Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Недра Сибири" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по газоснабжению жилых домов поселка Дубровка-Челябинская железнодорожная станция (изв. N 0169300043117000051) в присутствии представителей Администрации Коркинского городского поселения (далее - заказчик) Барсуковой О.В., Дауб О.Ю., Галямова В.Х., действующих на основании доверенностей от 11.08.2017 N 78, от 19.10.2017 N 86, от 05.07.2017 N 69,
в отсутствие представителей ООО "Недра Сибири" (далее - Общество, заявитель),
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 13.10.2017 поступила жалоба ООО "Недра Сибири" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по газоснабжению жилых домов поселка Дубровка-Челябинская железнодорожная станция (изв. N 0169300043117000051) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам, заказчик объявил о проведении аукциона путем опубликования 29.09.2017 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 18 146 650,00 рублей.
Дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 16.10.2017 в 23:59.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
1. Заказчиком в аукционной документации не указаны в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 возможные виды и объемы работ по строительству объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту.
2. В проекте контракта отсутствует условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ, а также график выполнения строительно-монтажных работ.
3. Заказчиком в проекте контракта в отношении подрядчика не предусмотрен вариативный размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.
4. В пункте 2.4 проекта контракта установлено требование к подрядчику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Однако, в нарушение законодательства о контрактной системе заказчиком в проекте контракта не предусмотрено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности подрядчика за неисполнение указанного требования.
5. Заказчиком в аукционной документации некорректно прописаны дополнительные требования к участникам, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99. Также в аукционной документации отсутствует информация о перечне документов, которые должны представить участники в подтверждение соответствия данным требованиям.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии пояснили следующее.
1. Виды и объем работ перечислены в смете, прилагаемой к аукционной документации и проекту контракта.
2. Условие об оплате выполненных подрядчиком работ находит отражение в пунктах 2.6, 4.1.24, 5.6 проекта контракта.
3. В проекте контракта ошибочно не указан вариативный размер штрафа, начисляемого подрядчику за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.
4. В пунктах 4.11, 8.7 проекта контракта прописано условие об ответственности подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.
5. В части 11 пункта 26 аукционной документации содержатся дополнительные требования к участникам, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Во исполнение указанной нормы принято Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства РФ от 15.05.2017 N 570).
В Постановлении Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 определен перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам (далее - перечень работ).
Таким образом, в случае если работы по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, являющиеся объектом закупки, указаны в перечне работ согласно Постановлению Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, то заказчик обязан в документации о закупке, в том числе в проекте контракта, предусмотреть следующие условия согласно подпунктам "а-в" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570:
- возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
- конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу данного Постановления и до 1 июля 2018 года и не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 года.
- ответственность за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, в виде штрафа, размер которого составляет 5 процентов стоимости указанных работ.
Как установлено материалами дела, предметом закупки является выполнение работ по газоснабжению жилых домов поселка Дубровка-Челябинская железнодорожная станция (код по ОКПД2 42.21.22.190 "Работы строительные по прокладке местных трубопроводов прочих жидкостей и газов").
Вместе с тем, в нарушение части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 в документации о закупке, в том числе в проекте контракта, не предусмотрены условия, указанные в подпунктах "а, б, в" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, а именно возможные виды и объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, определенные по предложению подрядчика, ответственность за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, в виде штрафа, размер которого составляет 5 процентов стоимости работ.
2. Согласно части 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
В силу части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса РФ. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.
Исходя из содержания части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, методика составления указанных в части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе графиков (далее - методика) утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
В настоящее время указанная методика не утверждена, что подтверждается Письмами Минэкономразвития России от 16.12.2016 N Д28и-3535, от 21.11.2016 N ОГ-Д28-13216, от 16.11.2016 N Д28и-2991. В связи с этим, не представляется возможным сделать однозначный вывод о наличии в действиях заказчика признаков нарушения части 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. В нарушение частей 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в пункте 8.7 проекта контракта предусмотрена мера ответственности подрядчика в виде фиксированного штрафа в размере 5%, сумма которого не соответствует размеру санкций, предусмотренных Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила).
Так, в соответствии с пунктом 3 Правил размер штрафа в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) равен 10 % от цены контракта соответственно в случае, если цена контракта менее 3 млн. рублей.
