Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Ревдинская городская больница",
- заявителя в лице ООО "Медпром",
рассмотрев жалобу ООО "ООО "Медпром"" (620028, г. Екатеринбург, ул. Фролова, д. 25, литер А, оф. 20А) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Ревдинская городская больница" (623280, Свердловская обл., г. Ревда, ул. Олега Кошевого, 4) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку расходных материалов для отделения гемодиализа (извещение N 0362200070517000163), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Медпром" (вх. N 01-18641 от 16.10.2017 г.) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Ревдинская городская больница", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку расходных материалов для отделения гемодиализа (извещение N 0362200070517000163) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "Медпром" указал, что положения аукционной документации нарушают Закон о контрактной системе, а именно:
- заказчиком неправомерно объединены в один лот закупка товара по п. N 1 технического задания и закупка товара по п. N 2, 3, 4, 5.
- описание объекта закупки по п. N 1 технического задания носит необъективный характер и ограничивает круг потенциальных участников электронного аукциона, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, пояснили, что аукцион проводится на поставку расходных материалов для отделения гемодиализа, а именно, концентраты для аппарата "Искусственная почка". Все заявленные в аукционной документации концентраты технологически и функционально связаны между собой, так как только при их смешивании в аппарате "Искусственная почка" получается основное действующее вещество - диализат, который контактирует через мембрану диализатора с кровью пациента. Просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
09 октября 2016 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0362200070517000163 и документация об аукционе на поставку расходных материалов для отделения гемодиализа.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 222 971,54 рублей.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Согласно ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Пунктом 10.1 части I "Общая часть" аукционной документации определен объект закупки, а именно, поставка расходных материалов для отделения гемодиализа.
Частью 3 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены требования к качественным, техническим, функциональным свойствам закупаемого товара:
N |
Наименование |
Характеристики |
Ед. имз. |
1 |
Концентрат бикарбонатный жидкий кислотный с глюкозой |
Форма выпуска: индивидуальная упаковка: прозрачный пакет с коннектором типа "Luer-Lock", объёмом не менее 5 л. готового концентрата; Упаковка (тара): разовая, исключающая контаминацию жидкого концентрата; Концентрация компонентов в готовом концентрате: Na-103 ммоль/л, K-3 ммоль/л, Mg-0,5 ммоль/л, Cl-110 ммоль/л, Ca-1,5 ммоль/л, глюкоза-5,55 ммоль/л, уксусная кислота-3,5 ммоль/л. Содержание ацетат - ионов в готовом диализирующем растворе (кислотная часть совместно с основной частью, в соответствующих разбавлениях) не более 3,5 ммоль/л.; Разведение кислотной части в 35 раз. |
пакет |
2 |
Сухая кислотная часть диализирующего раствора с глюкозой (при разбавлении раствора кислотной части в 35 раз) |
Упаковка (тара) контейнер (на 50 л готового концентрата) Срок годности на момент поставки, не менее 80 % от срока годности, установленного производителем Уксусная кислота, ммоль/л 3,5 Na, ммоль/л 103 K, ммоль/л 2 Mg, ммоль/л 0,5 Cl, ммоль/л 109,0 Ca, ммоль/л 1,50 Глюкоза, ммоль/л 5,55 Требования к концентрату: взрывопожаробезопасный, исключающий повышение категории взрывопожароопасности склада выше Д (Правила пожарной безопасности в РФ ППБ 01-03) Содержание ацетат - ионов в готовом диализирующем растворе (кислотная часть совместно с основной частью, в соответствующих разбавлениях) не более, ммоль/л 3,5 |
кор |
5 |
Сухая кислотная часть диализирующего раствора (при разбавлении раствора кислотной части в 35 раз) |
Упаковка (тара) контейнер (на 100 л готового концентрата) Срок годности на момент поставки, не менее 80 % от срока годности, установленного изготовителем Уксусная кислота, ммоль/л 3,5 Na, ммоль/л 103 K, ммоль/л 2 Mg, ммоль/л 0,5 Cl, ммоль/л 109,0 Ca, ммоль/л 1,50 Требования к концентрат взрывопожаробезопасный, исключающий повышение категории взрывопожароопасности склада выше Д (Правила пожарной безопасности в РФ ППБ 01-03) Содержание ацетат - ионов в готовом диализирующем растворе (кислотная часть совместно с основной частью, в соответствующих разбавлениях) не более, ммоль/л 3,5 |
кор |
Представитель Заказчика в ходе заседания пояснил Комиссии, что необходимость объединения указанных товаров в один лот обусловлена экономической целесообразностью, а также тем, что все заявленные в аукционной документации концентраты технологически и функционально связаны между собой, так как только при их смешивании в аппарате "Искусственная почка" получается основное действующее вещество - диализат, который контактирует через мембрану диализатора с кровью пациента. Кроме того, единый поставщик данных компонентов отвечает за все возможные нестыковки в химическом составе диализата, полученного при смешивании в аппарате "Искусственная почка" всех закупаемых концентратов, не ссылаясь на поставщиков других компонентов. Также сохраняется синхронность в поставке всех компонентов диализата. Сбой в поступлении в отделение одного из компонентов делает невозможным проведение процедуры.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что закупаемые заказчиком концентраты функционально и технологически связанны, ввиду чего в действиях заказчика в части объединения в один лот закупки товара по п. N 1 технического задания и закупки товара по п. N 2, 3, 4, 5, нарушений законодательства о контрактной системе Комиссией не выявлено.
Описание объекта закупки устанавливается заказчиком самостоятельно, исходя из его потребностей, а также в соответствии с обязательными требованиями к описанию объекта закупки, установленными ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, в том числе для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.
Кроме того, Комиссией установлено, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе поступило 2 заявки, все поступившие заявки были допущены до участия в электронном аукционе.
Также на заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что описанию объекта закупки по п. N 2 ч. 3 "Описание объекта закупки" аукционной документации соответствует товар нескольких производителей, в том числе, товар производителей:
- ООО "Завод Дизэт";
- ООО НПФ "Технахим";
- B.Braun, Германия.
Также, Комиссия обращает внимание на то, что объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, в связи с чем, поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель такого товара.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие её обоснованность.
Заявитель не предоставил документы, подтверждающие неправомерность действий заказчика.
В связи с вышеизложенным, нарушений Закона о контрактной системе в части описания объекта закупки, направленного на ограничение количества участников аукциона, не выявлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Медпром" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Ревдинская городская больница", его аукционной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Ревдинская городская больница", его аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 19 октября 2017 г. N 1599-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2017