Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Байгачева <_> (далее - Заявитель) на действия заказчика - администрации Привольного сельского поселения Кавказского района при проведении электронного аукциона: "Капитальный ремонт артезианской скважины в х. Привольный Кавказского района" (извещение N 0318300388317000001) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. При описании объекта закупки заказчиком установлены избыточные, нестандартные требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - администрацией Привольного сельского поселения Кавказского района проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт артезианской скважины в х. Привольный Кавказского района" (извещение N 0318300388317000001).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 574 125,00 рублей.
В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
По п.1, п.2 раздела 2 "Описание объекта закупки" заказчиком установлены следующие требования:
1 |
Трубы бесшовные обсадные из стали, тип 1 |
- наружный диаметр требуется 219 мм - толщина стенки от 6,0 до 8,0 мм |
|
2. |
Трубы бесшовные обсадные из стали, тип 2 |
- наружный диаметр требуется 325 мм - толщина стенки от 7,0 до 9,0 мм |
В соответствии с ГОСТ 632-80 размеры и масса труб и муфт к ним должны соответствовать указанным на черт.1 и в табл.2 для соединений с короткой треугольной резьбой, на черт.1 и в табл.3 для соединений с удлиненной треугольной резьбой - У, на черт.2 и в табл.4 для соединений с трапецеидальной резьбой - ОТТМ и на черт.3 и в табл.5 для высокогерметичных соединений - ОТТГ. Размеры и масса безмуфтовых раструбных труб - ТБО должны соответствовать указанным на черт.4 и в табл.6.
|
|
|
|
|
|
|
|
Условный диаметр трубы |
Труба |
||||||
|
Наружный диаметр |
Толщина стенки s |
Внутренний диаметр d |
Масса 1 м, кг |
|||
219 |
219,1 |
6,7 |
205,7 |
35,1 |
|||
|
|
7,7 |
203,7 |
40,2 |
|||
|
|
8,9 |
201,3 |
46,3 |
|||
|
|
10,2 |
198,7 |
52,3 |
|||
|
|
11,4 |
196,3 |
58,5 |
|||
|
|
12,7 |
193,7 |
64,6 |
|||
|
|
14,2 |
190,7 |
71,5 |
Таким образом, заказчиком по п.1 установлены требования к наружному диаметру трубы, не соответствующие ГОСТ 632-80.
Аналогичные требования, не соответствующие ГОСТ установлены заказчиком также по п.2 раздела 2 "Описание объекта закупки".
По п.8 раздела 2 "Описание объекта закупки" заказчиком установлены следующие требования:
8 |
Портландцемент тампонажный бездобавочный |
- тип цемента I, - температура применения продукта,°С, в границах 15-50, - прочность при изгибе, МПа, не менее, в возрасте 2 суток, 2,7 (предельное значение), - водоотделение, мл, должно быть не более, 8,7 (предельное значение), - время загустевания до консистенции 30 Вс, мин, должно быть не менее 90 (предельное значение), - удельная эффективная активность естественных радионуклидов должна быть не более 740 Бк/кг |
В соответствии с ГОСТ 1581-96 требования к физико-механическим показателям, характеризующим тампонажно-технические свойства цемента типов I-III, приведены в таблицах 2 и 3.
Наименование показателя |
Значение для цемента при температурах применения |
||||
|
низких и нормальных
|
умеренных и повышенных |
|||
|
тип I, II |
тип III-Об |
тип I, II |
тип III-Об |
тип III-Ут |
1. Прочность при изгибе, МПа, не менее, в возрасте:
|
|
|
|
|
|
1 сут |
- |
- |
3,5 |
- |
- |
2 сут |
2,7 |
0,7 |
- |
1,0 |
2,0 |
2. Тонкость помола*: |
|
|
|
|
|
- остаток на сите с сеткой N 008 по ГОСТ 6613, %, не более |
12,0 |
10,0 |
15,0 |
12,0 |
12,0 |
- удельная поверхность, м2/кг, не менее |
270 |
- |
250 |
- |
230 |
3. Водоотделение, мл, не более |
8,7 |
7,5 |
8,7 |
7,5 |
10,0 |
4. Растекаемость цементного теста, мм, не менее для цемента: |
|
|
|
|
|
- непластифицированного |
200 |
- |
200 |
- |
- |
- пластифицированного |
220 |
- |
220 |
- |
- |
5. Время загустевания до консистенции 30 Bс**, мин, не менее |
|
|
90 |
|
|
* Допускается определять тонкость помола для цемента типа I только по удельной поверхности, а для цемента типов II и III-Ут - только по остатку на сите. ** Единицы консистенции Бердена. |
Таким образом, заказчиком установлены требования к показателям, значения которых определяются в результате проведенных испытаний на определенную партию товара после ее производства.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретные характеристики товаров, такие как химический состав и подобные, определяемые по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
Требование к указанию участником закупки в составе заявок показателей товаров, определяемых по результатам испытаний, нарушает требования ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
По п.10 раздела 2 "Описание объекта закупки" заказчиком установлены следующие требования:
10 |
Канат двойной свивки |
Тип ТК Оцинкованный из проволок марки В, маркировочная группа 1770 н/мм2, диаметр 5,5 мм |
По мнению заявителя, требования заказчика к маркировочной группе и диаметру являются избыточными.
