Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок
А.С. Спиряковой,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
при участии представителя ГБУЗ "МНПЦ борьбы с Туберкулезом ДЗМ": Плаксина К.В., в отсутствие представителей ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР", уведомлены письмом Московского УФАС России от 02.10.2017 N50071/17,
рассмотрев жалобу ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "МНПЦ борьбы с Туберкулезом ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений филиала по ВАО и СВАО ГБУЗ "МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ" по адресу: ул. Металлургов д.37, к.1 (Закупка N 0373200059717000007) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 02.10.2017 N50071/17 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об аукционе установлены неправомерные требования к товарам.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Заказчиком в Форме 2 установлены следующие требования к товарам:
- п. 7 "Кабели тип 2": Материал изоляции жил: Изоляция из полиэтилена или из поливинилхлоридного пластиката или из вулканизированного полиэтилена; Материал жил: медные, алюминиевые; Материал изоляции медных жил: Изоляция из полиэтилена или из поливинилхлоридного пластиката или из вулканизированного полиэтилена.
Заказчиком установлено дублирующее требование материалу изоляции медных жил, что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товару установлены таким образом, что не позволяют участникам закупки представить значения параметров товаров, соответствующее требованиям документации об аукционе, что нарушает п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
- п. 10 "Болты с гайками и шайбами тип 1": Размер шага резьбы болта: от 1,45 до 1,55* мм; Номинальный диаметр резьбы d болта: 10, 8, 12 мм.
Согласно доводу жалобы, Заказчику требуются три болта с номинальными диаметрами резьбы 10, 8, 12 мм а согласно ГОСТ 15591-70 для данных номинальных диаметров соответствуют следующие значения шага резьбы 1,5, 1,25, 1,75 мм.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товару установлены таким образом, что не позволяют участникам закупки представить значения параметров товаров, соответствующее требованиям документации об аукционе, что нарушает п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
- п.10 "Болты с гайками и шайбами тип 1": Диаметр резьбы крепежной детали d для шайбы: от 8* до 12*; Размер шага резьбы болта: от 1,45 до 1,55* мм; Номинальный диаметр резьбы d болта: 10, 8, 12 мм; Размер шага резьбы гайки: от 1.00* до 2.0* мм; Номинальный диаметр резьбы d гайки: от 8* до 112* мм;
Согласно доводу жалобы, Заказчиком устанавлено требование для параметра Номинальный диаметр резьбы d гайки от 8* до 112* мм, однако болты с которыми они должны комплектоваться имеют следующие значения 10, 8, 12 мм, таким образом, гайки с "Номинальным диаметром резьбы d гайки свыше 12 до 112 мм" не подойдут к требуемым болтам. Кроме того, Заказчиком установлен диапазон для параметра "шаг резьбы шайбы" который имеет следующие границы от 1.00* до 2.0* мм и соответствует только гайкам с размером номинального диаметра от 8 до 12 мм и не соответствует диапазону значений для шага резьбы болтов. Также в аукционной документации отсутствует ГОСТ в соответствии с которым установлены требования к гайкам.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товару установлены таким образом, что не позволяют участникам закупки представить значения параметров товаров, соответствующее требованиям документации об аукционе, что нарушает п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
- п. 12 "Цемент общестроительный": Тип: быстротвердеющий; не применяется; Вид цемента: ПЦ - Д5 или ПЦ - Д0 или ПЦ - Д20;
Согласно ГОСТ 10178-85, быстротвердеющий цемент имеет обозначение "Б". Заказчиком установлено требование к типу цементу "быстротвердеющий", вместе с тем, среди видов цементов, необходимых при выполнении работ отсутствует возможность указать быстротвердеющий вид цемента.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товару установлены таким образом, что не позволяют участникам закупки представить значения параметров товаров, соответствующее требованиям документации об аукционе, что нарушает п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
- п.12 "Цемент общестроительный": начало схватывания цемента: не менее 45 мин; Конец схватывания цемента: < 10 ч.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товару установлены таким образом, что не позволяют участникам закупки представить значения параметров товаров, соответствующее требованиям документации об аукционе, что нарушает п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно доводу жалобы, в пунктах 22, 23, 24, 33, 49, 50, 56 отсутствуют требования к товарам, таким образом не представляется определить потребность Заказчика.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товару установлены таким образом, что не позволяют участникам закупки представить значения параметров товаров, соответствующее требованиям документации об аукционе, что нарушает п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
- п.25 "Шурупы 3,5 х 35, крестообразный шлиц N2 тип 1": Исполнение: 1; 3.
