Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок Д.С. Грешневой,
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителей ИКИ РАН: Котовой Е.В., Цадаева Р.Ю., в отсутствие представителей ИП Сироткина Р.В., уведомлены письмом Московского УФАС России от 13.10.2017 NМГ/52153/17,
рассмотрев жалобу ИП Сироткина Р.В. (далее - Заявитель) на действия ИКИ РАН (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту фасадов (замене оконных блоков) секций А2, А3, А4, этажи 3, 3т, 4, 4т, 5, 5т, 6, 6т, 7 здания ИКИ РАН, находящегося по адресу: г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 84/32, строение 14 (Закупка N 0373100004817000008) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение положений Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 13.10.2017 NМГ/52153/17 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в Техническом задании установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в пункте 7 "Требования к функциональным и качественным характеристикам выполняемых работ и применяемых материалов, и оборудования" части III "ТЕХНИЧЕКСОЕ ЗАДАНИЕ", установлены следующие требования к товарам:
Оконные приборы должны обеспечивать сопротивление: - статической нагрузке, действующей на запорные приборы и петли - не менее 500Н; - крутящему моменту, приложенному к ручке в сторону закрывания (ручка в положении "закрыто"), - не менее 25 Нхм; - нагрузке, приложенной к ограничителю угла открывания в режиме проветривания, - не менее 500Н; - статической нагрузке, приложенной к ручке перпендикулярно плоскости створки, - не менее 500Н.
Оконные приборы должны удовлетворять следующим эргономическим требованиям: - усилие, прикладываемое к ручкам распашных створок (полотен) для их открывания, недолжно превышать 50Н (75Н); - усилие, прикладываемое к ручкам поворотно-откидных устройств для открывания, закрывания и откидывания створки, не должно превышать 75Н; - максимальный крутящий момент, прикладываемый к ручке, необходимый для перемещения тяг с запирающими элементами при закрывании и открывании изделия (т.е. при изменении положения ручки из положения "открыто" в положение "закрыто" и наоборот), не должен превышать 10 Нхм; - усилие, прикладываемое к створкам при их закрывании до требуемого сжатия уплотняющих прокладок, должно составлять не более 120 Н.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в документации об аукционе в Части IV. "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" указано, что первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения (ч. 3 ст. 66 44-ФЗ): - согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также - конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в Приложении N1 к Техническому заданию, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком не установлены требования о представлении значений показателей характеристик товаров, указанных в Техническом задании, а данные требования носят информативный характер для описания объекта закупки. Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Согласно доводу жалобы, Заказчиком в Приложении N1 к Техническому заданию установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
- п.10 "Бруски хвойных пород": номинальный размер толщины: 40, 50, 75 мм; номинальный размер ширины: (максимальное значение) - 150 мм.
При этом в аукционной документации установлено требование о соответствии используемых товаров конкретным ГОСТ, в частности ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения",
По мнению Заявителя, п.20 таблицы 1 ГОСТ 18288-87 установлено, что брусок - это Пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины. Таким образом, максимальным значением толщины для брусков с толщиной 40 и 50 мм является - 80 и 100 соответственно мм, однако Заказчик требует в составе заявки указать значения толщины 40 и 50, при этом, позволяя указать значение ширины 150 мм, что будет соответствовать требованиям аукционной документации, но при этом противоречить ГОСТ.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе: "Если в соответствии с нормативной документацией значение показателя предлагаемого участником товара, определяется рядом конкретных значений, то участник должен указать значение показателя из ряда конкретных значений, определенных нормативной документацией, указание значений, не соответствующих ряду конкретных значений, определенных нормативной документацией не допускается. Например, если к значению показателя Заказчиком установлено требование "1-5", а в соответствии с нормативной документацией данный показатель определяется рядом конкретных значений "1, 3, 5", в заявке участнику следует предоставить конкретное значение показателя, соответствующее ряду конкретных значений, определенному нормативной документацией, т.е. или "1", или "3", или "5"). Значения параметров должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации, указанной в документации об аукционе (при наличии), при этом совокупность значений параметров должны соответствовать конкретному сорту, типу, классу, марке, виду, исполнению, типоразмеру. Участнику следует учесть, что значения предоставляются по каждому показателю". Таким образом, участник для данного должен представить все значения по ширине для каждой соответствующей толщины в соответствии с положениями ГОСТ 18288-87, поскольку для ширины бруска указано максимальное значение требуемого параметра.
