Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Костромского УФАС России; Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Ревельцев О.В., заместитель руководителя управления;
|
|
при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии: <_ >, рассмотрев жалобу ООО "Гостстрой" на действия заказчика по незаключению с ним контракта на приобретение жилого помещения (квартиры), общей площадью не менее 49, 8 м2 в рамках реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа город Мантурово Костромской области на 2015-2016 годы" (номер извещения 0141300012017000049), а также в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Согласно представленным материалам 30.08.2017 г. на официальном сайте в сети Интернет http://www.zakupki.gov.ru в единой информационной системе в сфере закупок размещены извещение (N 0141300012017000049) и аукционная документация о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на приобретение жилого помещения (квартиры), общей площадью не менее 49, 8 м2 в рамках реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа город Мантурово Костромской области на 2015-2016 годы" (далее - Извещение и Документация об аукционе).
12.10.2017 г. в адрес Костромского УФАС России от победителя аукциона - ООО "Гостстрой" поступила жалоба по незаключению с ним контракта по итогам электронного аукциона следующего содержания:
"11 октября в районе 17.00 на электронной площадке выложена информация об отстранении нас, участника аукциона в соответствии с ч.6.1 ст.66 ФЗ-44. Считаем данное отстранение незаконным, произведенное с нарушением установленного законного порядка, а так же не легитимным за отсутствием подписи уполномоченного лица.
В соответствии с ранее выложенными на площадке протоколами победителей аукциона мы являемся победителями аукциона. Аукционная комиссия после размещения на официальном сайте выше указанного протокола не имеет право отстранять участника электронного аукциона за предоставление недостоверной информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с ч. 3 и ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии с системным толкованием действующего законодательства, а именно:
В силу ч. 6.1 ст. 66 Закона N 44-ФЗ в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с ч. 3 и ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
В части ч. 1 ст. 70 Закона N 44-ФЗ говорится, что по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со ст. 69 Закона N 44-ФЗ признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Как видно из данной нормы, процесс заключения контракта не входит в процесс проведения электронного аукциона.
В силу прямого указания Закона электронный аукцион - это один из способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).
В свою очередь, в соответствии с п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта РФ) или муниципальных нужд либо в установленных Законом N 44-ФЗ в случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
То есть процесс определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не включает в себя процесс заключения контракта, а является самостоятельным процессуальным с соответствующим обоснованием и законным порядком.
В частности:
заказчик создает комиссию по осуществлению закупок для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 1 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).
Согласно ч. 8 ст. 39 Закона N 44-ФЗ комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов. Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается.
Таким образом, в соответствии с законом, функции комиссии по закупкам заканчиваются на определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно в случае проведения электронного аукциона - после рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, подписании и размещении на официальном сайте протокола подведения итогов электронного аукциона в частности 20.09.2017.
Исходя из вышесказанного следует, что аукционная комиссия после размещения на официальном сайте ранее указанного протокола от 20.09.2017 г., в котором указан победитель аукциона не имеет право отстранять участника электронного аукциона за предоставление недостоверной информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с ч. 3 и ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, так как электронный аукцион уже завершен. В протоколе отказа от 11.10.2017 г., в обосновании отказа, указан некий акт осмотра жилого помещения, подписанный от 04.10.2017 г., и первая часть заявки, предоставленная участником, как видно из выше приведенных дат и норм 04.10.2017 г., было уже после 20.09.2017 г., таким образом, законные полномочия комиссии ограничены процессуальным сроком 20.09.2017 г. Порядок проведения аукциона - победитель заключает контракт после которого происходит подписания акта передачи жилого помещения уполномоченным лицом на заключение контракта, который и мог бы являться легитимным документом, на который имел право ссылаться заказчик после 20.09.2017 г., иное противоречит установленному законному порядку, что является самостоятельным основанием для суда признать не заключение контракта с нами не законным действием в отказе о заключении контракта.
