резолютивная часть решения объявлена 19.10.2017 г.
в полном объеме решение изготовлено 23.10.2017 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
,
в отсутствии Общества с ограниченной ответственностью "Баксан-Строй" (далее - заявитель, ООО "Баксан-Строй"), надлежащим образом извещенного о дате и месте рассмотрения жалобы уведомлениями N05/3335 от 16.10.2017 г., N05/3391 от 18.10.2017 г., в том числе путем размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о рассмотрении жалобы;
в отсутствии представителя Муниципального учреждения "Местная администрация сельского поселения Былым" Эльбрусского муниципального района КБР (далее - заказчик), надлежащим образом извещенного о дате и месте рассмотрения жалобы уведомлениями N05/3335 от 16.10.2017 г., N05/3391 от 18.10.2017 г., в том числе путем размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о рассмотрении жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Баксан-Строй" на действия заказчика при проведении закупки способом электронного аукциона N0304300036017000005 "Капитальный ремонт ул. Ахматова с.п Былым Эльбрусского района КБР 2-й участок" (далее - аукцион), руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО "Баксан-Строй" на действия заказчика при проведении аукциона.
Согласно жалобе заявителя, в техническом задании документации об аукционе содержатся требования в материалам, которые противоречат положениям государственных стандартов, в частности, по позиции 2 "Брус" заказчиком указаны технические характеристики, такие как ширина: должна быть 100-150 мм, толщина: 40-75 мм, которые не соответствуют требованиям государственных стандартов 8486-86, 18288-87, где для "Бруса" показатели толщины и ширины должны быть 100 мм. и более. Исходя из доводов жалобы заявителя, техническое задание документации об аукционе сформировано в противоречие требованиям государственных стандартов, что тем самым нарушает положения Закона о контрактной системе, не обеспечивается объективное описание объекта закупки. Также заявителем обращается внимание на то, что государственный стандарт Р52246-2004 "Прокат листовой горячеоцинкованный" заменен на государственный стандарт Р52246-2004.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО "Баксан-Строй", изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам:
04.09.2017 г. 19:59 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион N0304300036017000005 "Капитальный ремонт ул. Ахматова с.п Былым Эльбрусского района КБР 2-й участок" для неограниченного круга лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем. Начальная (максимальная) цена муниципального контракта составляет 2 416 320,00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 04.09.2017 г. 19:59 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 12.10.2017 г. 09:05 ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 13.10.2017 г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 16.10.2017 г. 11:35 ч.
На участие в электронном аукционе было подано 5 заявок, в результате рассмотрения первых частей все заявки признаны соответствующими требованиям документации об аукционе и положениям Закона о контрактной системе в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 13 октября 2017 года.
В рамках п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
Данные правила предполагают описание объекта закупки путем указания тех требований к товарам, которые изложены в стандартах на данный товар. Кроме того, такие требования должны носить объективный характер. Одновременно установлен запрет требования информации, обязанность представления которой ведет к ограничению количества участников.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при формировании технического задания документации об аукционе заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
В п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе определено, что при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения которой используется товар, заявка на участие в аукционе, помимо прочего, должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе. Из совокупного анализа приведенных норм следует, что, устанавливая в документации о закупке требования к товарам, используемым при выполнении работ (минимальные значения, максимальные значения, значения, которые не могут изменяться, подлежащие конкретизации), заказчик, тем самым, определяет перечень сведений о товаре, которые должны быть указаны в составе заявки на участие в аукционе, иными словами - содержание заявки.
Ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе устанавливает запрет на требования от участников закупки документов и сведений, непредусмотренных ч.3, 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
По позиции 2 "Брус" технического задания документации об аукционе заказчиком установлены "Брусья должны быть обрезные, хвойных пород: сосны; ели; пихты; лиственницы; кедра. Номинальные размеры пиломатериалов и предельные отклонения от номинальных размеров должны соответствовать ГОСТ 24454-80. Должны быть II или III сорта, влажность до 22%. длина: от 4-м до 6,5-м, ширина: должна быть 100-150 мм, толщина: 40-75 мм", прописав, что вышеуказанные требования технического задания документации об аукционе должны соответствовать требованиям ГОСТ8486-86. Государственный стандарт 8486-86 предполагает описание объекта закупки путем указания тех требований к товарам, которые изложены в стандартах на данный товар. Кроме того, такие требования должны носить объективный характер. Одновременно установлен запрет требования информации, обязанность представления которой ведет к ограничению количества участников. Доводы заявителя, указанные в жалобе, не нашли своего подтверждения в виду того, что государственный стандарт 18288-87, в котором указаны термины и определения, заказчиком в техническом задании документации об аукционе не установлен. Позиция 2 "Брус" технического задания документации об аукционе заказчиком сформирована на основании государственного стандарта 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия", соблюдая положения Закона о контрактной системе.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
По позициям 6, 13 "Щитки металлические", "Растворитель" технического задания документации об аукционе заказчиком расписаны технические характеристики, функциональные характеристики, включая потребительские свойства с указанием на соответствие требованиям государственных стандартов Р52246-2004, ГОСТ 9980.3-86, вместе с тем, согласно сведениям, размещенным Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии на официальном сайте, ГОСТ Р 52246-2004 заменен на ГОСТ Р52246-2016 "Прокат листовой горячеоцинкованный. Технические условия" с 01.07.2017 года; ГОСТ 9980.3-86 заменен на ГОСТ 9980.3-2014 "Материалы лакокрасочные и вспомогательные, сырье для лакокрасочных материалов. Упаковка" с 01.03.2016 года. Государственные стандарты ГОСТ Р52246-2004, ГОСТ 9980.3-86 применению на территории Российской Федерации не подлежат. Иное толкование положений п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе противоречило бы изначальному смыслу существования и предназначению в Российской Федерации системы метрологии и стандартизации; позволило бы заказчику произвольно, по собственному усмотрению устанавливать правила, разработка которых отнесено к исключительной компетенции специализированных органов государственной власти.
Информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе).
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Баксан-Строй" частично обоснованной.
2.Признать в действиях Муниципального учреждения "Местная администрация сельского поселения Былым" Эльбрусского муниципального района КБР нарушения ч.3 ст.7, п.2 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.Выдать Муниципальному учреждению "Местная администрация сельского поселения Былым" Эльбрусского муниципального района КБР, Единой комиссии Муниципального учреждения "Местная администрация сельского поселения Былым" Эльбрусского муниципального района КБР, ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 19 октября 2017 г. N 05-261/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2017