Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Галлямова В.С. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Торговый дом "ВИАЛ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку ванкомицина для нужд ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России (г. Челябинск) с участником закупки, являющимся субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией (изв. N0369100032517000229), в присутствии представителей ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России (г. Челябинск) (далее - заказчик) Цветова В.М., Родионовой Н.А., Дрюковой Л.М., Колесниковой Н.В., действующих на основании доверенностей N 57 от 28.11.2016, N 44 от 14.09.2016, N 56 от 28.11.2016, N 43 от 14.09.2016,
в отсутствие представителей ООО "Торговый дом "ВИАЛ" (далее - заявитель, Общество),
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 10.10.2017 поступила жалоба ООО "Торговый дом "ВИАЛ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку ванкомицина для нужд ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России (г. Челябинск) с участником закупки, являющимся субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией (изв. N0369100032517000229) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам, заказчик 29.09.2017 объявил о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта - 536 049,00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 10.10.2017 в 09:00.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлено требование к сроку хранения раствора закупаемого лекарственного препарата с МНН "Ванкомицин". Более того, по мнению заявителя, предусмотренным в аукционной документации требованиям соответствует единственный лекарственный препарат с торговым наименованием "Эдицин" производства компании "Лек д.д." (Словения). Указанное обстоятельство может ограничить количество участников закупки.
В доказательство своих доводов заявителем в составе жалобы представлены Письма ФАС России от 26.10.2015 N АК/58960/15, от 26.08.2016 N ИА/58910/16, от 03.02.2016 N АД/6345/16, от 04.07.2016 N РП/45072/16.
Представители заказчика с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали следующее.
Установление в аукционной документации требования к сроку хранения раствора лекарственного препарата с МНН "Ванкомицин" обусловлено потребностью заказчика. Так, указанный препарат является антибиотиком узкого спектра действия и предназначен для лечения пациентов с такими заболеваниями как бактериальный дикардит, ВИЧ-инфекция и т. д. Препарат "Ванкомицин" достаточно токсичен и в девяноста процентах случаев вызывает аллергические реакции (синдром "красного человека"). Во избежание данных аллергических реакций лекарственное средство вводят пациенту постепенно, в малых количествах, 3 - 4 раза в сутки. В связи с этим, лечебному учреждению необходимо, чтобы раствор препарата сохранял свою стабильность при соответствующей температуре в течение определенного периода времени. Альтернативным препаратом ванкомицина, не обладающим токсичными свойствами, является кубицин. Вместе с тем, закупка данного лекарственного средства представляется экономически нецелесообразной, поскольку стоимость одного флакона кубицина составляет 5 000 - 9 500 рублей.
Как указано представителями ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России (г. Челябинск), установленным в аукционной документации требованиям соответствуют, в том числе лекарственные препараты с торговыми наименованиями "Ванкомицин", "Ванкомицин-Тева", производимые компаниями АО "Р-Фарм" (Россия), "Фармацевтический завод Тева Прайвэт Ко.Лтд" (Венгрия).
В доказательство своих доводов заказчиком представлены методический материал о применении ванкомицина, инструкции по медицинскому применению лекарственных препаратов "Ванкомицин", "Ванкомицин-Тева".
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
В статье 8 Закона о контрактной системе указано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) ограничение конкуренции выражается в сокращении числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, росте или снижении цены товара, не связанных с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказе хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определении общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иных обстоятельствах, создающих возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Исходя из содержания статьи 13 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществляются закупки для обеспечения нужд субъектов РФ, а именно для выполнения функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов. Таким образом, документация разрабатывается исходя из потребностей заказчика в товаре, необходимом для осуществления его функций.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 Закона о контрактной системе.
Исходя из содержания части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
В пункте 6 раздела II аукционной документации (техническое задание) содержится наименование и описание объекта закупки, в том числе обозначены следующие характеристики.
N п/п |
Международное непатентованное наименование (МНН) |
Наименование характеристики |
Характеристики и значение показателей, которые не могут изменяться |
1 |
Ванкомицин |
Стабильность раствора |
Раствор, разведенный водой для инъекций, может храниться в холодильнике при температуре от 2 до 8 С в течение 96 часов без потери активности и при комнатной температуре до 25 С в течение 24 часов. |
Как установлено Комиссией Челябинского УФАС России, закупаемый препарат "Ванкомицин" является антибиотиком узкого спектра действия и предназначен для лечения пациентов с такими заболеваниями как бактериальный дикардит, ВИЧ-инфекция и т. д. Препарат "Ванкомицин" достаточно токсичен и в девяноста процентах случаев вызывает аллергические реакции (синдром "красного человека"). Во избежание данных аллергических реакций лекарственное средство вводят пациенту постепенно, в малых количествах, 3 - 4 раза в сутки. В связи с этим, лечебному учреждению необходимо, чтобы раствор препарата сохранял свою стабильность при соответствующей температуре в течение определенного периода времени. Доказательств, свидетельствующих о безосновательном установлении требований к товару, заявителем в материалы дела не представлено.
Исходя из содержания пункта 5 части 4 статьи 18 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", пункта 1 части 15 Приказа Минздрава России от 21.09.2016 N 725н "Об утверждении Административного регламента Министерства здравоохранения Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения" обязательным документом, содержащим подробную информацию о лекарственном препарате (в том числе информацию о способе применения препарата), является инструкция по медицинскому применению препарата.
В соответствии с инструкцией по применению лекарственного средства "Ванкомицин", производимого АО "Р-Фарм" (Россия, РУ N ЛП-004138 от 13.02.2017), раствор, разведенный водой для инъекций, можно хранить при комнатной температуре (до 25 °С) в течение 24 ч или в холодильнике при температуре от 2 °С до 8 °С в течение 96 ч.
В инструкции по медицинскому применению препарата "Ванкомицин-Тева", производимого компанией "Фармацевтический завод Тева Прайвэт Ко.Лтд" (Венгрия, РУ N П N014771/01 от 10.12.2008) указано, что раствор, разведенный водой для инъекций, может храниться при температуре не более +25 °С в течение 24 ч или при температуре +2 - +8 °С в течение 96 ч.
Фактически установленным в аукционной документации требованиям к сроку хранения раствора препарата будут соответствовать лекарственные средства с торговыми наименованиями "Ванкомицин", "Ванкомицин-Тева" производства компаний АО "Р-Фарм" (Россия), "Фармацевтический завод Тева Прайвэт Ко.Лтд" (Венгрия). Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, не представляется возможным сделать однозначный вывод о необоснованности установления требования к сроку хранения раствора препарата с МНН "Ванкомицин", а также о наличии в действиях заказчика признаков ограничения конкуренции, предусмотренных статьей 4 Закона о защите конкуренции.
Относительно ссылки заявителя на Письма ФАС России от 26.10.2015 N АК/58960/15, от 26.08.2016 N ИА/58910/16, от 03.02.2016 N АД/6345/16, от 04.07.2016 N РП/45072/16 Комиссия Челябинского УФАС России считает необходимым указать, что данные документы не свидетельствуют об ограничении заказчиком конкуренции.
Таким образом, доводы жалобы ООО "Торговый дом "ВИАЛ" не находят своего подтверждения, ввиду недоказанности.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО "Торговый дом "ВИАЛ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку ванкомицина для нужд ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России (г. Челябинск) с участником закупки, являющимся субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией (изв. N0369100032517000229) необоснованными, ввиду недоказанности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии В.С. Галлямов
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 октября 2017 г. N 720-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2017