Считаем указанную причину в протоколе отказа от 11.10.2017 г. не состоятельной и не законной".
В ходе заседания Комиссии Костромского УФАС России представитель Заказчика доводы Заявителя не признала.
До заседания Комиссии по рассмотрению жалобы в адрес Костромского УФАС России от Заказчика поступили письменные возражения на доводы жалобы следующего содержания:
"Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации городского округа город Мантурово возражает относительно данной жалобы по следующим основаниям:
Заявитель жалобы считает отстранение участника незаконным и не легитимным ввиду отсутствия подписи уполномоченного лица в протоколе отказа от заключения контракта, размещенном в Единой информационной системе (ЕИС). В силу ст. 60 Федерального закона N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд" документы и информация, направляемые в форме электронных документов участником электронного аукциона, заказчиком, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такого аукциона, заказчика. Из этой нормы права следует, что рукописное подписание документа уполномоченным лицом не требуется.
Далее по тексту жалобы Заявитель приводит нормы права, в силу которых, по его мнению, полномочия аукционной (единой) комиссии заканчиваются размещением протокола подведения итогов аукциона, которым был определен поставщик. В силу п. 3 ст. 3, ч. 2, ч. 4 ст. 24 Закона 44-ФЗ электронный аукцион - способ определения поставщика, который начинается с размещения извещения об осуществлении закупки и завершается заключением контракта. Исходя из изложенного, заключение контракта - завершающий этап процедуры определения поставщика. Пунктом 1 ст. 39 Закона 44-ФЗ установлено, что аукционная (единая) комиссия создается Заказчиком для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика. Следовательно, ее полномочия заканчиваются подписанием контракта, отказ от заключения которого оспаривает Заявитель.
Пунктом 6.1 ст. 66 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд" N44-ФЗ закреплено: "в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3 и 5 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения"
Отстранение Участника от участия в электронном аукционе произошло по причине установления факта предоставления Участником недостоверных сведений об объекте закупки, отраженных в части 1 заявки на участие в аукционе в электронной форме. Несоответствие технических характеристик объекта закупки (жилых помещений) было установлено 04 октября 2017 года в ходе осмотра квартир представителями Заказчика и Участника. По итогам осмотра были составлены Акты осмотра за подписью всех присутствовавших. При рассмотрении первых частей заявок на участие в электронном аукционе у Заказчика и у Единой комиссии не было возможности выявить несоответствие технического состояния объекта закупки предоставленной Участником информации. При установлении факта предоставления Участником недостоверной информации относительно объекта закупки Единая комиссия была обязана принять и приняла решение об отстранении Участника от участия в электронном аукционе.
На заседании Единой комиссии по осуществлению закупок товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд городского округа город Мантурово в момент принятия указанного решения присутствовало более 50% общего числа ее членов, что свидетельствует о ее правомочности по осуществлению возложенных на нее функций.
Единая комиссия в своей деятельности руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации о размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.
Задачей Единой комиссии при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурсов, аукционов и запросов предложений является, кроме прочего, обеспечение эффективного использования средств бюджетов и (или) внебюджетных источников финансирования. Закупка жилых помещений в рамках муниципальной адресной программы переселения из аварийного жилищного фонда на территории городского округа город Мантурово Костромской области осуществляется за счет средств бюджета, следовательно, при оценке поступившей информации о несоответствии объектов закупки установленным требованиям Заказчика, которые были сформированы с учетом требований Жилищного кодекса к предоставляемым взамен аварийного жилья жилым помещениям, Единая комиссия приняла необходимые меры к недопущению нарушения бюджетного и жилищного законодательства.
Решение Единой комиссии об отстранении Участника было доведено до сведения Заказчика. Порядок оформления решения об отстранении участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) Законом N 44-ФЗ не определен. Поэтому Заказчик исходил из общих норм Закона N 44-ФЗ, регулирующих порядок оформления результатов рассмотрения заявок в ходе проведения электронного аукциона и подведения результатов такого аукциона и составил Протокол отказа от заключения муниципального контракта с победителем электронного аукциона. Указанный протокол был размещен в ЕИС и направлен Участнику".