В рассматриваемом случае начальная (максимальная) цена контракта составляет 18 146 650,00 рублей, то есть цена участника закупки может быть как более, так и менее 3 млн. рублей.
На момент формирования документации об аукционе заказчик не обладает сведениями о цене контракта, которую предложат на аукционе участники закупки, что обязывает заказчика предусмотреть вариативный размер штрафа как в отношении заказчика, так и подрядчика в случае, если участники закупки предложат цену контракта, в том числе менее 3 млн. рублей. Указанный вывод подтверждается решением Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-1076/2017.
4. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Заказчиком в извещении о проведении аукциона в соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе предусмотрено требование к подрядчику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В пункте 25 Информационной карты аукционной документации, пункте 2.4 проекта контракта указан объем такого привлечения, а именно не менее 15 (пятнадцати) % стоимости работ с использованием субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и/или социально ориентированных некоммерческих организаций.
Вместе с тем, в нарушение части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчиком в проекте контракта не предусмотрено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности подрядчика за неисполнение требования о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
5. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 указанного Закона дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Таким образом, в случае принятия указанного нормативного правового акта заказчик обязан установить указанные дополнительные требования и документы, подтверждающие соответствие указанным требованиям с учетом специфики объекта закупки, в извещении и документации о закупке в соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 63, пунктом 2 части 1, частью 3 статьи 64, пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В пункте 1 Постановления указано, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему Постановлению.
При этом, как следует из буквального толкования данного положения Постановления, дополнительные требования устанавливаются при проведении аукциона как открытым, так и закрытым способом.
В Приложении 1 к Постановлению установлены виды товаров, работ, услуг, при закупке которых необходимо устанавливать дополнительные требования, в том числе выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
При этом дополнительным требованием, которое заказчик должен установить к участнику при осуществлении закупки данных работ, является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документами, подтверждающими соответствие участников закупки указанному дополнительному требованию, являются копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В подпункте 11 пункта 26 Информационной карты аукционной документации заказчиком в соответствии с Постановлением установлены дополнительные требования к участникам аукциона, а именно наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт, а именно "Работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства", за последние 3 (три) года до даты подачи заявки на участие в аукционе в электронной форме. При этом стоимость такого исполнения контракта составляет не менее 20 (двадцати) % начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится аукцион в электронной форме.
Вместе с тем, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 заказчиком в аукционной документации не установлено требование о предоставлении участниками в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие дополнительным требованиям, обозначенным в подпункте 11 пункта 26 Информационной карты аукционной документации.
При проведении внеплановой проверки в действиях заказчика антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе
1. В нарушение частей 4, 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении о проведении аукциона установлены не соответствующие объекту закупки требование к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также требование к наличию необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
2. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участнику о соответствии его требованиям, предусмотренным согласно законодательству Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Исходя из содержания части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 данного Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) данного Закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 указанного Закона.
Как следует из части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено статьей 52 ГрК РФ. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Кроме того, частью 2.2 статьи 52 ГрК РФ также предусмотрены исключительные случаи, при которых отдельным видам юридических и физических лиц не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Согласно части 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
При этом, частью 5 статьи 55.17 ГрК РФ предусмотрено, что форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.
Таким образом, в случае, если объект закупки включает в себя выполнение работ по строительству, или реконструкции, или капитальному ремонту объектов капитального строительства, то требованием к участнику закупки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе является членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. При этом, требованием к составу второй части заявки участника закупки является предоставление выписки из реестра членов саморегулируемой организации, которая должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, указанного в извещении об аукционе. Кроме того, заказчику в документации о закупке необходимо сделать оговорку, что указанные требования не распространяются:
- на участников, которые предложат цену контракта 3 млн. рублей и менее, поскольку такие участники не обязаны быть членами саморегулируемой организации в силу части 2.1 статьи 52 ГрК РФ;
- на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с государственным участием в случаях, которые перечислены в части 2.2 статьи 52 ГрК РФ.
Как следует из извещения и документации о закупке, объектом закупки является выполнение работ по газоснабжению жилых домов поселка Дубровка-Челябинская железнодорожная станция (код по ОКПД2 42.21.22.190 "Работы строительные по прокладке местных трубопроводов прочих жидкостей и газов"), начальная (максимальная) цена контракта составляет 18 146 650,00 рублей.
