Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Торговый дом "ВИАЛ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку транексамовой кислоты (изв. N0369300195717000102) в присутствии представителей ГБУЗ "ОКБ N 2" (далее -заказчик) Яровой Ю.И., Юдиной Н.Н., Камаловой Н.В., действующих на основании доверенностей N 38 от 23.10.2017, N 37 от 23.10.2017, N 36 от 23.10.2017,
в отсутствие представителей ООО "Торговый дом "ВИАЛ" (далее - заявитель, Общество),
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 17.10.2017 поступила жалоба ООО "Торговый дом "ВИАЛ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку транексамовой кислоты (изв. N0369300195717000102) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам, заказчик объявил о проведении аукциона путем опубликования 09.10.2017 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 178 273,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.
Согласно доводам жалобы, при описании объекта закупки заказчиком допущены нарушения части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку установленным в совокупности требованиям к товару не соответствует ни один препарат из зарегистрированных в государственном реестре лекарственных средств.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились и пояснили, что существует объективная потребность стационара в приобретении препарата Транексамовая кислота. По мнению представителей заказчика, всем установленным в аукционной документации требованиям соответствует лекарственный препарат с торговым наименованием "Транексам".
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В статье 8 Закона о контрактной системе указано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) ограничение конкуренции выражается в сокращении числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, росте или снижении цены товара, не связанных с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказе хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определении общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иных обстоятельствах, создающих возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно частям 1, 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
При проведении торгов на осуществление закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроках поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальной (максимальной) цене контракта, источнике финансирования.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Исходя из требований пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Как установлено материалами дела, предметом закупки является поставка транексамовой кислоты.
В приложении N 1 к информационной карте документации об аукционе (техническое задание) содержится наименование и описание объекта закупки, в том числе обозначены следующие характеристики.
N |
МНН |
Лекарственная форма |
Дозировка |
1 |
Транексамовая кислота |
Раствор для внутривенного введения (ампулы). Показан для лечения кровотечений при беременности. Возможность применения с факторами свертывания крови (IX ,II, VII, X) или антиингибиторным коагулянтным комплексом. Нет в противопоказаниях у пациентов с судорогами в анамнезе. |
50 мг/мл 5 мл N10 |
2 |
Транексамовая кислота |
Таблетки, покрытые оболочкой, для приема внутрь |
250 мг N30 |
Как указано представителями заказчика, установленным в пункте 1 технического задания требованиям соответствует единственный лекарственный препарат с торговым наименованием "Транексам" производства ФГУП "Московский эндокринный завод" (Россия, РУ N ЛСР-001709/07 от 26.07.2007, держатель или владелец РУ АО "Нижфарм" (Россия).
В силу подпунктов "б", "в", "г" пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) государственный реестр лекарственных средств содержит перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, перечень фармацевтических субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов, а также информацию о лекарственной форме с указанием дозировки лекарственного препарата и его количества в потребительской упаковке, информацию о наименовании держателя или владельца регистрационного удостоверения лекарственного препарата, наименовании и адресе производителя лекарственного препарата.
Согласно сведениям, содержащимся на официальном сайте государственного реестра лекарственных средств www.grls.rosminzdrav.ru, указанный в пункте 2 технического задания лекарственный препарат "Транексамовая кислота" в форме таблеток, покрытых оболочкой, для приема внутрь, с дозировкой 250 мг производится компаниями ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм" (Россия, РУ N ЛП-004304 от 22.05.2017, держатель или владелец РУ ПАО "Отисифарм" (Россия); "Сандживани Парантерал Лимитед" (Индия, РУ N ЛП-003853 от 22.09.2016, держатель или владелец РУ ООО "С.П. ИНКОМЕД" (Россия); ЗАО "Обнинская химико-фармацевтическая компания" (Россия, РУ N ЛС-001070 от 15.02.2010, держатель или владелец РУ ООО "Мир-Фарм [Обнинск]" (Россия) и ОАО "Нижфарм" (Россия).
Включение в состав лота товаров, которые производятся единственным производителем и реализуются его официальными дистрибьюторами (представителями), исключает возможность поставки хозяйствующими субъектами товара по всему сформированному заказчиком лоту, ограничивает конкуренцию и создает преимущественные условия участия в торгах хозяйствующим субъектам, реализующим продукцию АО "Нижфарм" (Россия).
Более того, в соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 18 Закона об обращении лекарственных средств, пункта 1 части 15 Приказа Минздрава России от 21.09.2016 N 725н "Об утверждении Административного регламента Министерства здравоохранения Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения" обязательным документом, содержащим подробную информацию о лекарственном препарате, является инструкция по медицинскому применению препарата.
Из содержания пункта 1 требований к инструкции по медицинскому применению лекарственных препаратов, утвержденных Приказом Минздрава России от 21.09.2016 N 724н, инструкция по медицинскому применению лекарственного препарата (далее - инструкция) должна содержать, в том числе, показания для применения, противопоказания для применения, меры предосторожности при применении; указание возможности и особенностей применения лекарственного препарата для медицинского применения беременными женщинами, женщинами в период грудного вскармливания, детьми, взрослыми, имеющими хронические заболевания; режим дозирования, способы введения и применения, при необходимости время приема лекарственного препарата для медицинского применения, продолжительность лечения, в том числе у детей до и после одного года.
В представленной заказчиком инструкции по применению лекарственного препарата "Транексам", производимого ФГУП "Московский эндокринный завод", отсутствует информация о возможности применения препарата с факторами свертывания крови (IX, II, VII, X) или антиингибиторным коагулянтным комплексом без ограничений. Также инструкция не содержит сведений о том, что препарат не противопоказан пациентам с судорогами в анамнезе.
Фактически лекарственное средство "Транексам" производства ФГУП "Московский эндокринный завод" не соответствует требованиям, установленным в пункте 1 технического задания аукционной документации. Кроме того, отсутствие в инструкции по применению препарата "Транексам" информации, предусмотренной пунктом 1 технического задания аукционной документации, может создать трудности при проверке соответствия лекарственного средства условиям контракта, что, в свою очередь, приведет к невозможности приемки заказчиком поставленного товара и, как следствие, к нарушению прав и законных интересов сторон контракта.
С учетом изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что действия заказчика не соответствуют статье 8, пункту 1 части 1, части 2 статьи 33, пункту 2 статьи 42, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) предусмотрены штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042).
Согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В подпункте "в" пункта 2.1 проекта контракта предусмотрена, например, обязанность поставщика предоставить заказчику товарно-сопроводительные документы (счета, счета-фактуры, накладные и т. п.). По мнению Комиссии Челябинского УФАС России, указанное обязательство не имеет стоимостного выражения, в связи с чем заказчик должен установить в проекте контракта штраф, предусмотренный пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
Вместе с тем, заказчиком в проекте контракта в отношении поставщика не предусмотрен штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по контракту, которое не имеет стоимостного выражения.
Более того, в проекте контракта отсутствуют предусмотренные пунктами 11, 12 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 условия о том, что общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении заказчиком частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, с учетом наличия объективной потребности медицинского учреждения в препарате с МНН "Транексамовая кислота", а также с учетом того, что на участие в закупке подано пять заявок, в торгах участвовали два участника, снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 1,5%, Комиссия Челябинского УФАС России считает возможным не выдавать заказчику предписание, направленное на отмену закупки.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Торговый дом "ВИАЛ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку транексамовой кислоты (изв. N0369300195717000102) обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушения статьи 8, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
Е.В. Кулезнева
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 24 октября 2017 г. N 734-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2017