",
- В п.78 "Кабели силовые ГОСТ 31996" установлены характеристики, такие как: "Стойкость к старению кабели должны быть стойкими к старению при воздействии температуры не менее 58 °С", "Маркировка кабелей маркировка в виде надписи должна быть выполнена печатным способом или рельефно и должна быть нанесена через равномерные промежутки", "Расстояние между концом одной надписи и началом следующей не должно превышать 1000 мм", "Допустимая температура нагрева жил кабеля в режиме перегрузки не должна превышать 90 °С", "Допустимые токи односекундного короткого замыкания кабелей должно быть <0.43 кА", "Длительно допустимая температура нагрева жил кабеля должна быть не более 70 °С".
По мнению Заявителя, конкретные значения по вышеуказанным характеристикам вышеуказанных позиций не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Вместе с тем, например, Заказчиком в Приложении N2 к Техническому заданию по п.78 "Кабели силовые ГОСТ 31996" установлены характеристики, такие как: "Стойкость к старению кабели должны быть стойкими к старению при воздействии температуры не менее 58 °С", при этом, согласно п.8.6.1 ГОСТ 31996 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия" проверку характеристик до и после старения изоляции (5.2.5.1, таблица 11, пункты 1 и 2), материала внутренней оболочки (5.2.1.12), наружной оболочки и защитного шланга (5.2.5.2, таблица 12, пункты 1 и 2) проводят по в течение 168 ч при температуре (1002) °C для изоляции, оболочек и защитного шланга всех типов, за исключением изоляции из сшитого полиэтилена, старение которой проводят при температуре (135
3) °C, и защитного шланга из полиэтилена, старение которого проводят при температуре (110
2) °C.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение пункта 1, пункта 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель Заказчика пояснил, что на участие в данном аукционе подано 2 заявки, при этом, аукционной комиссией Заказчика не принимались решения об отклонении заявок по вышеуказанным товарам, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки. Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в составе аукционной документации размещена проектно-сметная документация не в полном объеме, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 11 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включается смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно части 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 28 постановления Правительства РФ N 87 от 16.02.2008 "О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию" смета на строительство объектов капитального строительства должен содержать текстовую часть в составе пояснительной записки к сметной документации и сметную документацию.
В соответствии с пунктом 30 постановления Правительства РФ N 87 от 16.02.2008 "О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию" сметная документация, предусмотренная в пункте 28 настоящего Положения, должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат.
Согласно доводам Заявителя, отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме в составе документации означает, что Заказчиком не установлены требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, что лишает участника закупки обоснованно сформировать ценовое предложение.
Согласно части 2 статьи 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что размещенная в ЕИС аукционная документация, помимо локальных сметных расчетов на каждый вид работ (где учтен как объем работ, так и объем используемых товаров) содержит также дефектную ведомость, что позволяет участникам закупки определить объемы выполняемых работ и сформировать ценовое предложение.
Вместе с тем, представители Заказчика указывают, что согласно части 6.2 МДС 13-14.2000 "Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений" (N 279 от 29.12.1973) сметы на капитальный ремонт составляются без проектов на основании описей работ в том случае, когда конструкции или оборудование зданий в процессе ремонта не заменяются и не усиливаются. Описи работ составляются отдельно по каждому зданию и сооружению с производством обмеров в натуре и с приведением формул подсчета по каждому виду работ с указанием помещения (этажа, пролета, цеха и др.). К описи работ должна быть приложена краткая пояснительная записка.
Сметной документацией не предусмотрена замена и усиление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций. При этом сметной документацией предусмотрено восстановление систем и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства, вследствие чего объектом закупки является капитальный ремонт, а не текущий.
В составе жалобы, а также заседании Комиссии Управления Заявителем не представлено документов, подтверждающих обоснованность указанного довода жалобы, свидетельствующих о невозможности формирования ценового предложения с учетом размещенных Заказчиком в ЕИС сведений, а также подтверждающих нарушение Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Новострой" на действия ФГБУ "Институт хирургии им. А.В. Вишневского" Минздрава России обоснованной в части установления неправомерных требований к используемым при выполнении работ товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений пункта 1, пункта 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: А.А. Князян
И.С. Максимов
Л.Н. Харченко
Исп. Максимов И.С.
(495) 784-75-05 доб. 186
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 октября 2017 г. N 2-57-12694/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2017