Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок А.В. Кочеткова,
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителей:
ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ: Яновского А.А., Ольхова Д.В.,
ООО "Строительная компания Атюс": Ханжина П.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Строительная компания Атюс" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение ремонтных работ в коридорах, тамбурах и помещениях корпусов NN7,22 ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ (в рамках подготовки к проведению Чемпионата мира по Футболу) (Закупка N 0373200045217000557) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при оказании услуг.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Технической части аукционной документации Заказчиком установлены требования к необходимым при оказании услуг товарам, например, такие как:
- п.7 "Лента": Условная прочность при растяжении; Предел водонепроницаемости (при рабочем сжатии уплотнительной ленты); Объемная плотность; Водопоглощение поверхности; п.8 "Кабель радиочастотный": Минимальная допустимая температура эксплуатации при изгибах на период эксплуатации и при приемке; Волновое сопротивление; Коэффициент затухания при приемке и на период эксплуатации при частоте 3 ГГц; Минимальная допустимая температура эксплуатации при приемке и на период эксплуатации; Коэффициент укорочения длины волны; п.11 "Краски водно-дисперсионные для стен и потолков": Степень перетира; Время высыхания до степени 3 при температуре 20 °С; Коэффициент отражения при геометрии угла 0 - 45° пленки для красок; Стойкость пленки к статическому воздействию воды, при температуре (20 _ 2) °С; Смываемость пленки краски; п.13 "Линолеум цветоустойчивый": Абсолютная остаточная деформация; Изменение линейных размеров; Прочность связи между лицевым защитным слоем из пленки и следующим слоем; Индекс снижения уровня ударного шума (индекс улучшения изоляции ударного шума); Показатель теплоусвоения; Цветоустойчивость и равномерность окраски; п.17 "Мастика герметизирующая": Стекание мастики при 70 °С; Относительное удлинение при максимальной нагрузке; Водопоглощение; Предел прочности при растяжении; п.20 "Болты и гайки высокопрочные": Относительное удлинение болтов; Относительное сужение болтов; п.24 "Светильник со светодиодными лампами с призматическим рассеивателем": Неравномерность яркости светящей поверхности светильников; Световая отдача светильников; Номинальное значение цветовой температуры; Область допустимых значений коррелированной цветовой температуры; Световой поток светильника; п.26 "Грунтовка (Тип 1)": Стойкость пленки к статическому воздействию 3%-ного раствора хлористого натрия; Стойкость пленки к статическому воздействию минерального масла при (20_2) °С; п.27 "Гипсовые вяжущие": Максимальный остаток на сите с размерами ячеек в свету 0,2 мм; п.29 "Пена монтажная": Температура самовозгорания затвердевшей пены; Прочность при растяжении; Прочность при сжатии; п.32 "Шпатлевка": Стойкость к статическому воздействию воды при температуре (20 _ 2) °С; п.34 "Олифа для окраски": Цвет по йодометрической шкале; Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре 20 +/-0,5 град.С; Отстой (по объёму); Кислотное число; п.35 "Смесь сухая строительная (Тип 1)": Объем износа; Норма подвижности осадки конуса; Влажность сухих смесей; Норма подвижности по расплыву кольца; Водоудерживающая способность смесей, готовых к применению; Норма подвижности по погружению конуса; Содержание зерен наибольшей крупности; Прочность на сжатие; Прочность сцепления (адгезия) затвердевшего раствора (бетона) с бетонным основанием в возрасте 28 сут; 36 "Клей мастика для приклеивания поливинилхлоридного линолеума": Вязкость на приборе ЭВ-3; Клеящая способность через 72 часа после склеивания образцов; Клеящая способность через 24 часа после склеивания образцов; Вязкость мастик на вискозиметре типа