В подпункте 1 пункта 26 информационной карты аукционной документации заказчиком в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено требование к участнику о наличии членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (за исключением случаев, указанных в частях 2.1, 2.2 статьи 52 ГрК РФ).
Вместе с тем, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком в документации об аукционе не установлено требование о предоставлении участниками в составе второй части заявки выписки из реестра членов саморегулируемой организации, которая должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, указанного в извещении об аукционе.
3. Как следует из содержания пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об аукционе и проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью документации об аукционе, должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В пунктах 8, 9 информационной карты аукционной документации, пунктах 1.3, 6.1 проекта контракта определено, что местом выполнения работ является поселок Дубровка-Челябинская, железнодорожная станция, в соответствии с проектом "Газоснабжение жилых домов поселка Дубровка-Челябинская, железнодорожная станция, в том числе проектно-изыскательские работы", срок выполнения работ исчисляется с момента заключения контракта по 06 июля 2018 года.
Однако в извещении о проведении аукциона в столбце "сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг" указано "нет".
Таким образом, наличие противоречивой информации в извещении и документации о закупке в части определения места и срока выполнения работ свидетельствует о нарушении заказчиком пункта 2 статьи 42, части 5 статьи 63, частей 1, 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе результатом выполненной работы по контракту, предметом которого является строительство, реконструкция объекта капитального строительства, является построенный и (или) реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Пунктом 4.1.19 проекта контракта предусмотрена обязанность подрядчика в течение 3-календарных дней после завершения работ передать заказчику подписанные со своей стороны акты о приемке выполненных работ (форма КС-2) завизированные техническим надзором; справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3); счета, счета-фактуры (для плательщиков НДС), исполнительную документацию, согласованную с техническим надзором; акт приемки законченного строительством объекта (по форме КС-11).
Вместе с тем, в нарушение части 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе в проекте контракта не содержится условий о том, что результатом выполненной работы по контракту является построенный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
5. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) предусмотрены штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042).
Согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В пунктах 4.1.1, 4.1.10 проекта контракта предусмотрена, например, обязанность подрядчика соблюдать правила техники безопасности, применять безопасные методы и приемы труда, правила противопожарной безопасности, а также обязанность немедленно известить заказчика и до получения соответствующих указаний приостановить работы при обнаружении независящих от подрядчика обстоятельств, угрожающих годности, или прочности результатов выполняемых работ, сохранности и качеству объекта, либо создающих невозможность завершения работ с установленным качеством и сроком. По мнению Комиссии Челябинского УФАС России, указанные обязательства не имеют стоимостного выражения, в связи с чем заказчик должен установить в проекте контракта штраф, предусмотренный пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
Вместе с тем, заказчиком в проекте контракта в отношении подрядчика не предусмотрен штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по контракту, которое не имеет стоимостного выражения. Данное обстоятельство не соответствует частям 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
6. В силу части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
В пункте 2.6 проекта контракта установлено, что оплата выполненных работ производится по мере выполнения работ, после предоставления Актов КС-2, КС-3 и счетов на оплату. Окончательный расчет производится после приемки Объекта в эксплуатацию (КС-11).
Вместе с тем, в пункте 2.8 проекта контракта прописано, что оплата производится по факту выполнения работ, после подписания актов приемки выполненных работ, предоставления счетов на оплату, в течение 30 (тридцати) дней, путем перечисления денежных средств на счет Подрядчика. Фактически окончательный расчет производится без учета приемки Объекта в эксплуатацию (КС-11).
Таким образом, в пунктах 2.6, 2.8 проекта контракта установлено противоречивое условие о сроках оплаты выполненных подрядчиком работ, что, в свою очередь, является нарушением части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
7. Заказчиком в пункте 17 информационной карты аукционной документации прописано, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать:
- согласие участника Аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией аукциона;
- конкретные показатели используемого материала (приложение 3 к документации аукциона в электронной форме на право заключения муниципального Контракта на выполнение работ по газоснабжению жилых домов поселка Дубровка-Челябинская, железнодорожная станция), соответствующие значениям, установленным документацией Аукциона, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения материала.
На рассмотрение Комиссии Челябинского УФАС России заказчиком представлен оригинал сметы, являющейся приложением 3 к документации аукциона в электронной форме.
