Резолютивная часть объявлена 19.10.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 24.10.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "Центр поставок Профит" от 12.10.2017 N1597-ж на действия Заказчика - МУ "АДМИНИСТРАЦИЯ ПОСЕЛЕНИЯ УСТЬ-ЮГАН" при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг населению по утилизации жидких бытовых отходов (сбор, транспортировка, размещение ЖБО) (извещение N0187300000417000025) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика, сформировавшего аукционную документацию с нарушением требований Закона о контрактной системе.
1. Нарушены сроки подачи заявок на участие в электронном аукционе.
2. Заказчиком нарушена часть 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе - срок оплаты в проекте контракта установлен с условием, выполнение которого может привести к нарушению законного срока оплаты, установленного самим же Заказчиком.
3. В проект контракта не включено условие о сроках осуществления заказчиком приемки поставленных услуг.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг населению по утилизации жидких бытовых отходов (сбор, транспортировка, размещение ЖБО) (извещение N 0187300000417000025) размещены на официальном сайте единой информационной системы 27.09.2017.
Проанализировав извещение и аукционную документацию Комиссией Управления было установлено, что в извещении Заказчиком указано, что дата и время начала подачи заявок 27.09.2017 16:19, дата и время окончания подачи заявок 12.10.2017 18:00 (аналогичное требование содержится в пункте 22 информационной карты аукционной документации).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 428 062,77 руб.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Статьей 194 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N51-ФЗ предусмотрено следующее:
1. Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
2. Письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.
Пятнадцатый дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе выпадает на 12.10.2017, следовательно, Заказчику необходимо, с целью соблюдения части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, установить срок либо до 12.10.2017 23:59, либо до 12.10.2017 18:00 (конец рабочего дня), либо до 13.10.2017 (любое время).
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
2. Пунктом 2.4.1. проекта контракта установлено, что оплата производится в безналичном порядке путем перечисления Заказчиком денежных средств на указанный в контракте расчетный счет Исполнителя за фактически оказанные услуги на основании подписанного Заказчиком Акта оказанных услуг и представленного Исполнителем счета и (или) счет-фактуры.
Согласно пунктам 2.4.4-2.6 проекта контракта:
2.4.4. Расчет за оказанные услуги осуществляется в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня подписания Заказчиком Акта оказанных услуг и предоставленного Исполнителем счета и (или) счет-фактуры.
2.4.5. В случаях, предусмотренных пунктом 2.6 Контракта, оплата оказанных услуг (части услуг) производится в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня поступления Заказчику от Исполнителя денежных средств в счет уплаты в полном объеме начисленной и выставленной Заказчиком неустойки (штрафа, пени) и (или) возмещения Исполнителем убытков, согласно предъявленным Заказчиком требованиям, на основании подписанных Заказчиком Актов об оказанных услугах и представленных Исполнителем счетов.
2.5. В случае начисления Заказчиком Исполнителю неустойки (штрафа, пени) и (или) предъявления требования о возмещении убытков, Стороны подписывают Акт взаимосверки обязательств по Контракту, в котором, помимо прочего, указываются: сведения о фактически исполненных обязательствах по Контракту, сумма, подлежащая оплате в соответствии с условиями Контракта, размер неустойки (штрафа, пени) и (или) убытков, подлежащей взысканию, основания применения и порядок расчета неустойки (штрафа, пени) и (или) убытков, итоговая сумма, подлежащая оплате Исполнителю по Контракту.
В случае подписания Сторонами Акта взаимосверки обязательств по Контракту оплата оказанных услуг осуществляется Исполнителю за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени) и (или) убытков согласно указанному Акту и на основании представленного Исполнителем счета. При этом исполнение обязательства Исполнителя по перечислению неустойки (штрафа, пени) и (или) убытков в доход бюджета возлагается на Заказчика.
2.6. В случае, если при начислении Заказчиком Исполнителю неустойки (штрафа, пени) и (или) предъявления требования о возмещении убытков, Стороны не подписали Акт взаимосверки обязательств по Контракту, указанный в п. 2.5 Контракта, Заказчик вправе не производить оплату по Контракту до уплаты Исполнителем начисленной и выставленной Заказчиком неустойки (штрафа, пени) и (или) до возмещения Исполнителем убытков, согласно предъявленным Заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закон о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В документации заказчика в проекте контракта п. 2.4.4 указано "Расчет за оказанные услуги осуществляется в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня подписания Заказчиком Акта оказанных услуг и предоставленного Исполнителем счета и (или) счет-фактуры".
Тем самым заказчик не ухудшает положение исполнителя оплачивая услуги в течение 10 (десяти) рабочих дней, в то время как по Закону о контрактной системе оплата производится в течение не более 30 (тридцати) дней.
При условии добросовестного исполнения обязательств по государственному контракту приемка работ и их оплата осуществляется в соответствии с пунктом 2.4.4. контракта.