ВЗ-246; п.37 "Материал рулонный (Тип 1)": Температура дымовых газов; Разрывное усилие при растяжении; п.39 "Пленка полиэтиленовая": Прочность при растяжении в продольном направлении; Прочность при растяжении в поперечном направлении; Относительное удлинение при разрыве в продольном направлении; Относительное удлинение при разрыве в поперечном направлении; Статический коэффициент трения; п.41 "Дюбель": Рекомендуемая нагрузка в бетоне (на вырыв); Рекомендуемая нагрузка в кирпиче (на вырыв); п.51 "Сетка стеклотканевая": Содержание пропиточного состава; Разрывная нагрузка: по основе; Разрывная нагрузка: по утку; п.52 "Материал теплоизоляционный из минеральной ваты": Содержание органических веществ; п.53 "Лента изоляционная": Разрывная нагрузка; Липкость (скорость расклеивания) до и после старения; п.55 "Смеси сухие штукатурные (Тип 1)": Содержание цемента; п.58 "Панели потолочные": Теплопроводность; Светоотражение; Звукоизоляция; Величина критической поверхностной плотности теплового потока; Влагостойкость; п.60 "Материал рулонный (Тип 2)": Масса покровного состава; п.64 "Лампы люминесцентные": Номинальный световой поток; Стабильность светового потока после 2000 ч горения; Стабильность светового потока после 70% номинальной продолжительности горения; п.66 "Грунтовка (Тип 2)": Массовая доля нелетучих веществ; Условная вязкость при температуре (20,0 0,5) С по вискозиметру ВЗ-246 диаметром сопла 4 мм; Степень перетира; Смываемость пленки; Стойкость к статическому воздействию воды при температуре (20
2) С; Коэффициент дымообразования; п.67 "Клей": Время высыхания при температуре (20
2)°С; Норма расхода; п.68 "Сталь листовая оцинкованная": Толщина цинкового покрытия; п.70 "Смеси сухие штукатурные (Тип 2)": Содержание цемента; п.72 "Смеси бетонные": Средняя плотность зерен заполнителя; п.76 "Кирпич": Пустотность; п.82 "Шурупы (Тип 4)": Толщина покрытия; п.86 "Кабели силовые с изоляцией из поливинилхлоридного пластиката": Минимально допустимый радиус изгиба при прокладке; Предельно допустимая температура нагрева жил кабелей в аварийном режиме; Максимальная температура нагрева жил при коротком замыкании; п.87 "Смеси сухие клеевые": Прочность клеевого соединения после циклического замораживания и оттаивания; Влажность сухих смесей; Содержание цемента; Прочность клеевого соединения после выдерживания в воздушно-сухой среде в течение 28 сут.; Прочность клеевого соединения после выдерживания при высоких температурах; п.90 "Лампа накаливания": Световая отдача; Отношение светового потока каждой лампы после 75% средней продолжительности горения к начальному значению; Световой поток; п.94 "Смесь сухая строительная (Тип 2)" Содержание цемента; п.97 "Смеси сухие шпатлевочные гипсовые": Прочность на сжатие; Прочность на изгиб; п.98 "Блоки дверные распашные из поливинилхлоридных профилей": Приведенное сопротивление теплопередаче полотен дверных блоков; Звукоизоляция; п.99 "Керамогранитные плиты с гладкой и рельефной поверхностью": Отклонение формы плит от прямоугольной (косоугольность), искривление граней, отклонение лицевой поверхности от плоскостности (кривизна поверхности); Водопоглощение; Предел прочности при изгибе; Износостойкость (по кварцевому песку); Недополированные участки общей площадью; Твердость по Моосу; п.100 "Смеси сухие фуговочные для заделки швов между плитками": Пропорция замеса на 1 кг сухой смеси(кол-во воды для затворения смеси); Жизнеспособность смеси после затворения водой; Расход; Прочность сцепления с основанием; Адгезия; Морозостойкость: Прочность на сжатие через 28 суток; Прочность на растяжение при изгибе через 28 суток.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок. Так, например, для товара по п.34 "Олифа для краски" условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) с диаметром сопла 4 мм определяется по ГОСТ 8420-74 "Материалы лакокрасочные. Методы определения условной вязкости".
