Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу Общества на действия заказчика при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003417005096) на поставку лекарственного средства из перечня ЖНВЛП далее также - электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 16.10.2017 в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении обозначенного электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика и заявителя.
Заявитель, будучи уведомленным надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился, представителей не направил, в связи, с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Согласно доводам жалобы, характеристикам закупаемого заказчикам лекарственного средства, в частности, периоду выведения лекарственного препарата соответствует единственный лекарственный препарат с торговым наименованием Ультравист (Германия), что свидетельствует об ограничении количества участников закупки.
Также заявитель указывает, что аукционной документацией установлено требование к лекарственному средству об отсутствии ограничений для групп пациентов с аутоиммунными заболеваниями и алкоголизмом. При этом инструкции закупаемого заказчиком лекарственного средства содержат указания на применения препарата для указанной категории пациентов с осторожностью. Вместе с тем, аукционной документацией не расшифровано понятие "отсутствие ограничений", что вводит участника закупки в заблуждение и может привести к неправомерному допуску участников, заявки которых подлежат отклонению.
Присутствовавший в заседании представитель заказчика не согласился с доводами заявителя, считает жалобу несостоятельной и не подлежащей удовлетворению, пояснил, что при описании объекта закупки и формировании требований к лекарственному средству заказчик руководствовался законодательством РФ и основывался на своих потребностях, исходя из профиля и целей своей деятельности. Пристальное внимание к фармакинетике препарата связано с возможностью возникновения нефротоксического эффекта вследствие прямого токсичного влияния на клетки почечных канальцев и развития ишемии мозгового вещества почек, поэтому очевидно, что фармакокинетика препарата влияет на безопасность пациента, увеличение времени полувыведения контрастного препарата - это дополнительный риск возникновения контраст-индуцированной нефропатии - острого повреждения почек вследствие почечной токсичности контрастного вещества, содержащего йод. Таким образом, описание объекта закупки содержит крайне важный параметр периода выведения с точки зрения безопасности пациента.
Заказчиком компьютерная томография может проводиться пациентам, в том числе с тяжелой хирургической патологией, тяжелыми аутоиммунными заболеваниями. В связи с этим, часто встречаются нефропатии, токсические изменения в печени, кардиотоксичность, изменения реологических свойств крови, изменение стенок сосудов. Исследование на компьютерной томографии проводятся неоднократно для определения динамики процесса на фоне проводимого лечения, в 10-15% случаев возникает необходимость провести повторное исследование в течение одних суток. Этим обосновывается включение требования о периоде выведения препарата через почки в течение 12 часов не менее 93 % от введённой дозы.
В отделение рентгенохирургических методов диагностики и лечения больницы, поступают пациенты с острым корональным синдромом (ОКС) (понятие острого коронального синдрома включает в себя в том числе острый инфаркт миокарда (ОИМ)), у которых встречается различной степени выраженности нарушение функций почек в 30-40%, а при кардиогенном шоке - в 70%.
С другой стороны снижение функции почек предрасполагает к неблагоприятным исходам процедур реваскуляризации миокарда. Согласно рекомендациям по безопасному применению РКС Европейского общества по урогенитальной патологии при внутриартериальном введении РКС всем пациентам рекомендовано оценивать функцию почек.
Сочетание острого инфаркта миокарда и внутриартериального введения РКС при скорости клубочной фильтрации менее 60 мл/мин является фактором риска развития контраст-индуцированной нефропатии (КИН). При невозможности определить скорость клубочной фильтрации или недостаточности времени на это следует проводить исследование с контрастированием согласно протоколам, рекомендованным для пациентов с повышенным риском развития КИН.
Кроме того, представителем заказчика в материалы дела представлена Инструкция по применению лекарственного препарата с торговым наименованием Йопромид-Биарвист (МНН Йопромид), согласно которой выведение препарата через почки осуществляется в течение 12 часов не менее 93 % от введённой дозы.
Представитель уполномоченного органа, присутствовавший в заседании Комиссии, поддержал позицию заказчика о несостоятельности жалобы. Помимо этого, уполномоченным органом представлены материалы и документы по проведению электронного аукциона.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку лекарственного средства из перечня ЖНВЛП в интересах ГБУЗ Тюменской области "Областная клиническая больница N 1" с начальной (максимальной) ценой контракта 1 237 236,10 рублей.
