Резолютивная часть решения оглашена "20" октября 2017 года.
В полном объеме решение изготовлено "24" октября 2017 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия) в составе:
председатель - руководитель управления Е.А. Гречишникова,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
в присутствии представителей Тамбовского областного государственного казенного учреждения ''Пожарно-спасательный центр'' - Карасева В.А., Тришиной И.В., Назаровой И.А., Лебедевой С.С.,
комитета государственного заказа Тамбовской области - Акимкиной В.С.,
АО "Тамбовмаш"- Бочаровой Д.А., Александровой И.В.,
рассмотрев жалобу АО "Тамбовмаш" (далее - Заявитель) на действия Тамбовского областного государственного казенного учреждения ''Пожарно-спасательный центр'' при проведении электронного аукциона на поставку противогазов фильтрующих детских (извещение 0164200003017002949) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Комитет государственного заказа Тамбовской области (далее также Уполномоченный орган) 29.09.2017 опубликовал в Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной торговой площадке АО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru извещение N 0164200003017002949 о проведении электронного аукциона на поставку противогазов фильтрующих детских, находящихся на территории Тамбовской области (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 979 752,89 руб.
Заказчик - Тамбовское областное государственное казенное учреждение ''Пожарно-спасательный центр''.
АО "Тамбовмаш", считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в антимонопольный орган.
Заявитель считает, что при осуществлении данной закупки Заказчик неправомерно не установил в документации об Аукционе требование об обязательном проведении военной приемки закупаемых противогазов Военным Представительством Минобороны России или иными органами и предоставлении формуляра с заключением военной приемки.
Кроме того заявитель считает неправомерным установленное Заказчиком требование о соответствии закупаемых противогазов ГОСТу 12.4.235-2012, ГОСТу 12.4.041-2001, а также отсутствие характеристик по закупке от отравляющих веществ и других воздействий.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы заявителя, возражения Заказчика, установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона его предметом является поставка противогазов фильтрующих детских.
АО "Тамбовмаш" указывает, что в данном случае закупаемые противогазы детские фильтрующие являются продукцией военного назначения, поэтому Заказчик обязан был установить в документации об Аукционе требование об их обязательной военной приемке и предоставлении соответствующих формуляров.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что согласно положениям Закона о контрактной системе участник закупки не вправе определять за Заказчика его потребности в закупке требуемых товаров, работ, услуг.
Статья 13 Закона о контрактной системе определяет цели осуществления закупки, в том числе для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации).
Постановлением администрации Тамбовской области от 23.12.2014 N1114 утверждена государственная программа "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Тамбовской области" на 2015-2020 годы".
В Приложении 4 к указанной государственной программе установлена подпрограмма "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и развитие единой дежурно-диспетчерской службы Тамбовской области" на 2015-2020 годы (далее - подпрограмма).
Целями данной подпрограммы являются: снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, сохранение жизни и здоровья граждан при различных авариях; сокращение количества погибших и пострадавших в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Одной из задач подпрограммы является обеспечение установленных групп населения средствами индивидуальной защиты.
Таким образом, указанная закупка и ее условия осуществляются в соответствии с государственной программой Тамбовской области, утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 24.09.2014 N1114.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, в том числе, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в документации о закупке описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара и т.д. с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, но при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, работам, услугам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, но с учетом недопустимости ограничения конкуренции.
Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, работам, услугам являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к объекту закупки.
Заказчик пояснил следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 6 постановления администрации Тамбовской области от 18.09.2014 N1105 "О порядке создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов (далее - Резерв) для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера на территории Тамбовской области" (далее постановление администрации области) ТОГКУ "ПСЦ" определено организацией для управления резервом средств индивидуальной защиты при чрезвычайных ситуациях. Исходя из полномочий, установленных постановлением области, Заказчик приобретает материальные ресурсы - средства индивидуальной защиты органов дыхания - противогазы фильтрующие детские для использования при ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера на территории Тамбовской области.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Постановление администрации области принято на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Вышеуказанное свидетельствует, что ТОГКУ "ПСЦ" по рассматриваемому аукционе осуществляет закупку противогазов только для восполнения резервов средств индивидуальной защиты органов дыхания для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и исключает систему мероприятий по подготовке к защите населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
В соответствии с пунктами 7, 9 приказа МЧС России от 01.01.2014 N543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" обеспечение и накопление запасов (резервов) СИЗОД осуществляется для работников организаций и неработающего населения, проживающего на территориях в пределах границ зон возможного химического заражения.
