Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу ООО "Олимп" (далее - Заявитель) на действия МБУЗ "Ленинградская ЦРБ" (далее - Заказчик) при проведении администрацией МО Ленинградский район (далее - Уполномоченный орган) электронного аукциона: "Поставка дизельного топлива" (извещение N 0318300006217000163) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО "Олимп" указывает, что Заказчиком установлены избыточные требования к описанию участниками закупок в составе заявок химических и физических свойств товаров.
Представителем Заказчика представлено извещение об осуществлении закупки, документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Заказчика не согласен и считает, что аукционная документация соответствует требования Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией МО Ленинградский район проводился электронный аукцион: "Поставка дизельного топлива" (извещение N 0318300006217000163). Заказчик - МБУЗ "Ленинградская ЦРБ".
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 224 600,00 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Пунктом 1) части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пп. б) п. 1) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на поставку товара: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены следующие требования к товару, в частности:
N п/п |
Наименование товара, входящего в объект закупки |
Требования, установленные в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие) |
|
Наименование показателя, ед.изм. показателя |
Описание, значение |
||
1 |
2 |
7 |
8 |
1 |
Дизельное топливо летнее |
Дизельное топливо, соответствующее государственным стандартам (ГОСТу) и техническим условиям (ТУ) на данный вид топлива ГОСТ 305-2013 |
наличие |
фракционный состав 50% перегоняется при температуре |
не выше 280°С |
||
95%( по объему ) перегоняется при температуре |
не выше 360°С |
||
Кинематическая вязкость при 20°С, мм |
3,0-6,0 |
||
Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин |
не ниже 62 °С |
||
Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле для дизелей общего назначения |
не ниже 40 °С |
||
Зольность |
не более 0,01%. |
||
Предельная температура фильтруемости |
не выше минус 5°С |
||
1 |
Дизельное топливо зимнее |
Дизельное топливо, соответствующее государственным стандартам (ГОСТу) и техническим условиям (ТУ) на данный вид топлива |
наличие |
фракционный состав 50% перегоняется при температуре |
не выше 280°С |
||
95%( по объему ) перегоняется при температуре |
не выше 360°С |
||
Кинематическая вязкость при 20°С, мм |
1,8-5,0 |
||
Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин |
не ниже 40 |
||
Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле для дизелей общего назначения |
не ниже 30 |
||
Зольность |
не более 0,01% |
||
Предельная температура фильтруемости |
не выше минус 2 5°С. |
Инструкцией по заполнению заявки (Раздел 8 аукционной документации) обусловлено, что предложение участника в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей.
Согласно п. 3.1 ГОСТ 305-2013 "Топливо дизельное. Технические условия" в зависимости от условий применения топливо подразделяют на марки:
- Л - летнее, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 5 °C и выше;
- Е - межсезонное, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 15 °C и выше;
- З - зимнее, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха до минус 25 °C (предельная температура фильтруемости - не выше минус 25 °C) и до минус 35 °C (предельная температура фильтруемости - не выше минус 35 °C);
- А - арктическое, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 45 °C и выше.
В соответствии с п. 5.2 ГОСТ 305-2013 по физико-химическим и эксплуатационным показателям топливо должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.
Таблица 1
Требования к топливу
Наименование показателя |
Значение для марки |
Метод испытания |
|||
Л |
Е |
З |
А |
||
2. Фракционный состав: |
|
|
|
|
По ГОСТ ISO 3405, ГОСТ 2177 (метод A) |
50% перегоняется при температуре, °C, не выше |
280 |
280 |
280 |
255 |
|
95% (по объему) перегоняется при температуре, °C, не выше |
360 |
360 |
360 |
360 |
|
3. Кинематическая вязкость при 20 °C, мм2/с (сСт) |
3,0 - 6,0 |
3,0 - 6,0 |
1,8 - 5,0 |
1,5 - 4,0 |
По ГОСТ 33, стандартам [5], [6] |
4. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °C, не ниже: |
|
|
|
|
По ГОСТ ISO 2719, ГОСТ 6356 |
для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин |
62 |
62 |
40 |
35 |
|
для дизелей общего назначения |
40 |
40 |
30 |
30 |
|
12. Зольность, %, не более |
0,01 |
По ГОСТ 1461, стандартам [14], [15] |
|||
17. Предельная температура фильтруемости, °C, не выше |
Минус 5 - |
Минус 15 - |
Минус 25 Минус 35 |
- Минус 45 |
По ГОСТ 22254, ГОСТ EN 116 |
В соответствии с разделом 4 ГОСТ 2177-99 "Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава" сущность метода заключается в перегонке 100 см3 испытуемого образца при условиях, соответствующих природе продукта (таблица 1), и проведении постоянных наблюдений за показаниями термометра и объемами конденсата.