В соответствии с ГОСТ 3070-88 3. Диаметр каната и основные параметры его должны соответствовать указанным в таблице.
Примеры условных обозначений:
Канат диаметром 13,0 мм, грузового назначения, марки 1, из проволоки без покрытия, левой крестовой свивки, нераскручивающийся, нерихтованный, нормальной точности, маркировочной группы 1770 Н/мм2 (180 кгс/мм2):
Канат 13-Г-1-Л-Н-1770 ГОСТ 3070-88
Канат диаметром 6,5 мм, грузового назначения, марки В, оцинкованный по группе С, правой крестовой свивки, нераскручивающийся, нерихтованный, повышенной точности, маркировочной группы 1860 Н/мм2 (190 кгс/мм2):
Канат 6,5-Г-В-С-Н-Т-1860 ГОСТ 3070-88
Таким образом, заказчиком по п.10 установлены требования, указываемые в условных обозначениях на товар, соответствующие ГОСТ и не требующие проведения испытаний.
Заявитель указывает, что заказчиком по п.4, п.5 установлены избыточные требования к марки стали, которые определяются по результатам проведенных испытаний.
4 |
Трубы стальные бесшовные горячедеформированные. Тип 2 |
- наружный диаметр 76 мм - сталь марки 20, - толщина стенки от 4 до 6 мм |
В соответствии с п.10 ГОСТ 8732-78 технические требования - по ГОСТ 8731.
Согласно ГОСТ 8731-74 в зависимости от показателей качества трубы должны изготовляться следующих групп:
Б - с нормированием химического состава из спокойной стали марок по ГОСТ 380, ГОСТ 1050, ГОСТ 4543 и ГОСТ 19281;
В - с нормированием механических свойств, указанных в табл.2, и химического состава из стали марок по ГОСТ 1050, ГОСТ 4543, ГОСТ 19281 и ГОСТ 380.
Таблица 2
|
|
|
|
|
|
Марка стали |
Временное сопротивление разрыву , МПа (кгс/мм) |
Предел текучести , МПа (кгс/мм) |
Относительное удлинение , % |
Твердость по Бринеллю (при толщине стенки более 10 мм) |
|
|
|
Диаметр отпечатка, мм, не менее |
Число твердости НB, не более |
||
10 |
353 (36) |
216 (22) |
24 |
5,1 |
137 |
20 |
412 (42) |
245 (25) |
21 |
4,8 |
156 |
35 |
510 (52) |
294 (30) |
17 |
4,4 |
187 |
45 |
588 (60) |
323 (33) |
14 |
4,2 |
207 |
10Г2 |
421 (43) |
265 (27) |
21 |
4,3 |
197 |
20Х |
431 (44) |
- |
16 |
- |
- |
40X |
657 (67) |
- |
9 |
3,7 |
269 |
30ХГСА |
686 (70) |
- |
11 |
- |
- |
15ХМ |
431 (44) |
225 (23) |
21 |
- |
- |
30ХМА |
588 (60) |
392 (40) |
13 |
- |
- |
12ХН2 |
539 (55) |
392 (40) |
14 |
- |
- |
Ст4сп |
412 (42) |
245 (25) |
20 |
- |
- |
Ст5сп |
490 (50) |
274 (28) |
17 |
- |
- |
Марка стали является доступной информацией для участников закупки и не требует проведения испытаний.
В связи с изложенным, довод Заявителя об указании Заказчиком в аукционной документации показателей товара, значения которых становятся известными по результатам проведения лабораторных испытаний, необоснован.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Байгачева <_> обоснованной в части наличия нарушений п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, п. 1), п.2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях заказчика - администрации Привольного сельского поселения Кавказского района нарушение п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, п. 1), п.2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику - администрации Привольного сельского поселения Кавказского района (аукционной комиссии) выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, повторно предписание не выдавать.
4. Повторно материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 23 октября 2017 г. N ЭА-3518/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2017