Резолютивная часть объявлена 20.10.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 24.10.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления,
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления,
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного органа - ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителей,
рассмотрев жалобу ООО "Сорго" от 13.10.2017 N1601-ж на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Пыть-Яхская окружная клиническая больница", Уполномоченного органа - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр лекарственного мониторинга" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка шовного материала (извещение N0387200009117004811) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика, сформировавшего аукционную документацию с нарушением требований Закона о контрактной системе.
1. В описании шовного хирургического материала, относящемуся к одному товарному рынку были применены разные подходы к описанию упаковки:
В позициях 1-3,20,26,27,29-49 заказчиком запрашивается нить в двойной стерильной упаковке. В позиции 4,19,21-25,28 в одинарной стерильной упаковке.
В позиции 5-18 требуется стерильная упаковка, однако заказчиком не уточняется двойная, тройная или одинарная.
Из этого следует вывод, что заказчику не принципиально, в какой упаковке будет поставлен товар, основная цель - Индивидуальная стерильная упаковка.
Включение в определенные позиции конкретной упаковки (одинарной, двойной) сделана с целью ограничения конкуренции участников и преследует коррупционную схему, а так же нарушает закон о конкуренции.
Позиции 4,19,21-25,28 в одинарной стерильной упаковке, в совокупности характеристик , соответствуют одному производителю ООО "Джонсон & Джонсон" в рамках направления ETHICON (Викрил).
Данная характеристика ГОСТ 3120-2012 г. не регламентируется, т. к требования предъявляются в данном ГОСТе 3120-2012 г к индивидуальной стерильной упаковке.
Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об охране здоровья граждан) на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, медицинские изделия, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются товаром в контексте антимонопольного законодательства.
Упаковка ГОСТ 31216-2012
7.1.1 Упаковка шовных материалов должна соответствовать ГОСТ ISO 11607.
7.1.2 Стерилизационная упаковка должна обеспечивать сохранность стерильности и функциональных свойств шовного материала в течение всего срока годности при определенных производителем условиях транспортирования и хранения.
7.1.3 Определенное число единиц продукции, предусмотренное производителем, должно быть упаковано в групповую тару, обеспечивающую сохранность продукции в процессе обращения
Т.к в аукционной документации Заказчика не содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, соответственно и не может быть необходимой потребностью заказчика (п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ).
На законодательном уровне понятие "заточка документации под конкретного поставщика исполнителя, подрядчика)" не закреплено, но достаточно известно и общепринято не только в практике контроля государственного и муниципального заказов, осуществляемого территориальными органами ФАС России, но и в деятельности заказчиков, уполномоченных органов и хозяйствующих субъектов.
ИЗ Письма Федеральной антимонопольной службы от 13 апреля 2017 г. N ИА/24716/17 "О формировании документации на закупку медицинских изделий "следует, что вопрос об установлении требований к упаковке медицинских изделий при формировании документации о закупках. Так, отмечено, что все медицинские товары, зарегистрированные в России, являются качественными, эффективными и безопасными вне зависимости от типа их упаковки.
Указание заказчиками на необходимость поставки медицинских товаров в строго определенной упаковке без возможности поставки в эквивалентной упаковке может иметь признаки ограничения конкуренции и приводить к сокращению количества участников закупки.
Указанные значения, должны быть в пределах стандарта (определение Верховного суда РФ от 1 февраля 2016 г. N 301-КГ15-18555).
В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
2. В позиции 4 запрашивается: нить полиэтилентерефталата (полиэстер) с покрытием полибутилат, в индивидуальной одинарной стерильная упаковке, защищающая содержимое от влаги, одинарная, обеспечивающая доступ к внутреннему вкладышу в одно движение для минимизации временных затрат на манипуляции с нитью (отсутствуют требования к упаковке).
Однако, в позиции 5-11 запрашивается нить этилен терефталат с покрытием силикон.
Нити, запрашиваемые в позициях 4-1 1 являются одними и теми же нитями, но с разными покрытиями и разными требованиями к упаковке"
В позициях 26-29, 31-37 запрашивается нить, состоящая из полиглатида или полигликовой кислоты (не принципиально заказчику) с покрытиями на выбор :
сополимер капролактона/гликолида и стеароил-лактилата кальция или сополимера гликоната (триметиленкарбонат, е-капролактон, гликолид).
Согласно предложенным заказчикам покрытиям на данные нити хирургические можно сделать вывод, что заказчик ограничивает конкуренцию, предлагая эксклюзивные покрытия на данные нити.
Покрытие сополимер капролактона/гликолида и стеароил-лактилата кальция является эксклюзивным покрытием нити Polysorb_ производства ООО "Медтроник" Соединенные Штаты Америки со сроками рассасывания 56-70 дней.
Покрытие сополимера гликоната (триметиленкарбонат, е-капролактон, гликолид) эксклюзивным покрытием нити Сафил, производста ООО "Б. Браун Медикал" Подразделение Aesculap Испания.
