Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "Олимп" (далее - Заявитель) на действия МКУ Ейского городского района "Центр городского хозяйства" при проведении электронного аукциона: "Реконструкция уличного освещения по ул. Б. Хмельницкого от ул. Мичурина до ул. Мира в г. Ейске (установка опор)" (извещение N 0318300177817000084) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе.
Представителем заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Заказчика не согласился, документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - МКУ Ейского городского района "Центр городского хозяйства" проводился электронный аукцион: "Реконструкция уличного освещения по ул. Б. Хмельницкого от ул. Мичурина до ул. Мира в г. Ейске (установка опор)" (извещение N 0318300177817000084).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 906 094,00 руб.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.1) п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Документация электронного аукциона содержит Раздел 2 к "Описанию объекта закупки", где Заказчиком установлены минимальные и максимальные значения показателей для определения эквивалентности товаров (материалов), а также значения показателей, которые не могут изменяться, предполагаемого к использованию в процессе производства работ.
Заявитель указывает, что Заказчиком установлено избыточное требование в части указания "класса прочности на сжатие" по поз. "Бетон" потому, что значение данного показателя возможно определить имея товар в наличии.
Требования к бетону установлены в соответствии с ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" и не противоречат ему.
Показатель класс прочности не является излишними.
В соответствии с п.4.4.1 Бетонные смеси должны соответствовать требованиям ГОСТ 7473-2010. В соответствии с п.4.3. ГОСТ 7473-2010: Условное обозначение бетонной смеси должно состоять из сокращенного обозначения бетонной смеси в соответствии с 4.1, класса бетона по прочности, марки бетонной смеси по удобоукладываемости и, при необходимости, других нормируемых показателей качества, например, марки по морозостойкости, марки по водонепроницаемости, средней плотности бетона и др., и обозначения настоящего стандарта. В соответствии с п.5.2.1: Бетонные смеси приготавливают с использованием цементов, заполнителей, добавок и воды, требования к которым приведены в ГОСТ 26633, ГОСТ 25820 и ГОСТ 31384, а также в стандартах и технических условиях (ТУ) на материалы конкретных видов.
Класс прочности бетона установлен расценкой ТССЦ 401-0069 (территориальным сборником сметных цен):
10 |
ТЕР06-01-001-13/7ригаз Минстроя Poccw w от 31.12.14 N937/пр |
Устройство фундаментов-столбов: бетонных |
100 мЗ бетона, бутобетона и железобетона в деле |
0,335 |
11 |
401-0069 |
Бетон тяжелый, крупность заполнителя 20 мм, класс В25 (М350) |
мЗ |
34,17 |
Данное требование не противоречит ГОСТ 26633-2015. При заказе бетона потребитель делает заказ по конкретным заданным параметрам в том числе класс прочности для того, чтобы получить массу бетона необходимую для выполнения конкретного вида работ.
Заявитель указывает, что Заказчиком не верно установлены требования в части ширины и толщины досок по позиции технического задания "Доски обрезные".
Заказчиком установлено:
Ширина, мм |
более 100 |
Толщины, мм |
44 и более |
В соответствии с Инструкцией: Показатели вида "х и более" означают, что необходимо предложить значения показателей: равное х и больше х. т.е. два значения. Значения показателей, сопровождающихся словами "более" являются минимальными значениями, при формировании первой части заявки участник закупки указывает конкретное значение показателя, превышающее заявленное Заказчиком.
Согласно п.21 ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" доска - пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины.
В соответствии с п.2 ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры (с Изменениями N 1, 2)" номинальные размеры толщины и ширины обрезных пиломатериалов с параллельными кромками и толщины необрезных и обрезных пиломатериалов с непараллельными кромками должны соответствовать указанным в таблице: Номинальные размеры толщины и ширины:
Толщина |
Ширина |
||||||||
16 |
75 |
100 |
125 |
150 |
- |
- |
- |
- |
- |
19 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
- |
- |
- |
- |
22 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
- |
- |
25 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
32 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
40 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
44 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
50 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
60 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
75 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
100 |
- |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
125 |
- |
- |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
- |
150 |
- |
- |
- |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
- |
175 |
- |
- |
- |
- |
175 |
200 |
225 |
250 |
- |
200 |
- |
- |
- |
- |
- |
200 |
225 |
250 |
- |
250 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
250 |
|
Таким образом, с учетом положений "Инструкции по заполнению заявки" участником закупки по поз. "Доски" может быть предложено по показателю "толщина" значение 150 мм, по показателю "ширина" 200 мм, что будет соответствовать положениям аукционной документации, но противоречит требованиям ГОСТ.
В соответствии с п.2 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
На основании вышеизложенного, Заказчиком при описании объекта закупки допущены нарушения п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель указывает, что по позициям "Бетон", "Выключатели автоматические" установлены требования к показателям, значения которых возможно определить по результатам испытаний в части "крупности заполнителя бетона", "диапазона рабочих температур", "номинального напряжения частотой 50 Гц выключателей автоматических".
По поз. "Бетон" Заказчиком установлен конкретно показатель и его значение "Наибольшая крупность заполнителя 20 мм".
Крупность заполнителя установлена сметной расценкой, заложена в проекте при выполнении видов работ по бетонированию опор:
10 |
ТЕР06-01 -001-13Приказ Минстроя России от 31.12.14 N937/пр |
Устройство фундаментов-столбов: бетонных |
100 мЗ бетона, бутобетона и железобетона в деле |
0,335 |
11 |
401-0069 |
Бетон тяжелый, крупность заполнителя 20 мм, класс В25 (М350) |
мЗ |
34,17 |
Данное требование не противоречит ГОСТ 26633-2015. При заказе бетона потребитель делает заказ по конкретным заданным параметрам (крупность, вяжущие, мелкие и крупные заполнители, морозостойкость и т.д.) для того, чтобы получить массу бетона необходимую для выполнения конкретного вида работ.