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов, а также доказательств, что конкретные значения вышеуказанных характеристик товаров представляется возможным указать в составе первой части заявки без проведения лабораторных испытаний.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1 и п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
В Технической части аукционной документации Заказчиком установлены требования к необходимым при оказании услуг товарам, например, такие как:
- п.5 "Гвозди толевые": Минимальный диаметр головки (D): 5;7.5;6.25; Длина гвоздя (l): 20;25;32;40; Свойства: Заостренная часть гвоздя имеет круглое или квадратное сечение; Диаметр стержня (d): 2;2.5;3; Минимальная толщина головки (h): 0.5;0.625;0.75.
При этом в аукционной документации установлено требование о соответствии используемых товаров конкретным ГОСТ, в частности ГОСТ 4029-63 "Гвозди толевые круглые. Конструкция и размеры".
По мнению Заявителя, значения показателей "Минимальный диаметр головки (D)", "Минимальная толщина головки (h)" данного товара напрямую зависят от параметров "Длина гвоздя (l)", "Свойства" и "Диаметр стержня (d)" и становятся заведомо известны Заказчику в соответствии с положениями ГОСТ 4029-63.
Также установлено, что Заказчиком аналогичным образом установлены требования к следующим товарам: п.1 "Уголок стальной"; п.2 "Паркет"; п.10 "Шурупы (Тип 1)"; п.19 "Арматурная сталь"; п.27 "Гипсовые вяжущие"; п.38 "Шурупы (Тип 2)"; п.44 "Гвозди строительные (Тип 1)"; п.61 "Шурупы (Тип 3)"; п.63 "Болты с шестигранной уменьшенной головкой"; п.65 "Гвозди строительные (Тип 2)"; п.73 "Винты самонарезающие (Тип 1)"; п.77 "Сталь угловая равнополочная"; п.82 "Шурупы (Тип 4)"; п.95 "Шурупы (Тип 5)".
Таким образом, установление Заказчиком в технической части аукционной документации требований к указанным параметрам товаров носят необъективный и избыточный характер, что нарушает п.1 и п.2 ч.1, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводу жалобы, Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлено требование о представлении документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товароа, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В силу ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
На основании ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п.17.2 Информационной карты указано, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна также содержать: "документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов".
Вместе с тем установлено, что согласно п.13 Информационной карты применения запретов и ограничения на допуск товаров, происходящих из иностранных государств документацией об аукционе не предусмотрены.
В силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе представителем Заявителя не представлено доказательств каким образом данное описание объекта закупки ограничивает права участников закупки и препятствует подаче заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены описательные требования к товарам, например такие как:
п.9 "Доски (Тип 1)": Сорт древесины - 3; п.18 "Поддоны": Размер F1 - 70; Размер k - 17; п.33 "Обои стеклотканевые": Ширина полотна стеклообоев в рулоне - 1000; п.61 "Шурупы (Тип 3)": Номер крестообразного шлица - 2; п.62 "Смеси сухие (Тип 1)": Назначение для внутренней отделки - Штукатурные для накрывки и набрызга; п.84 "Кабель-канал": Цвет - белый,серый; п.88 "Краска": Тип олифы в составе краски - олифа комбинированная (К3, К5); п.101 "Плиты акустические": Цвет - белый.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что данное описание требований к товарам установлено исходя из потребности Заказчика в использовании товаров при выполнении работ с указанными характеристиками.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не пояснил каким образом описание требований к товарам подобным образом препятствует подаче заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строительная компания Атюс" на действия ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ обоснованной в части установления неправомерных и избыточных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии: А.В. Кочетков
Д.А. Сологов
Исп. Сологов Д.А. (495) 784-75-05 доб. 180
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 октября 2017 г. N 2-57-12713/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2017