Содержание пунктов 2.4.5. и 2.6. контракта основания для удержания заказчиком суммы неустойки связывает именно с ненадлежащим исполнением исполнителем обязательств. При условии добросовестного исполнения обязательств по контракту указанные положения контракта не применяются.
Оспариваемые положения не устанавливают порядок оплаты по контракту, а описывают механизм урегулирования взаимоотношения сторон по государственному контракту при его недобросовестном исполнении:
Оспариваемые пункты были включены в проект контракта так как, согласно части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения и в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения предусмотренного контрактом обязательства (часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе).
Вместе с тем ни положениями Закона о контрактной системе, ни Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N1042, не регламентирован порядок взыскания неустоек (штрафов, пеней), подлежащих уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство о контрактной системе основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Гражданское законодательство, устанавливая общий принцип необходимости надлежащего исполнения обязательств (статья 309 ГК РФ), предоставляет возможность выбора одного из способов прекращения обязательства, предусмотренных главой 26 ГК РФ, в числе которых - прекращение обязательства зачетом встречных однородных требований (статья 410 ГК РФ).
Зачет как способ прекращения обязательства является односторонней сделкой, для совершения которой необходимы определенные условия: требования должны быть встречными, однородными, с наступившими сроками исполнения (пункт 2 статьи 154, статья 410 ГК РФ). В силу статьи 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны. Пунктом 1 статьи 410 ГК РФ установлено, что для осуществления зачета необходимо, чтобы кредитор по одному обязательству являлся должником по другому, а должник по первому выступал кредитором по второму обязательству.
На основании изложенного обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя) по оплате неустойки (пени) за просрочку поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) и заказчика по оплате такой поставки товара (работы, услуги) являются "зачетоспособными" и в силу статьи 410 ГК РФ могут быть прекращены по заявлению одной из сторон (полностью либо частично). Возможность такого погашения встречных однородных требований сторон государственного (муниципального) контракта подтверждает и судебная практика (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.08.2014 N03АП-2849/14, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2014 N18АП-6125/14).
На возможность удержания заказчиком суммы неустойки из суммы оплаты по государственным (муниципальным) контрактам при ненадлежащем исполнении контрагентом своих обязательств, указывают письма и решения ФАС России от 23.05.2011 NИА/19716, от 10.12.2015 N АЦ/70978/15, от 12.07.2016 по делу NВП-348/16, письма Минфина России (письмо Минфина России от 26.12.2011 N 02-11-00/5959). Минэкономразвития России также указывает, что заказчик вправе производить оплату по контракту за вычетом размера неустойки (письма от 10.03.2016 NОГ-Д28-3630, от 02.10.2015 NОГ-Д28-12800, от 21.09.2015 NД28и-2829). Судебные инстанции поддерживают позицию ФАС России, Минэкономразвития России и Минфина России указывая в судебных актах на возможность осуществления зачета встречных требований о взыскании долга и неустойки (например, постановление Президиума от 19.06.2012 N1394/12).
Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что специфика исполнения обязательств по государственным контрактам имеет особый характер, связанный с наличием публичной составляющей в рассматриваемых отношениях и направлен, прежде всего, не на обогащение заказчика, а на предупреждение исполнителя от ненадлежащего исполнения им своих обязательств, а удержание суммы штрафов (пени) при окончательном расчете является способом бесспорного взыскания договорной санкции в соответствии с условиями государственного контракта.
Из буквального прочтения части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе отсутствует обязанность включения положений указанной нормы в проект контракта в неизменном виде, в отличие от части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, также не содержится обязанность применения положений указанной нормы при определении порядка взыскания неустоек (штрафов, пеней), подлежащих уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Данная норма является нормой прямого действия запрещающей (предписывающей) заказчику совершить фактическую оплату по контракту не позднее 30 дней с момента подписания документа о приемке (документ о приемке законодателем не конкретизирован), как в случае надлежащего исполнения, так и в случае проведения предшествующей претензионной работы, если между сторонами отсутствовало обоюдное согласие о качестве работ предложенных исполнителем к приемке.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проект контракта не включено условие о сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
4. Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности является лицензируемой.
Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности") утвержден перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности:
1. Сбор отходов I класса опасности
2. Сбор отходов II класса опасности
3. Сбор отходов III класса опасности
4. Сбор отходов IV класса опасности
5. Транспортирование отходов I класса опасности
6. Транспортирование отходов II класса опасности
7. Транспортирование отходов III класса опасности
8. Транспортирование отходов IV класса опасности
9. Обработка отходов I класса опасности
10. Обработка отходов II класса опасности
11. Обработка отходов III класса опасности
12. Обработка отходов IV класса опасности
13. Утилизация отходов I класса опасности
14. Утилизация отходов II класса опасности
15. Утилизация отходов III класса опасности
16. Утилизация отходов IV класса опасности
17. Обезвреживание отходов I класса опасности
18. Обезвреживание отходов II класса опасности
19. Обезвреживание отходов III класса опасности
20. Обезвреживание отходов IV класса опасности
21. Размещение отходов I класса опасности
22. Размещение отходов II класса опасности
23. Размещение отходов III класса опасности
24. Размещение отходов IV класса опасности
В пункте 20.1 части 1 аукционной документации указано:
20.1 |
Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы и оказание услуги, являющихся объектом закупки |
Требование установлено Участник закупки должен иметь лицензию для осуществления деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (п.30 ст.12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 г "О лицензировании отдельных видов деятельности"). |
Согласно подпункту 2 пункта 25 части 1 аукционной документации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 20.1 части 1 документации об аукционе, или копии этих документов, если такое требование установлено.
Вместе с тем, проанализировав аукционную документацию Комиссией Управления было установлено, что в техническом задании Заказчиком предусмотрены следующие требования к выполнению работ:
"Услуги по откачке и вывозу жидких бытовых отходов (далее - ЖБО) должны оказываться специально оборудованным транспортным средством Исполнителя до места их утилизации. Оказание услуг по утилизации ЖБО (сбор, транспортировка, размещение ЖБО) в с.п. Усть-Юган должно осуществляться специализированной машиной объемом не менее 10 м3. в соответствии с санитарными нормами и правилами.
Исполнитель обязан обеспечивать откачку, вывоз ЖБО и самостоятельно решать вопросы, связанные с размещением ЖБО. Точка слива ЖБО определяется Исполнителем в соответствии с санитарными и природоохранными нормами.
Исполнитель обязан предоставить Заказчику копию договора с объектом конечного размещения ЖБО.
Откачка, вывоз ЖБО производится в соответствие с установленными правилами транспортировки для данных видов отходов, специализированным транспортом, на основании заявок Заказчика, составленных исходя из фактической потребности.
Оказание услуг не должно предоставлять опасности для окружающей среды и населения. Услуги необходимо оказывать в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155 "Об утверждении правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов" и другими действующими нормативно - правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими обязательные требования к качеству услуг по вывозу бытовых отходов".
Сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов (ст.1 Федерального Закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах (ст.1 Федерального Закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду (ст.1 Федерального Закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Размещение отходов в соответствии со ст.1 Федерального Закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" - это хранение и захоронение отходов.
Комиссия Управления отмечает, что аукционная документация не содержит требование, согласно которому при выполнении работ исполнитель контракта должен осуществить деятельность по обезвреживанию отходов I-IV классов опасности.
Следовательно, требование о предоставлении в составе второй части заявки лицензии для осуществления деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, является неправомерным.
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что Заказчику, в силу пункта 1 части 1 статьи 31 и пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки, необходимо устанавливать к участникам закупки требование о наличии соответствующей лицензии, в зависимости от вида работ (деятельности).
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31 и части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в части установления лицензионных требований, не предусмотренных аукционной документацией, ограничивающих количество участников.
5. Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией.
Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе определен состав второй части заявки на участие в электронном аукционе, которая в том числе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В извещении о проведении электронного аукциона и документации такие требования были установлены.
Статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность юридических лиц за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.
Таким образом, в качестве субъекта административной ответственности, установленного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выступают только юридические лица.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что исходя из условий пункта 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, декларацию о соответствии участника аукциона указанному требованию аукционная комиссия вправе требовать только от юридического лица.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 19.10.2017 N0187300000417000025-3 заявка участника N4 (ИП Бубликова В.В.) была признана несоответствующей требованиям, установленным в документации об электронном аукционе по причине отсутствия в составе заявки декларации о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ, в отношении следующих позиций:
-участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
На основании вышеизложенного, в действиях аукционной комиссии установлено нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе, в части неправомерного признания заявки участника N4 (ИП Бубликова В.В.) несоответствующей требованиям аукционной документации.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Центр поставок Профит" от 12.10.2017 N1597-ж на действия Заказчика - МУ "АДМИНИСТРАЦИЯ ПОСЕЛЕНИЯ УСТЬ-ЮГАН" при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг населению по утилизации жидких бытовых отходов (сбор, транспортировка, размещение ЖБО) (извещение N0187300000417000025) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Муниципальное учреждение "Администрация сельского поселения Усть-Юган" нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика - Муниципальное учреждение "Администрация сельского поселения Усть-Юган" нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика - Муниципальное учреждение "Администрация сельского поселения Усть-Юган" нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
5. В связи в выданным ранее предписанием по рассмотрению жалобы ИП Дубовой Елены Вячеславовны от 12.10.2017 N1599-ж обязательное для исполнения предписание не выдавать.
6. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
7. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 19 октября 2017 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2017