Данные позиции являются блокирующими и не отпускаются в свободной продаже. Отсюда возникает вопрос: В чем отличие покрытий??
В позициях 4,19,21-25,28 (Изготовленная из сополимера, с покрытием, облегчающим проведение нити через ткани из сополимера гликолида, лактида и стеарата кальция). В позициях 26-29, 31-37 сополимер капролактона/гликолида и стеароил-лактилата кальция или сополимера гликоната (триметиленкарбонат, е-капролактон, гликолид)
При этом заказчиком запрашивается одна и та же со совокупности характеристик и по составу нить, но с разными покрытиями. И так же отличается требованиям к упаковке.
КРОМЕ ТОГО, ни у одного из производителей, по совокупности характеристик требуемых заказчику, не отражается в инструкции данный состав и покрытие.
Описать в заявке состав, технологию производства товара участник сможет только после испытаний. Чтобы испытать товар, он должен товар произвести или купить. Однако претендент на контракт не обязан иметь товар на складе - такого требования в Законе N 44-ФЗ нет.
химический состав;
компоненты;
технологию производства, испытания;
показатели, значения которых можно узнать испытаниями.
Такие разъяснения дала ФАС России, позицию антимонопольной службы поддержал Верховный суд РФ (п. 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N> ИА/44536/16.
3. В проекте контракта в п. 2.4.1. Расчет за поставленный товар осуществляется в рублях Российской Федерации, в безналичном порядке путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Поставщика, по факту поставки товара в течение 30 (тридцати) календарных дней на основании подписанного сторонами акта сдачи-приемки товара (товарной накладной) и представленного Поставщиком счета-фактуры/счета.
На основании Федеральный закон от 01.05.2017 N 83-ФЗ "О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступивший в силу с 1 мая 2017 года.
Данные изменения внесенные в закон 44-ФЗ заключаются в следующем.
Оплата по контрактам, заключенным с субъектами малого предпринимательства и некоммерческими организациями, после подписания документа о приемке должна быть произведена в течение 15 дней.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка шовного материала (извещение N0387200009117004811) размещены на официальном сайте единой информационной системы 12.10.2017.
1, 2. Вместе с тем, согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При этом документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям; указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
В силу пункта 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из буквального толкования приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что при формировании технического задания заказчику названным Законом предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Терминология, характеристики, размеры шовного материала, указанные Заказчиком в техническом задании аукционной документации полностью соответствуют терминологии и размерам ГОСТ31620-2012 Материалы хирургические шовные. Общие технические требования. Методы испытаний. Отсутствие в техническом задании ссылки на указанный ГОСТ еще не свидетельствует о том, что Заказчик не использовал его при описании объекта закупки.
При этом положения ГОСТ позволяет поставить любой шовный материал, но при формировании закупки нужно учитывать не только базовые положения ГОСТ, но и потребность Заказчика в том или ином товаре.
Заказчик является лечебным учреждением, который оказывает не только амбулаторную медицинскую помощь, но и стационарную, неотложную, высокотехнологичную медицинскую помощь. Техническая часть аукционной документации разработана исходя из клинической практики учреждения, когда выполнение процедур у пациентов с разными показаниями, наличием тех или иных сопутствующих заболеваний, требует использования широкого ассортимента шовных материалов, обеспечивая, таким образом максимальный лечебный эффект от их применения.
В силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что в нарушении части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе Заявитель в своей жалобе не приводит какой-либо информации или ссылок на документы, а также сами документы, подтверждающие обоснованность указанных им в жалобе доводов.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушения статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. В аукционной документации N 5465 аэ/17 не установлено преимущество для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с п. 13.1. ст. 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Поэтому Заказчик был вправе установить 30-дневный срок для расчета за поставленный товар и не нарушил требования Закона о контрактной системе.
Дополнительно Комиссия Управления отмечает, что жалоба на действия заказчика подана в Управление в порядке главы 6 Закона о контрактной системе и рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок согласно Закону N 223-ФЗ, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В рамках рассмотрения данной жалобы Комиссия Управления не вправе давать оценку действиям заказчика в части наличия либо отсутствия нарушений Закона о защите конкуренции, так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются по процедуре, предусмотренной Административным регламентом ФАС России от 25.05.2012 N339 по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства российской федерации.
На основании вышеизложенного, доводы Заявителя, в части наличия в действиях Заказчика признаков нарушения Закона о защите конкуренции не подлежат рассмотрению в рамках Закона о контрактной системе, ввиду отсутствия у Комиссии Управления полномочий.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Сорго" от 13.10.2017 N1601-ж на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Пыть-Яхская окружная клиническая больница", Уполномоченного органа - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр лекарственного мониторинга" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка шовного материала (извещение N0387200009117004811) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 20 октября 2017 г. N 03/КА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2017