Заказчиком установлены показатели, которые не подлежат конкретизации:
"Диапазон рабочих температур, °С, -40.. .+50 "Номинальной напряжение частотой 50 Гц, В "230/400 Степень защиты оболочки не ниже IP20"
В Инструкции установлено следующее: Знак "..." (многоточие), установленный между двумя числовыми значениями температуры означает её диапазон, который необходимо указать в неизменном виде. Если установленные в технической части характеристики являются эксплуатационными (характеризует среду, условия в которой товар (материал) оптимально функционирует, например рабочую температуру и др.), то требуемое значение необходимо оставить без изменений. Знак "/" следует читать как "или", за исключением случаев, когда показатель подобным образом указан в технической документации производителя или государственных стандартах, например, марка битума, напряжение сети. В последнем случае знак "/" указывается в составе первой части заявки в неизменном виде.
Сметной расценкой установлено:
509-2227 |
Выключатели автоматические "1ЕК" ВА47-29 1Р 10А, |
шт. |
272 |
|
характеристика С |
|
|
Номинальное напряжение установлено стандартизованное в соответствии с ГОСТ 29322-2014 Напряжения стандартные.
Заказчиком установлено требование об указании степени защиты оболочки выключателей. Значение показателя "степень защиты оболочки" не
определяется по результатам испытаний и является конкретным значением для различных типов оборудования. В паспортах и руководствах пользователей данный показатель указывается конкретно.
Выключатели ВА 47-29-М торговой марки IEK имеют степень защиты оболочки IP 20. Данный показатель регламентирует ГОСТ 14254-2015 (IEC 60529:2013) "Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)". На рынке также существуют другие производители выключателей с аналогичными характеристиками, такие как КЭАЗ, Schneider Electric и др., у которых данный показатель может быть равным IP 20 или быть выше.
Показатели по Выключателям автоматические установлены в соответствии с паспортом на выключатели торговой марки IEK и ТУ 2000 АГИЕ.641.235.0.003.
Заявитель указывает, что по позициям "Катанка", "Выключатели автоматические" не указаны единицы измерения количества, длины.
В Инструкции Заказчиком установлено следующее: Все размеры товаров (материалов) указаны Заказчиком в миллиметрах (мм), показатели температуры в градусах Цельсия (°С), единица измерения сечения (кабеля, проводников, проводов, жил), указана в миллиметрах квадратных (мм2), количество (число) в штуках (шт), угловые размеры в градусах (°).
Кроме этого показателя "длина" нет по данным позициям вообще, в Катанке есть показатель "Диаметр", а в Выключателях автоматических есть показатель "Габаритные размеры ВхШхГ". Согласно Инструкции данное обозначение - это: Обозначения вида: ВхШхГ, ШхВ и др. подобные обозначают габаритные размеры товаров (материалов), где Ш ширина, В высота, Г глубина.
Таким образом, Заявитель приводит необоснованные доводы и более того указывает наименования показателей одни, а приводит пример из технического задания с другими показателями.
Заказчик требует указывать в первой части заявки гарантийный срок на выполняемые работы и что данный показатель не является характеристикой.
Данный довод не соответствует действительности по ряду оснований: 1. Заказчик указывает в общих требованиях Описания объекта закупки, в том числе что:
"6. Требования к гарантии качества: Подрядчик гарантирует качество выполнения Работ по настоящему Контракту в соответствии с ГК РФ. Гарантийный срок качества на выполненные Работы составляет 24 месяца с момента подписания акта приемки выполненных работ.
7. Сроки выполнения работ: с даты заключения контракта по 30 ноября 2017 года".
Данное условие так же указано в Проекте контракта.
"9.1. Подрядчик гарантирует качество выполнения работ по настоящему Контракту в соответствии с ГК РФ.
9.2. Гарантийный срок качества на выполненные Работы составляет 24 месяца с момента подписания акта приемки выполненных работ. Подрядчик обязуется, в течение гарантийного срока, устранять выявленные недостатки в сроки установленные Заказчиком.
9.3. Если в период гарантийного срока объекта обнаружатся недостатки (дефекты), допущенные по вине Подрядчика, то Подрядчик обязан их устранить за свой счет и в согласованные с Заказчиком сроки. Для участия в составлении акта, фиксирующего недостатки (дефекты), согласования порядка и сроков их устранения, Подрядчик обязан направить своего полномочного представителя в срок, указанный в письменном извещении Заказчика".
В составе первой части заявки Заказчик не требует от участников указания гарантийного срока. В Инструкции установлено, где конкретного находятся минимальные и максимальные значения показателей, требуемые для предоставления в первой части заявки, а именно установлено следующее:
Минимальные и максимальные значения показателей, используемых для определения эквивалентности материалов, а также значения показателей, которые не могут изменяться, указаны в Приложении N 1 к Описанию объекта закупки - техническому заданию "Требования к техническим характеристикам отдельных товаров (материалов), предполагаемых к использованию в процессе производства работ".
Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих отсутствие возможности указания значений данных показателей. Представитель уполномоченного органа предоставил информацию производителя. Таким образом, участники закупки имеют возможность предложить товар, соответствующий потребностям Заказчика.
Жалоба должна содержать документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы в соответствии с ч.9 ст.105 Закона контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Олимп" обоснованной в части необъективного описания объекта закупки (по поз. "Доски обрезные").
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ Ейского городского района "Центр городского хозяйства" нарушение ч.3 ст.7; п.1) ч.1 ст.33; п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что допущенное нарушение на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияло, предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 23 октября 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2017