Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу ООО "ТАНДЕМ" (далее - Заявитель) на действия администрации Протокского сельского поселения Славянский район (далее - Заказчик) при проведении администрацией МО Славянский район (далее - Уполномоченный орган) электронного аукциона: "Реализация мероприятий подпрограммы "Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Краснодарского края" в Протокском сельском поселении Славянского района государственной программы Краснодарского края "Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края" (извещение N 0318300225017000368) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО "ТАНДЕМ" указывает, что в описании объекта закупки установлены требования к компонентам товара (позиция 3 "Смеси асфальтобетонные для плотного асфальтобетона"), а также характеристики товара, определение которых возможно только по результатам испытаний (позиции 1 "Битумы", 4 "Эмульсия битумно-дорожная").
Представителями Уполномоченного органа представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу доводов жалобы, с которыми представители Уполномоченного органа не согласны и считают, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией МО Славянский район проводился электронный аукцион: "Реализация мероприятий подпрограммы "Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Краснодарского края" в Протокском сельском поселении Славянского района государственной программы Краснодарского края "Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края" (извещение N 0318300225017000368). Заказчик - администрация Протокского сельского поселения Славянский район.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 341 998,00 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пп. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующиезначениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Приложении N 1 к описанию объекта закупки "Требования к отдельным товарам, используемым в процессе выполнения работ" аукционной документации установлены следующие требования к характеристикам товара, в частности:
N п.п. |
Наименование товара |
Требования к характеристикам товаров, используемым при выполнении работ |
3 |
Смеси асфальтобетонные для плотного асфальтобетона |
_ Требуется, чтобы асфальтобетонная смесь в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен была мелкозернистой. Размер минеральных зерен должен быть до 20 мм_ Требуется соответствие асфальтобетонной смеси государственным стандартам, регламентирующим данный товар (ГОСТ 9128-2013). |
В соответствии с п. 4.1.3 ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" смеси и асфальтобетоны в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен подразделяют на следующие виды:
- крупнозернистые |
с |
размером |
зерен |
до |
40 |
мм; |
|
- мелкозернистые |
" |
" |
" |
" |
20 |
"; |
|
- песчаные |
" |
" |
" |
" |
10 |
". |
|
Инструкцией по заполнению заявки (Раздел 7 аукционной документации) обусловлено, что при установлении требований к показателям, значения которых участники закупки менять не вправе, заказчик также использовал фразу "должен (-на, -но, -ны) быть", что означает необходимость предоставить в заявке значение (-я) показателя (-ей) со всеми словами (фразами) (даже запрещенными), следующих непосредственно за указанной фразой, без изменений (за исключением изменения окончания слов в соответствии с правилами склонения), т.е. без использования фразы: "должен (-на, -но, -ны) быть" - данное правило является приоритетным в случае возникновения противоречия с другими правилами инструкции_ В некоторых случаях диапазонный показатель может включать только верхнее или только нижнее значение. В этом случае такие показатели сопровождаются только одним словом "до" или "от" (например, "влажность до 80%"). Диапазонные показатели, сопровождающиеся словами "не шире", "не уже", "шире", "уже" и производными от них должны быть конкретизированы указанием диапазона, соответствующего установленным рамкам. Если слов "не шире", "не уже", "не более", "не свыше", "шире", "уже" и производных от них, нет, то диапазонный показатель изменению (конкретизации) не подлежит и должен быть приведен в заявке в неизменном виде.
Из пояснений представителей Уполномоченного органа следует, что согласно п. 3.4 Пособия по строительству асфальтобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов (к СНиП 3.06.03-85 и СНиП 3.06.06.88) состав асфальтобетонной смеси подбирают по заданию, составленному на основании проекта автомобильной дороги.
В соответствии с п. 41 Руководства по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий, утвержденного Союздорнии Министерства транспорта СССР 18.10.1978 г., при подборе состава асфальтобетона любого вида, типа и марки следует руководствоваться следующим: а) одним из важных факторов, обеспечивающих требуемое качество асфальтобетона, является зерновой состав его минеральной части.
Таким образом, характеристика зернового состава является одним из основных показателей качества асфальтобетонной смеси.
Представителями Уполномоченного органа представлены паспорта качества на данный товар, а также коммерческие предложения, в которых указан размер минеральных зерен.
На основании вышеизложенного, установленные Заказчиком характеристики по позиции 3 "Смеси асфальтобетонные для плотного асфальтобетона" не требуют приобретения товара и проведения соответствующих испытаний на стадии формирования заявки.