Комиссия Костромского УФАС России, рассмотрев доводы жалобы, возражения на доводы жалобы, выслушав представителей Заявителя и Заказчика, изучив представленные документы и материалы, соответствующие нормативные правовые акты, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 7 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
Как следует из Протокола рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 20 сентября 2017 г. Единая комиссия рассмотрела вторые части заявок на участие в электронном аукционе двух участников закупки - ООО "Гостстрой" и ООО "КодексРегион" на соответствие требованиям, установленным Законом о контрактной системе и документацией об аукционе, и приняла решение о соответствии участников закупки и поданных ими заявок требованиям, установленным Законом о контрактной системе и документацией об аукционе. На основании части 10 статьи 69 Закона о контрактной системе победителем аукциона признано ООО "Гостстрой", "предложившее наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в аукционе которого соответствует требованиям документации об аукционе".
Согласно доводу жалобы "11.10.2017 г. на электронной площадке выложена информация об отстранении участника закупки - ООО "Гостстрой" в соответствии с ч. 6.1 ст. 66 ФЗ-44".
Согласно части 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3 и 5 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
Как следует из материалов жалобы, 11.10.2017 г. Единой комиссией принято "Решение об отстранении участника закупки ООО "Гостстрой" от участия в аукционе в электронной форме" (далее - Решение) на основании "Акта комиссионного обследования жилого помещения от 04.10.2017 г. (далее - Акт обследования жилого помещения), которым установлено несоответствие технических характеристик жилого помещения, являющегося объектом закупки, информации, содержащейся в первой части заявки на участие в электронном аукционе".
Комиссия Костромского УФАС России отмечает, что в вышеуказанном Решении не указано, кем и на каком основании Единой комиссии был представлен Акт обследования жилого помещения. В материалах дела также отсутствует информация и документы, указывающие на каком основании и каким документом создана Комиссия, составившая Акт обследования жилого помещения.
В ходе заседания по рассмотрению жалобы представитель Заказчика не смогла проинформировать Комиссию по вышеуказанным вопросам или представить соответствующие документы.
При этом Комиссия считает необходимым отметить, что в списке состава комиссии по составлению Акта обследования жилого помещения фамилии членов аукционной комиссии, которая приняла решение об отстранении участника от участия в аукционе в электронной форме от 11.10.2017 г., отсутствуют.
"Протокол отказа от заключения муниципального контракта с победителем электронного аукциона на право заключения контракта на услуги по покупке и продаже жилых зданий и занимаемых ими земельных участков" от 11.10.2017 г. составлен Заказчиком (единолично, в лице руководителя) на основании вышеуказанного Акта осмотра жилого помещения.
Таким образом, Комиссия Костромского УФАС России считает в данном случае действия Заказчика неправомерными, так как признает вышеуказанный Акт обследования жилого помещения ненадлежащим доказательством.
Комиссия Костромского УФАС России, рассмотрев довод жалобы о неправомерном отказе Заказчика заключить с победителем электронного аукциона муниципальный контракт, выслушав представителей Заявителя и Заказчика, изучив материалы дела и нормативные правовые акты, приходит в выводу о том, что Заказчик, не разместив в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе, Заказчик нарушил часть 7 статьи 70 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106, Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Гостстрой" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации городского округа город Мантурово Костромской области нарушение части 7 статьи 70 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание заказчику - Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации городского округа город Мантурово Костромской области о прекращении выявленных нарушений путем заключения контракта на условиях, указанных в Извещении и Документации об аукционе, а также в заявке победителя аукциона в электронной форме.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии О.В. Ревельцев
Заместитель председателя Комиссии Д.Ю. Белов
Член Комиссии А.К. Степина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 19 октября 2017 г. N 12-10-160/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2017