Вместе с тем, исходя из содержания указанного документа, не представляется возможным определить по каким позициям сметы участник должен представить в составе первой части заявки конкретные показатели товара, используемого при выполнении работ.
Более того, как следует из разъяснения положений аукционной документации от 11.10.2017, участнику будет достаточным в составе первой части заявки указать на соответствие характеристик используемых материалов локальным сметным расчетам по каждому этапу выполнения работ.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о неопределенности потребностей заказчика, а также о необъективности описания объекта закупки, что, в свою очередь, влечет нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
8. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В силу части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Как следует из части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
При этом, в соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Как следует из извещения о проведении аукциона, пункта 21 информационной карты аукционной документации дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 16.10.2017 в 23:59. Следовательно, срок подачи участником запроса о предоставлении разъяснений положений аукционной документации истекает 12.10.2017. С учетом указанных обстоятельств, а также с учетом положений статьи 193 Гражданского кодекса РФ датой окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации является 16.10.2017.
Вместе с тем, в пункте 32 информационной карты аукционной документации прописано, что разъяснения положений документации об аукционе предоставляются участникам аукциона с 29.09.2017 по 13.10.2017 года.
Таким образом, дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе указана заказчиком с нарушением положений части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Более того, согласно информации, содержащейся в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, заказчиком в нарушение части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, при предоставлении разъяснений на запрос участника от 09.10.2017 изменена суть документации об аукционе.
Так, в своем запросе участник просил уточнить, по какой форме необходимо представлять конкретные показатели используемых материалов. В ответе на данный запрос заказчик указал, что будет достаточным, если участник закупки в отношении конкретных показателей используемых материалов пропишет, что на объекте строительства "Газоснабжение жилых домов поселка Дубровка-Челябинская железнодорожная станция" используются материалы с характеристиками в соответствии с локальными сметными расчетами по каждому этапу выполнения работ, приведенными в документации.
Вместе с тем, в пункте 17 информационной карты аукционной документации предусмотрена иная информация о требованиях к содержанию и составу первой части заявки на участие в аукционе, а именно в первой части заявки участник должен предоставить согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией аукциона; конкретные показатели используемого материала (приложение 3 к документации аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по газоснабжению жилых домов поселка Дубровка-Челябинская, железнодорожная станция), соответствующие значениям, установленным документацией аукциона, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения материала.
Следует отметить, что указанное обстоятельство привело не только к нарушению части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, но и к ненадлежащему заполнению участниками заявок и, как следствие, к неправомерному допуску аукционной комиссией таких участников. Так, например, в заявках участников с порядковыми номерами 1, 5, 6 отсутствуют конкретные показатели используемых материалов, а также наименование страны происхождения товара. В соответствии с протоколом N 77 рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 17.10.2017 участники допущены аукционной комиссией к участию в аукционе.
8.1. Согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются.
Однако, в соответствии с информацией с официального сайта единой информационной системы www.zakupki.gov.ru заказчиком при предоставлении разъяснений на запрос участника от 30.09.2017 изменен объект закупки путем размещения сметной документации (локальных, сводных смет). Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении заказчиком части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Недра Сибири" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по газоснабжению жилых домов поселка Дубровка-Челябинская железнодорожная станция (изв. N 0169300043117000051):
- обоснованными в части не указания заказчиком в документации о закупке, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 возможных видов и объемов работ по строительству объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту; не установления заказчиком в проекте контракта в отношении подрядчика вариативного размера штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту; отсутствия в аукционной документации обязательного условия о гражданско-правовой ответственности подрядчика, не являющегося субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, за неисполнение требования о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций; не установления в аукционной документации требования о предоставлении участниками в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие дополнительным требованиям, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99;
- необоснованными в части неправомерного отсутствия в проекте контракта условия о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ, а также графика выполнения строительно-монтажных работ.
2. Признать в действиях заказчика нарушения части 6 статьи 30, частей 4, 8 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
3. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения частей 4, 5 статьи 31, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, частей 4, 8, 13 статьи 34, пункта 2 статьи 42, пункта 6 части 5 статьи 63, пунктов 1, 2 части 1, части 4 статьи 64, частей 4, 5, 6 статьи 65, подпункта "б" пункта 3 части 3, пункта 2 части 5 статьи 66, части 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности по частям 1.4, 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
Е.В. Кулезнева
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 октября 2017 г. N 730-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2017