В Приложении N 1 к описанию объекта закупки "Требования к отдельным товарам, используемым в процессе выполнения работ" аукционной документации установлены следующие требования к характеристикам товара, в частности:
N п.п. |
Наименование товара |
Требования к характеристикам товаров, используемым при выполнении работ |
1 |
Битумы |
_ Требуется, чтобы битум в зависимости от скорости формирования структуры относился к - густеющему со средней скоростью либо медленногустеющему. Марка требуемого битума в зависимости от класса и вязкости - МГ 70/130 либо СГ 70/130. Требуется соответствие битума государственным стандартам, регламентирующим данный товар (ГОСТ 11955-82). |
Согласно п. 1.1 ГОСТ 11955-82 "Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3)" в зависимости от скорости формирования структуры жидкие битумы подразделяются на два класса:
- густеющие со средней скоростью, получаемые разжижением вязких дорожных битумов жидкими нефтепродуктами (СГ) и предназначенные для строительства капитальных и облегченных дорожных покрытий, а также для устройства их оснований во всех дорожно-климатических зонах страны;
- медленногустеющие, получаемые разжижением вязких дорожных битумов жидкими нефтепродуктами (МГ), и получаемые из остаточных или частично окисленных нефтепродуктов или их смесей (МГО), предназначенные для получения холодного асфальтобетона, а также для строительства дорожных покрытий облегченного типа и оснований во II-V дорожно-климатических зонах и других целей.
В соответствии с п. 1.2 ГОСТ 11955-82 в зависимости от класса и вязкости устанавливаются следующие марки жидких битумов:
СГ 40/70, СГ 70/130, СГ 130/200;
МГ 40/70, МГ 70/130, МГ 130/200;
МГО 40/70, МГО 70/130, МГО 130/200.
Согласно п. 6.1 ГОСТ 11955-82 упаковка, маркировка, транспортирование и хранение жидких битумов - по ГОСТ 1510.
На основании п. 1.1 ГОСТ 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение (с Изменениями N 1-5)" на потребительскую тару наклеивают бумажную этикетку либо делают надпись, содержащую, в том числе: наименование нефтепродукта, его марку.
Таким образом, установленные Заказчиком требования являются основными качественными характеристиками битума и не являются требованиями к показателям товара, значения которых определяются по результатам испытаний.
В Приложении N 1 к описанию объекта закупки "Требования к отдельным товарам, используемым в процессе выполнения работ" аукционной документации установлены следующие требования к характеристикам товара, в частности:
N п.п. |
Наименование товара |
Требования к характеристикам товаров, используемым при выполнении работ |
4 |
Эмульсия битумно-дорожная |
_Требуется, чтобы по виду эмульсии были - анионными, катионными. Требуется, чтобы по устойчивости при перемешивании с минеральными материалами эмульсии относились к номеру класса 1 и более_ Требуется соответствие эмульсий государственным стандартам, регламентирующим данный товар (ГОСТ Р 52128-2003). |
В соответствии с п. 4.1 ГОСТ Р 52128-2003 "Эмульсии битумные дорожные. Технические условия" по химической природе поверхностно-активного вещества (ПАВ), применяемого в качестве эмульгатора, битумные и битумно-полимерные эмульсии подразделяют на виды:
анионные - ЭБА, ЭБПА;
катионные - ЭБК, ЭБПК.
Согласно п. 4.2 ГОСТ Р 52128-2003 по устойчивости при перемешивании с минеральными материалами эмульсии подразделяют на классы:
1 - быстрораспадающиеся (анионные: ЭБА-1, ЭБПА-1; катионные: ЭБК-1 и ЭБПК-1);
2 - среднераспадающиеся (анионные: ЭБА-2, ЭБПА-2; катионные: ЭБК-2 и ЭБПК-2);
3 - медленнораспадающиеся (анионные: ЭБА-3, ЭБПА-3; катионные: ЭБК-3 и ЭБПК-3).
На основании п. 6.7 ГОСТ Р 52128-2003 на каждую партию отгружаемой эмульсии потребителю выдают документ о качестве, в котором указывают, в том числе: вид и класс эмульсии.
Таким образом, установленные Заказчиком требования к видам и классам эмульсии битумно-дорожной не являются значениями, которые определяются по результатам испытаний.
На основании вышеизложенного, установленное Заказчиком описание объекта закупки не противоречит требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТАНДЕМ" необоснованной.
2. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300225017000368).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 18 октября 2017 г. N ЭА-3412/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2017