Согласно разделу 4 ГОСТ 33-2000 (ИСО 3104-94) 2Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости" сущность метода заключается в измерении калиброванным стеклянным вискозиметром времени истечения, в секундах, определенного объема испытуемой жидкости под влиянием силы тяжести при постоянной температуре. Кинематическая вязкость является произведением измеренного времени истечения на постоянную вискозиметра.
ГОСТ 6356-75 "Нефтепродукты. Метод определения температуры вспышки в закрытом тигле (с Изменениями N 1, 2, 3)" установлено, что сущность метода заключается в определении самой низкой температуры горючего вещества, при которой в условиях испытания над его поверхностью образуется смесь паров и газов с воздухом, способная вспыхивать в воздухе от источника зажигания, но скорость их образования еще недостаточна для последующего горения. Для этого испытуемый продукт нагревается в закрытом тигле с постоянной скоростью при непрерывном перемешивании и испытывается на вспышку через определенные интервалы температур.
ГОСТ 1461-75 "Нефть и нефтепродукты. Метод определения зольности (с Изменениями N 1, 2, 3)" определено, что сущность метода заключается в сжигании массы испытуемого нефтепродукта и прокаливании твердого остатка до постоянной массы.
Согласно разделу 4 ГОСТ 22254-92 "Топливо дизельное. Метод определения предельной температуры фильтруемости на холодном фильтре" метод заключается в постепенном охлаждении испытуемого топлива с интервалами в 1 °С и стекании его через проволочную фильтрационную сетку при вакууме 1961 Па (200 мм вод.ст.) [20 мбар]. Определение ведут до температуры, при которой кристаллы парафина, выделенного из раствора на фильтр, вызывают прекращение или замедление протекания в такой степени, что время наполнения пипетки превышает 60 с, или топливо не стекает полностью обратно в измерительный сосуд.
Соответствие товаров (материалов) общеобязательным нормативно установленным требованиям указанных стандартов определяет их качество на стадии изготовления, что подтверждается соответствующими актами (обязательными стандартами, сертификатами соответствия и т.д.). При этом законодательное регулирование отношений, связанных, в частности, с применением и исполнением обязательных требований к продукции, процессам производства, осуществляется отраслевыми нормативными актами и подпадает под сферу действия Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а не законодательства в сфере закупок. Следовательно, именно изготовитель является лицом, ответственным за качество выпускаемой продукции (материалов) и гарантирующим их соответствие заданным требованиям.
На основании п. 4.1 ГОСТ 2177-99 в условном обозначении топлива указывают:
- для марки Л - температуру вспышки и экологический класс топлива.
Пример условного обозначения дизельного топлива марки Л, с температурой вспышки 40 °С, экологического класса К2, по ГОСТ 305-2013:
ДТ-Л-40-К2 по ГОСТ 305-2013;
- для марки З - предельную температуру фильтруемости и экологический класс топлива.
Пример условного обозначения дизельного топлива марки З, с температурой фильтруемости минус 25, экологического класса К2, по ГОСТ 305-2013:
ДТ-З-минус 25-К2 по ГОСТ 305-2013.
Установленные Заказчиком требования к товарам затрудняют возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товаров и проведения соответствующих испытаний.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287) не отменен.
На основании вышеизложенного, установленные Заказчиком требования к описанию участниками закупки товаров, значения показателей которых определяются посредством проведения испытаний, свидетельствует о нарушении п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Представителем Заказчика представлены паспорта на дизельное топливо, в которых содержатся конкретные значения показателей, установленных в описании объекта закупки.
Комиссией установлено, что участниками закупки в заявках были предложены конкретные значения показателей.
На основании п. 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Олимп" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МБУЗ "Ленинградская ЦРБ" нарушение п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанные нарушения на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияли, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300006217000163).
5. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 23 октября 2017 г. N ЭА-3507/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2017