Информация об электронном аукционе была размещена на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003417005096.
Комиссией установлено, что аукционной документацией на поставку лекарственного препарата (МНН Йопромид), установлены следующие характеристики закупаемого лекарственного препарата (Приложение N 1 аукционной документации): Йопромид-раствор для инъекций 370 мг йода / мл, (200) 500 мл, флаконы. Выведение йопромида у пациентов в конечную фазу характеризуется временем полувыведения, равным примерно 2 часам независимо от дозы. Йопромид почти полностью выделяется почками. Только около 2% от введенной дозы выделяется через кишечник в течение 3-х дней. Через 3 часа после внутривенного введения около 60% от введенной дозы выделяется почками. Через 12 часов выделяется 93% от всей дозы. Практически полностью йопромид экскретируется за 24 часа. После введения в желчный и/или панкреатический проток при проведении ЭРХПГ концентрации йода в сыворотке возвращаются к исходному уровню через 7 дней.
Процедура определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения открытого аукциона в электронной форме регламентирована разделом 2 главы 3 Закона о контрактной системе.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе указано, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 2 статьи 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об электронном аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
В зависимости от своих потребностей заказчик вправе установить конкретные требования к качеству, к техническим, функциональным характеристикам товара, к размерам, к упаковке, максимальным или минимальным значениям показателей, что подтверждается частями 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Изложенное соответствует правовому подходу, содержащемуся в определении Верховного суда Российской Федерации от 30.10.2014 N 304-КГ14-3003, согласно которому заказчику предоставлено право на установление в аукционной документации требований к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям, при этом сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа.
Комиссия антимонопольного органа также отмечает, что в силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. При этом положения указанного Закона направлены на обеспечение конкуренции не между товарами и не между производителями товаров, а между участниками закупок. Основной задачей правового регулирования является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупок, но и выявление в результате этого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом ему товаре.
Данная правовая позиция выражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, от 28.12.2010 N 11017/10.
Согласно пояснениям заказчика, поскольку увеличение периода выведения препарата - это дополнительный риск возникновения КИН (контраст-индуцированной нефропатии - острого повреждения почек вследствие почечной токсичности контрастного вещества (KB), содержащего йод), заказчиком определен соответствующий период выведения препарата, непосредственно влияющий на безопасность пациента.
Исследовав представленную заказчиком в материалы дела Инструкцию по применению лекарственного препарата с торговым наименованием Йопромид-Биарвист (Производитель: Дэун Фармасьютикал Ко., Лтд.), Комиссия установила, что согласно данной Инструкции выведение препарата через почки осуществляется в течение 12 часов не менее 93 % от введённой дозы. Соответственно, характеристикам закупаемого заказчикам лекарственного средства в частности периоду выведения лекарственного препарата соответствует также лекарственный препарат с торговым наименованием Йопромид-Биарвист.
Комиссия указывает, что в материалы дела объективных, неоспоримых доказательств, свидетельствующих о том, что требования заказчика приводят к ограничению числа участников закупки, заявителем не представлены.
Лекарственное средство, поставка которого является предметом рассматриваемого аукциона, свободно обращается на фармацевтическом рынке (согласно сведениям из общедоступных ресурсов в сети Интернет), его реализация входит в Перечень лицензируемых видов деятельности, и поставка данных препаратов может осуществляться лицами, имеющими действующую лицензию на осуществление фармацевтической деятельности или производство лекарственных средств. В связи с этим, любой хозяйствующий субъект при условии получения им необходимой лицензии имеет возможность осуществлять продажу (поставку) лекарственного препарата, требующегося заказчику, и Комиссия не усматривает в рассматриваемом случае ограничения количества участников закупки.
Довод заявителя о том, что положения аукционной документацией об отсутствии ограничений для групп пациентов с аутоиммунными заболеваниями и алкоголизмом вводят Общество в заблуждение, Комиссия признает несостоятельным, в связи с отсутствием данного требования в описании объекта закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ТД" "Виал" на действия заказчика в лице ГБУЗ Тюменской области "Областная клиническая больница N 1" при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки: 0167200003417005096) на поставку лекарственного средства из перечня ЖНВЛП (МНН Йопромид) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 23 октября 2017 г. N фкс17/340
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2017