На основании требований пп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), проведена внеплановая проверка действий Администрации поселения Краснопахорское при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по благоустройству парка Победы (Закупка N 0148300040717000066).
Состав Комиссии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления):
А.В. Гордуз - заместитель начальника отдела обжалования государственных закупок,
Д.С. Грешнева - главный государственный инспектор отдела обжалования государственных закупок,
Д.А. Сологов - ведущий специалист-эксперт отдела обжалования государственных закупок,
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссией Управления
УСТАНОВЛЕНО:
В Московское УФАС России поступила жалоба ООО "КМ Групп" (вх. N 49210-ЭП/17 от 11.10.2017) на действия Администрации поселения Краснопахорское (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по благоустройству парка Победы (Закупка N 0148300040717000066).
В соответствии с п. 4.2 Методических рекомендаций утвержденных Письмом России от 25.05.2007 NАЦ/8325 в случае если в жалобе содержатся указания на действия (бездействия) Заказчика, содержащие признаки нарушения законодательства об осуществлении закупок ФАС России (территориальный орган) обязан провести внеплановую проверку, предусмотренную пп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 99 Закона об осуществлении закупок.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления проверено соблюдение Заказчиком законодательства об осуществлении закупок при проведении вышеуказанного аукциона и установлено следующее.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Заказчиком в Технической части аукционной документации установлены требования к необходимым для выполнения работ товарам, например, такие как:
- п. "Смеси бетонные, соответствующие ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 7473-2010": Допустимые отклонения заданных значений удобоукладываемости; Расслаиваемость бетонной смеси по показателю водоотделение; Расслаиваемость бетонной смеси по показателю раствороотделение; Средняя плотность зерен крупных заполнителей;
- п. "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией, соответствующие ГОСТ 31996-2012": Расцветка изолированных жил кабелей; Номинальная толщина изоляции; Цвет изоляции жил; Категория размещения кабелей;
- п. "Песок для строительных работ, соответствующий ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 31424-2010": Истинная плотность зерен; Содержание зерен крупностью: -свыше 10 мм; Содержание зерен крупностью: -свыше 5 мм; Содержание зерен крупностью: -менее 0,16 мм; Удельная эффективная активность естественных радионуклидов;
- п. "Краски масляные, соответствующие ГОСТ 10503-71": Наименование компонентов; Температура вспышки уайт-спирита (нефраса С4-155/200); Температура самовоспламенения уайт-спирита (нефраса С4-155/200); Концентрационные пределы воспламенения уайт-спирита (нефраса С4-155/200);
- п. "Земля растительная, соответствующая Постановление Правительства Москвы от 10.09.2002 г. N 743-ПП " Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы" (в редакции Постановления Правительства Москвы от 11.05.2010 г. N 386- ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 10.09.02 г. N 743-ПП")": Плотность; Размер комков в диапазоне; Содержание хлоридов; Электропроводность.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок. Так, например, для товара по п. "Смеси бетонные, соответствующие ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 7473-2010", согласно ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия", расслаиваемость бетонной смеси определяют по ГОСТ 10181-2000 "Смеси бетонные. Методы испытаний".
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов, а также доказательств, что вышеуказанные характеристики товаров представляется возможным указать в составе первой части заявки без проведения лабораторных испытаний.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация составлена в нарушение п.1 и п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в составе аукционной документации размещена инструкция по заполнению первой части заявки, которая может вводить участников закупки в заблуждение.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссией Управления установлено, что инструкция по заполнению первых частей заявок содержит следующие положения:
- "В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона, включая крайние значения или диапазон значений в случае прямого на это указания, включая крайние значения";
- "К третьему типу требований к значениям показателей (характеристик) товаров могут относиться требования к максимальным и/илиминимальным значениям показателей (характеристик) товаров или требования к показателям (характеристикам) товаров, значения которых не могут изменяться", "Участником закупки при указании конкретных значений показателей (характеристик) товаров, по которым установлены требования к максимальным и/или минимальным значениям показателей (характеристик) товаров, должны быть указаны значения показателей (характеристик) в виде диапазона значений показателя (характеристики) для таких показателей (характеристик), определенных в третьем типе";
- "Участником закупки при указании конкретных значений показателей (характеристик) товаров, по которым установлены требования к максимальным и/или минимальным значениям показателей (характеристик) товаров, должны быть указаны значения показателей (характеристик) в виде диапазона значений показателя (характеристики) для таких показателей (характеристик), определенных в третьем типе";
- "Участником закупки при указании конкретных значений показателей (характеристик) товаров, по которым установлены требования к максимальным и/или минимальным значениям показателей (характеристик) товаров, требования к вариантам значений показателей (характеристик) товаров, должны быть указаны значения показателей (характеристик) в виде одного значения показателя (характеристики) для таких показателей (характеристик), определенных в первом типе, во втором типе, в четвертом типе", "По показателям (характеристикам) товаров, требования к значениям которых являются требованиями температуры и фракции участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе должен указать значение показателя (характеристики) в виде диапазона".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что инструкция по заполнению первых частей заявок содержит противоречивые требования, не позволяющие однозначно определить в каких случаях участникам закупки необходимо представить в заявке конкретное значение или диапазон значений, что препятствует подготовке заявки на участие в аукционе, а также ведет к ограничению количества участников закупки, что нарушает п.1 ч.1 ст.33 и п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. По результатам проведенной внеплановой проверки в действиях Заказчика выявлено нарушение п.1 и п.2 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя комиссии А.В. Гордуз
Члены комиссии Д.С. Грешнева
Д.А. Сологов
Исп. Сологов Д.А. (495) 784-75-05 доб. 180
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 октября 2017 г. N 2-57-12659/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2017