Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия), в составе:
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Платоновой Э.Ю. - государственного инспектора Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Инвестрой" (далее - ООО "Инвестрой", заявитель): Зосимов И.С. (директор);
от конкурсной комиссии, уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС (Я), уполномоченный орган, конкурсная комиссия): не явились, уведомлены надлежащим образом, представлены письменные пояснения;
от заказчика Государственное казенное учреждение "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" (далее также - ГКУ "СГЗ РС(Я)", заказчик): Семенов А.Л. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Инвестрой" на действия конкурсной комиссии уполномоченного орган Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении открытого конкурса на оказание услуг по корректировке проектной документации по объекту: "Реконструкция СОК "Энергетик" в г. Алдане" (изв. N 0116200007917008967), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Инвестрой".
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя пояснил, что обжалует признание его конкурсной заявки несоответствующей требования конкурсной документации.
Из письменных пояснений конкурсной комиссии уполномоченного органа следует, что в соответствии с подп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица).
Участником закупки ООО "Инвестрой" представлена не заверенная нотариально копия выписки из ЕГРЮЛ.
Также, участником закупки не представлена декларация о соответствии требованиям пунктам 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 07.09.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 863 978, 37;
4) на участие в открытом конкурсе подана 1 заявка от участника закупки;
5) 1 заявка признана не соответствующей требованиям конкурсной документации. Открытый конкурс признан несостоявшимся.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу необоснованной на основании следующего.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует действия конкурсной комиссии в части отклонения заявки на участие в открытом конкурсе.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе от 02.10.2017 для закупки N0116200007917008967 участник закупки с номером заявки КД-473 (ООО "Инвестрой") признан не соответствующей требованиям, установленным в конкурсной документации, по следующему основанию:
"Заявка не соответствует требованиям извещения\документации
На основании части 3 ст. 53 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ заявка признана несоответствующей, установленным конкурсной документацией.
1) Копия выписки ЕГРЮЛ не заверена нотариально пп. "б" п.1 ч.2 ст.51 ФЗ-44 и пп. "б" п.1 раздела 2 части 3 Требования к содержанию заявки на участие в открытом конкурсе документации об открытом конкурсе.
2) В составе заявки отсутствует декларация о соответствии требованиям к участникам открытого конкурса в соответствии с пунктом 7 отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ".
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
Согласно части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно: выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).
Из материалов дела установлено, что в пункте 3 "Требования к составу заявки на участие в конкурсе" раздела 2 "Требования к содержанию заявки на участие в конкурсе" части 1 "Информационная карта, Требования к содержанию заявки на участие в открытом конкурсе" конкурсной документации указаны, в том числе следующие требования к заявке на участие в открытом конкурсе:
"Заявка на участие в конкурсе должна содержать:
1) Сведения и документы об участнике закупки, подавшем такую заявку, включая:
<_>
б) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе (официальном сайте) извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица)".
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 года N63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
При этом чч. 1, 2 ст. 51 Закона о контрактной системе установлено, что заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
Участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией).
Исходя из системного толкования вышеуказанных норм Закона о контрактной системе следует, что заявки могут быть поданы как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Однако, в соответствии с положениями Закона о контрактной системе способ подачи заявок на участие в конкурсе определяется заказчиком/уполномоченным органом.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о контрактной системе, в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.
Так, ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе установлено, что Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы.
Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 23.01.2015 года N 36 "О порядке и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок" устанавливает Федеральному казначейству обеспечить ввод в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок не позднее 1 января 2016 г., при этом возможность подачи через указанную единую информационную систему заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и окончательных предложений должна быть обеспечена не позднее 1 января 2018 г.
Таким образом, в настоящее время возможность подачи через указанную единую информационную систему заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и окончательных предложений в форме электронного документа функционалом официального сайта единой информационной системы www.zakupki.gov.ru не предусмотрена.
Пунктом 17 Информационной карты конкурсной документации установлено, что в соответствии со статьей 51 Закона N44-ФЗ заявки принимаются только на бумажном носителе.
Следовательно, условие части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N63-ФЗ "Об электронной подписи" о равнозначности электронной подписи и рукописной подписи не действует в отношении конкурсов, где выбран способ подачи заявок на бумажном носителе (письменная форма), в частности в рассматриваемом случае.
Пунктом 11.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" дано определение электронного документа. Электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
Распечатанная выписка ЕГРЮЛ утрачивает статус электронного документа, признаки которого сформулированы в пункте 11.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", поскольку осуществляется процесс преобразования электронного документа на бумажный носитель.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством распечатанный на бумажном носителе документ, исполненный в электронном виде, является копией этого документа.
При этом действующим законодательством могут быть установлены требования о предоставлении копии документа, заверенного надлежащим образом соответствующими органами/организациями соответствующих организаций. На это, в частности, указывают положения пункта 5 части 2 статьи 51 и подпункта "б" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Между тем, в составе заявки заявителя на участие в открытом конкурсе представлена копия выписки из ЕГРЮЛ, в содержании которой указано, что данная выписка была сформирована с использованием сервиса "Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа", размещенного на официальном сайте ФНС России.
Таким образом, данная копия выписки из ЕГРЮЛ не заверена в нотариальном порядке.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Подпунктом "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 35 Информационной карте конкурсной документации указано, что требования к участникам электронного аукциона в соответствии с пунктами 3-5, 7, 7.1, 9, 10 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ установлено.
Из материалов дела установлено, что в пункте 3 "Требования к составу заявки на участие в конкурсе" раздела 2 "Требования к содержанию заявки на участие в конкурсе" части 1 "Информационная карта, Требования к содержанию заявки на участие в открытом конкурсе" конкурсной документации указаны, в том числе следующие требования к заявке на участие в открытом конкурсе:
1) Сведения и документы об участнике закупки, подавшем такую заявку, включая:
<_>
г) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ*, а именно:
<_>
отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Федеральным законом "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона N 489-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 28 декабря 2016 года пункты 7, 7,1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе изложены в новой редакции.
Так, согласно пункту 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
Пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
На официальный запрос Якутского УФАС России уполномоченный орган представил заявку единственного участника на участие в открытом конкурсе ООО "Инвестрой". Комиссия, изучив данную заявку, пришла к выводу, что декларация ООО "Инвестрой" о соответствии участника требованиям части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не содержит пункт 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а согласно пункту 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе продекларирована без учета внесенных изменений в Закон о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Таким образом, заявка заявителя правомерно признана конкурсной комиссией не соответствующей требованиям, установленным в конкурсной документации.
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Таким образом, заявка заявителя правомерно признана конкурсной комиссией не соответствующей требованиям, установленным в конкурсной документации.
Жалоба заявителя подлежит признанию необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "Инвестрой" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по корректировке проектной документации по объекту: "Реконструкция СОК "Энергетик" в г. Алдане" (изв. N 0116200007917008967) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии М.Н. Мохначевская
Члены комиссии: В.А. Данилова
Э.Ю. Платонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 12 октября 2017 г. N 06-1081/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2017