Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Шумилов А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
-Кирьякова С.Е. |
- |
член комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
- Балабина Н.В. |
- |
член комиссии, заместитель начальникаотдела контроля закупок, |
при участии:
- Домрачева А.М. |
- |
представителя ООО "СКТБ "Сатурн" (доверенность от 01.09.2017 N13), |
- Лаврентьева С.Ю. |
- |
представителя Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии (доверенность от 16.10.2017 N1057/ру-18/17), |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специальное конструкторско-технологическое бюро "Сатурн" (далее - ООО "СКТБ "Сатурн", заявитель) на действия Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии (далее также - заказчик)при определении исполнителя путем проведения электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услугдляобеспечениягосударственных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "СКТБ "Сатурн" на действия заказчикапри проведении электронного аукциона на право заключения контракта наоказание услуг по реализации комплекса организационно-технических мероприятий, обеспечивающих выполнение требований по защите сведений, составляющих государственную тайну, номер извещения 0115100003117000037.
По мнению заявителя, документация об электронном аукционе не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе).
ПредставительООО "СКТБ "Сатурн", присутствовавший на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России позицию и требования, изложенные в жалобе, поддержал в полном объёме.
Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласился, факт нарушений положений Закона о контрактной системе не признал, считает жалобуООО "СКТБ "Сатурн" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемойзакупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, её членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, пришла к следующим выводам.
1) 29.09.2017 в единой информационной системеи на сайте электронной площадкиwww.sberbank-ast.ru размещены извещение об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контрактанаоказание услуг по реализации комплекса организационно-технических мероприятий, обеспечивающих выполнение требований по защите сведений, составляющих государственную тайнуи документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии.
Оператором электронной площадки является ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Начальная (максимальная) цена контракта - 197 800,00 рублей.
2) Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки, а также требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к его безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполнения работ, оказания услуг потребностям Заказчика, определены в разделе ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ, являющемся неотъемлемой частью документации.
Вместе с тем, в нарушение части 1 статьи 33 Закона о контрактной системезаказчикомфактически не определен объем закупаемых услуг (заказчиком указано:Проведение технического обслуживания средств защиты информации (при необходимости).
3) В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 названного Федерального закона.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1 статьи 31 названного Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований названного Федерального закона.
Извещением об осуществлении закупки и документации об электронном аукционе установлены следующие требования:"Исполнитель должен иметь лицензии и аттестат аккредитации:
Лицензия ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
Лицензия ФСБ России на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны. Действие лицензии распространяется на:
- техническое обслуживание (монтаж, наладка, установка, сервисное обслуживание, ремонт) защищенных средств обработки информации, средств защиты информации (кроме криптографических), предназначенных для использования в органах государственной власти Российской Федерации;
- распространение (продажа, передача) защищенных средств обработки информации, средств защиты информации (кроме криптографических), предназначенных для использования в органах государственной власти Российской Федерации.
Лицензия ФСТЭК России на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны (в части технической защиты информации);
Лицензия ФСТЭК России осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны (в части противодействия иностранным техническим разведкам);
Аттестат аккредитации органа по аттестации объектов информатизации ФСТЭК России".
Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что наименование лицензий ФСБ России,указанным в извещении и документации образом, не соответствует Федеральному закону от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Кроме того, по мнению Комиссии Нижегородского УФАС России требованиео наличии у исполнителя:
1) лицензий ФСБ России на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны, действие которых распространяется на:
- техническое обслуживание (монтаж, наладка, установка, сервисноеобслуживание, ремонт) защищенных средств обработки информации, средств защиты информации (кроме криптографических), предназначенных для использования в органах государственной власти Российской Федерации;
- распространение (продажа, передача) защищенных средств обработкиинформации, средств защиты информации(кроме криптографических),предназначенных для использования в органах государственной власти Российской Федерации.
2) Лицензии ФСТЭК России осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны (в части противодействия иностранным техническим разведкам),
неправомерно, поскольку согласно описанию объекта закупки в перечнеуслуг, услуги для которых необходимы указанные лицензии, отсутствуют.
Доказательств обратного представителем Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии не представлено
Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком требований части 6 статьи 31, части 5 статьи 63 и части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Изложенное свидетельствует об обоснованности жалобы Заявителя.
4) В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкцию по её заполнению.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 названного Федерального закона.
В силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 названной статьи документов и информации, не допускается.
Однако в составе второй части заявки заказчик истребует:1) лицензию ФСБ России на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны, действие которых распространяется на:
- техническое обслуживание (монтаж, наладка, установка, сервисное обслуживание, ремонт) защищенных средств обработки информации, средств защиты информации (кроме криптографических), предназначенных для использования в органах государственной власти Российской Федерации;
- распространение (продажа, передача) защищенных средств обработки информации, средств защиты информации(кроме криптографических), предназначенных для использования в органах государственной власти Российской Федерации; 2) лицензию ФСТЭК России осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны (в части противодействия иностранным техническим разведкам),которые являются излишними, поскольку (как установлено в данном случае) требование к участникам является неправомерным.
Следовательно, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии нарушил положения части 1 статьи 64 и частей 5, 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
5) 13.10.2017 состоялась процедура рассмотрения первых частей заявок, результаты которой зафиксированы в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.10.2017 N0115100003117000037-1.
16.10.2017 состоялся аукцион, по результатам которого составлен соответствующий протокол.
Нарушений при проведении указанных процедур Комиссией Нижегородского УФАС России не усматривается.
6) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику,единой комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России нарушения требований части 6 статьи 31, части 1 статьи 33, части 5 статьи 63, частей 1, 3 статьи 64 и частей 5, 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, допущенные Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии, являются существенными и повлияли на результаты определения исполнителя.
Данные нарушения необходимо устранить путём внесения изменений в извещение об осуществлении закупки и документацию об электронном аукционе, что свидетельствует о необходимости выдачи заказчику и его единой комиссии соответствующего предписания.
Также выдаётся предписание оператору электронной площадки (ЗАО "Сбербанк-АСТ") для обеспечения возможности исполнения предписания Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии.
С учётом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "СКТБ "Сатурн" на действия Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашиипри проведении электронного аукциона на право заключения контракта наоказание услуг по реализации комплекса организационно-технических мероприятий, обеспечивающих выполнение требований по защите сведений, составляющих государственную тайну, номер извещения 0115100003117000037,обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившимтребования части 6 статьи 31, части 1 статьи 33,части 5 статьи 63, частей 1, 3 статьи 64 и частей 5, 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, его единой комиссиии оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 4и 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии С.Е. Кирьякова
Н.В. Балабина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 17 октября 2017 г. N 2219
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2017