Заказчиком установлено требование о соответствии указанного товара ГОСТ 1145-80, согласно которому исполнение "1" имеет только прямой шлиц.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товару установлены таким образом, что не позволяют участникам закупки представить значения параметров товаров, соответствующее требованиям документации об аукционе, что нарушает п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
- п.25 "Шурупы 3,5 х 35, крестообразный шлиц N2 тип 1": Диаметр головки: 6,5_1 мм; Диаметр крестообразного шлица: 4_0,2 мм
Согласно ГОСТ 1145-80 для требуемого типоразмера шурупа параметры диаметра головки, диаметра крестообразного шлица имеют конкретное значение без отклонений.
- п.28 "Выключатели тип 2": Цвет светодиода индикатора: красный; оранжевый; Максимальное сечение провода: 1.5; 2.5 мм; Количество клавиш: Не менее 1 шт; Напряжение: от 220 до 250* В; Расположение светового индикатора: на корпусе выключателя или на клавишах; Цвет выключателя: белый; черный; Номинальный ток: от 10* до 16* А; Исполнение: без светового индикатора или с ним; Степень защиты от проникновения внешних твердых предметов и вредного воздействия в результате проникновения воды: не менее IP 44.
В документации установлено требование о соответствии данного товара требованиям следующих государственных стандартов: ГОСТ Р 50345-2010 "Аппаратура малогабаритная электрическая. Автоматические выключатели для защиты от сверхтоков бытового и аналогичного назначения. Часть 1. Автоматические выключатели для переменного тока" и ГОСТ 14254-2015 (IEC 60529:2013) "Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)".
По мнению Заявителя, в аукционной документации установлены требования к обыкновенному бытовому выключателю, а не к автоматическим выключателям для защиты от сверхтоков бытового и аналогичного назначения.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товару установлены таким образом, что не позволяют участникам закупки представить значения параметров товаров, соответствующее требованиям документации об аукционе, что нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
- п.28 "Выключатели тип 2": Максимальное сечение провода: 1.5; 2.5 мм; Номинальный ток: от 10* до 16* А;
Согласно ГОСТ 50345-2010 для значения показателя "Номинальный ток" - 16 А максимальное сечение провода равно 4 мм2.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товару установлены таким образом, что не позволяют участникам закупки представить значения параметров товаров, соответствующее требованиям документации об аукционе, что нарушает п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
- п.54 "Дюбель-гвоздь с политропиленовым дюбелем": длина: 40_1 мм; диаметр: 6_0,5 мм.
По мнению Заявителя, участнику закупки не представляется возможным определить к чему непосредственно установлены данные требования: к пластмассовому дюбелю или гвоздю. Кроме того, отсутствует такой материал для дюбеля как "политропиленовый".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товару установлены таким образом, что не позволяют участникам закупки представить значения параметров товаров, соответствующее требованиям документации об аукционе, что нарушает п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
- п. "Пена монтажная, полиуретановая тип 2": Рабочая температура: нижняя граница до +10, верхняя граница от +30 С°.
Согласно доводу жалобы Заказчик использует нестандартную единицу измерения.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товару установлены таким образом, что не позволяют участникам закупки представить значения параметров товаров, соответствующее требованиям документации об аукционе, что нарушает п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, документация об аукционе содержит противоречивую информацию о сроках оплаты выполненных работ.
