На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), приказа от 18 октября 2017 года N313 "О проведении внеплановой проверки" (далее - Приказ) Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР, Инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
провела внеплановую камеральную проверку действий (бездействия) Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" (далее - заказчик) на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона N0504600002017000001 "Разработка инвестиционной программы по техническому перевооружению и строительству систем водоснабжения" (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступило обращение Заказчика о допущенных нарушениях законодательства Российской Федерации о контрактной системе в действиях заказчика при проведении аукциона.
На основании пункта 2 части 15 статьи 99, части 26 статьи 99 Закона о контрактной системе для детального анализа аукциона в адрес заказчика было направлено уведомление и приказ о проведении внеплановой проверки.
Рассмотрев доводы, изложенные в информации о нарушении положений Закона о контрактной системе, изучив представленные материалы дела, Инспекцией установлено, что аукцион был опубликован заказчиком для субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации об аукционе. Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 100 000 ,00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 22.09.2017 11:29 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 02.10.2017 18:00 ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 02.10.2017 г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 05.10.2017 ч.
На участие в электронном аукционе было подано 2 (две) заявки, в результате рассмотрения первых частей заявок обе заявки допущены к участию в аукционе.
Внеплановой проверкой установлено.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать информацию о требованиях предъявляемых к участникам электронного аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Федеральным законом от 28.12.2016 N489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступившим в законную силу 09.01.2017 года, дополнена статья 31 Закона о контрактной системе пунктами 7, 7.1, в частности, отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации; 7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данные требования носят императивный характер и заказчики обязаны устанавливать соответствующие требования к участкам закупки при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), но вместе с тем, в документации об аукционе на право заключения государственного контракта "Разработка инвестиционной программы по техническому перевооружению и строительству систем водоснабжения" заказчиком не были указаны вышеназванные требования Закона о контрактной системе.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию о требовании к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию подпункт "а, б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В документации об аукционе заказчиком предусмотрено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией; б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 N498-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" слова "места происхождения товара или наименование производителя" заменены словами "страны происхождения", в связи с этим, требование, установленное заказчиком, о необходимости указания в первой части заявки на участие в аукционе "наименование производителя товара" является требованием к участником закупки, не предусмотренным Законом о контрактной системе, и расцениваются Инспекцией как дополнительное требование.
В единой информационной системе http://www.zakupki.gov.ru (http://www.info@sberbank-ast.ruinfo@sberbank-ast.ru) 22.09.2017 11:29 ч заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0504600002017000001 "Разработка инвестиционной программы по техническому перевооружению и строительству систем водоснабжения", без учета пункта 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В нарушение пункта 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик не устанавливал требования к участникам закупки в частности о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
На основании части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Установленный в проекте контракта размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств, не соответствует требованию Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 (далее - ПП N1042).
Так как аукцион был опубликован заказчиком для субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций указанный размер штрафа для поставщика (подрядчика, исполнителя) по ПП N1042 должен быть равен: 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей; для заказчика по ПП N1042 должен быть равен: 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
Следовательно, заказчиком не исполнены обязанности по установлению в контракте условий об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Инспекция на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказа,
РЕШИЛА:
1.Признать в действиях Муниципальному унитарному предприятию "Водоканал" нарушения ч. 3 статьи 7, пп 7, 7.1, 10 части 1 статьи 31, части 6 статьи 31, частей 4, 5, 8 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Выдать заказчику, единой комиссии заказчика и ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
3.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель инспекции
Члены инспекции:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 23 октября 2017 г. N 05-259-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2017