Вследствие чего, Указ Президента РФ от 22.02.1992 N179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" и Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.1992 N959 "О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" не могут быть применимы к рассматриваемой закупке, поскольку они указывает на оборот средств защиты, защищающих только от боевых отравляющих веществ.
Таким образом, объектом закупки являются противогазы детские, которые приобретаются для обеспечения населения в целях использования их при ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера на территории Тамбовской области, при этом противогазы детские не являются продукцией военного назначения.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе установлено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Тамбовского УФАС России представители Заявителя затруднились пояснить, каким образом отсутствие требования об обязательной военной приемке противогазов детских нарушает законные права и интересы Заявителя, а также, каким образом не позволяет Обществу как участнику закупки сформировать заявку на участие в аукционе. Также Заявитель не представил обоснований и подтверждающих доказательств, как нарушает права и законные интересы отсутствие в документации о закупке требований к времени защиты и концентрации отравляющих и иных веществ. При этом представители Заявителя подтвердили, что продукция АО "Тамбовмаш" соответствует требованиям документации об Аукционе.
Кроме того, Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Комиссия считает заявленный довод необоснованным.
Кроме того, в своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчик неправомерно установил в проекте контракта требование о соответствии противогазов детских требованиям противогазов ГОСТу 12.4.235-2012, ГОСТу 12.4.041-2001, поскольку требование данных стандартов на них не распространяется.
Комиссия Тамбовского УФАС России не усматривает в обжалуемых действиях Заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе.
ГОСТ 12.4.235-2012 "Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Фильтры противогазовые и комбинированные. Общие технические требования. Методы испытаний. Маркировка" распространяется на противогазовые и комбинированные фильтры, предназначенные для использования в средствах индивидуальной защиты органов дыхания, так как противогаз гражданский фильтрующий детский должен гарантированно исключать риск поражения ребенка в течение времени, необходимого для проведения первоочередных (эвакуационных) мероприятий (время защитного действия при различных концентрациях опасных химических и др. веществ). ГОСТы, применяющиеся в системе стандартов безопасности труда, могут быть использованы заказчиками в той мере, в какой они соответствуют целям и задачам стандартизации Российской Федерации, а именно, повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан.
ГОСТ 12.4.041-2001 "Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующие. Общие технические требования" (далее ГОСТ 12.4.041-2001) распространяется на фильтрующие средства индивидуальной защиты органов дыхания. Данный ГОСТ устанавливает общие технические требования к фильтрующим СИЗОД и их частям. Согласно п. 1 ГОСТа 12.4.041-2001 стандарт не распространяется на следующие виды СИЗОД: пожарные, военные, медицинские, авиационные, для подводных работ. Таким образом, противогазы детские фильтрующие не входят в область исключения из стандарта.
Заказчиком включены требования, которые не превышают требований, установленных государственными стандартами и нормами. При этом Заказчиком не установлено требование о необходимости предоставления участником закупки сертификатов соответствия национальным стандартам ГОСТ 12.4.235-2012, ГОСТ 12.4.041-2001, либо иного документального подтверждения соответствия предмета закупки указанным стандартам.
Исходя из изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России признает данный довод Заявителя также необоснованным.
Нарушений действующего законодательства о контрактной системе в действиях Заказчика не выявлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО "Тамбовмаш" необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии Н.Н. Колодина
В.В. Иванов
Н.Е. Козлова
Исп.: В.В. Иванов тел: 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 20 октября 2017 г. N РЗ-405/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2017