На основании ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе в составе жалобы Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих невозможность указания конкретных значений для требуемых параметров товара и что данные требования вводят участников закупки в заблуждение.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о том, что Подрядчик должен обеспечить привлечение квалифицированного с опытом работы инженерно-технического персонала и обученных и аттестованных рабочих требуемых специальностей для производства работ, прошедших медицинский осмотр и имеющего медицинские книжки, в соответствии с приложением N 2 "Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)" Приказа Минздравсоцразвития РФ от N302н от 12.04.2011 года.
Комиссией Управления установлено, что в п.7.3 Технического задания установлены общие требования к выполнению работ, согласно которым, в частности, Подрядчик должен обеспечить привлечение квалифицированного с опытом работы инженерно-технического персонала и обученных и аттестованных рабочих требуемых специальностей для производства работ, прошедших медицинский осмотр и имеющего медицинские книжки, в соответствии с приложением N 2 "Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)" Приказа Минздравсоцразвития РФ от N302н от 12.04.2011 года.
Комиссией Управления установлено, что данное требование установлено не участнику закупки, а непосредственно к исполнителю, в связи с чем, участнику закупки не требуется представлять в составе второй части заявки документы, не предусмотренные Законом о контрактной системе.
Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Согласно доводу жалобы, Извещение о проведении аукциона не содержит информацию о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта.
В силу п.7 и п.8 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация:
7) размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом);
8) размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.1 ст.96 Закона о контрактной системе Заказчиком в Извещении об осуществлении закупки, Документации о закупке, Проекте контракта, Приглашении принять участие в определении Поставщика (Подрядчика, Исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 Закона о контрактной системе.
Согласно п.8 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в Извещении о проведении такого аукциона, должна содержать также размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Комиссией Управления установлено, в п.17 и п.18 Информационной карты аукционной документации установлены требования к размеру обеспечения заявки на участие в электронном аукционе и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке и размер обеспечения исполнения договора, срок и порядок предоставления обеспечения, требования к обеспечению в соответствии с Законом о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация содержит требования к размеру обеспечения заявки и размеру обеспечения контракта, что также позволяет участнику закупки подать заявку на участие в аукционе.
Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
5. По мнению Заявителя жалобы, Заказчиком установлены требования к участникам закупки о том, что участниками закупки могут быть только организации, осуществляющие свою деятельность с применением НДС.
Комиссией Управления установлено, что в п.2.1 проекта государственного контракта, указано: "Согласованная цена выполняемых работ составляет ________ рублей (__________________), в том числе НДС 18% _______________________".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в случае, если победитель электронного аукциона использует упрощенную систему налогообложения и не является плательщиком НДС, то, при направлении проекта контракта, Заказчиком будут соответствующим образом скорректированы условия п.2.1 проекта контракта.
Кроме того, ограничения к участникам закупки устанавливаются в Извещении о проведении закупки, в том числе в соответствии с требованиями ст.14, ст.28-ст.30 Закона о контрактной системе. При этом, в Извещении о проведении закупки отсутствует ограничение что участниками закупки не могут быть организации, находящиеся на упрощенной системе налогообложения и не являющиеся плательщиками НДС.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
При этом, в материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанного довода жалобы, в том числе документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных положений в проекте государственного контракта, а также документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования заявки на участие в аукционе, а также ограничения количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Сироткина Р.В. на действия ИКИ РАН необоснованной.
2. Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), наложенные письмом Московского УФАС России от 13.10.2017 NМГ/52153/17.
Заместитель председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Д.С. Грешнева
Д.А. Сологов
Исп. Сологов Д.А.. (495) 784-75-05 (180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 октября 2017 г. N 2-57-12662/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2017