В силу п.13 ст.34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
На основании п.13.1 ст.34 Закона о контрактной системе, срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Согласно ч.7 ст.94 Закона о контрактной системе, приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Комиссией Управления установлено, что согласно п.2.9 проекта контракта указано, что Заказчик осуществляет платежи Подрядчику с лицевого счета, открытого в Департаменте финансов города Москвы, в установленном порядке в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий период в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты выставления Подрядчиком счета за выполненные работы с приложением подтверждающих документов (Акты формы КС-2, КС-3, счета- фактуры), утвержденных Заказчиком.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация составлена в нарушение п.13.1 ст.34 Закона о контрактной системе, поскольку содержит противоречивые сроки и порядок оплаты выполненных работ.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя в аукционной документации установлены противоречивые сроки выполнения работ.
В соответствии п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в соответствии с п.4 Информационной карты период выполнения работ с 16.10.2017 г до 25.12.2017 г., вместе с тем в п.3.1 проекта контракта указано, что сроки выполнения работ по Контракту установлены в соответствии с Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N 1 к настоящему Контракту): с даты заключения Контракта по "25" декабря 2017 г.
Кроме того, в п. 5.1.2 Проекта контракта указано, что Заказчик обязан передать Подрядчику Объект к выполнению работ с обязательным оформлением Акта открытия объекта и Акта передачи строительной площадки.
Тем не менее, в документации об аукционе такой срок передачи строительной площадки не указан.
Также, в п.8.4.10.4 проекта контракта указано, что подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае не передачи строительной площадки в течение двух месяцев с момента заключения Контракта.
Кроме того в п.5.1.1 проекта контракта указаны следующие условия: Заказчик обязан участвовать в организации работ по Объекту и приемке работ по Объекту в сроки, указанные в Графике производства работ (Приложение N 1 к Техническому заданию).
Вместе с тем в п. 8.4.1 проекта контракта указано, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае если Подрядчик не приступает к исполнению Контракта в срок, установленный Контрактом, или нарушает график выполнения работ, предусмотренный Контрактом, или выполняет работы так, что окончание их выполнения к сроку, предусмотренному Контрактом, становится явно невозможно, либо в ходе выполнения работ стало очевидно, что они не будут выполнены надлежащим образом в установленный Контрактом срок.
Таким образом, Заказчиком не определен надлежащим образом срок выполнения работ, что нарушает п.1 ч.1 ст.33 и п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы.
4. Согласно доводу жалобы в извещении о проведении аукциона не указан источник финансирования.
Согласно ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
На заседании Комиссии установлено, что согласно извещению о проведении Аукциона источник финансирования: Год бюджета 2017: ПФХД, Код: 244-225: 13 839 131,84 руб, что позволяет определить источник финансирования данной закупки.
Вместе с тем, Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность Заказчика указывать в проекте контракта информацию относительно источников финансирования, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу жалобы в проекте контракта указана услуга, не являющаяся объектом закупки.
В п. 5.3.4. проекта контракта указано, что Подрядчик обязан осуществлять охрану Объекта, на котором производятся работы в соответствии с настоящим Контрактом.
Вместе с тем оказание данной услуги не предусмотрено сметной документацией, не включено в цену контракта, что нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы.
6. Согласно доводу жалобы проект контракта не содержит требования об обязательном проведении экспертизы выполненных работ в соответствии с ч.3 ст.94 Закона о контрактной системе.
В п.5.2.8 проекта контракта указано, что подписание Заказчиком отчетов по форме КС-2 и КС-3 не лишает его права ссылаться на недостатки Работ, которые могли быть установлены при обычном способе их приемки (явные недостатки).
Вместе с тем согласно ч.3 ст.720 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки).
В то же время, в силу ч.3 ст.94 Закона о контрактной системы, для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На заседании Комиссии Управления установлено, что данное положение проекта контракта, устанавливающее данное право Заказчика, предусмотрено договором и не противоречит Закону о контракту системы.
Таким образом данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР" на действия ГБУЗ "МНПЦ борьбы с Туберкулезом ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерных и избыточных требований к товарам, противоречивой информации о порядке оплаты выполненных работ, сроках выполнения работ, в части указания в документации об аукционе услуги, не являющейся объектом закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, п.13.1 ст.34, ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии: А.С. Спирякова
З.У. Несиев
Исп. Сологов Д.А.. (495) 784-75-05 (180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 октября 2017 г. N 2-57-12110/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2017