Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - заявитель, ООО "Перспектива"): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ТехноСтрой" (далее - заявитель, ООО "ТехноСтрой"): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее - Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган): Игнатьева А.А. (представитель по доверенности);
от заказчика Администрации муниципального района "Амгинский улус (район)" Республики Саха (Якутия) (далее также - заказчик, Администрация МР "Амгинский улус (район)" РС(Я)): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Сахастройсервис": Устинов И.О. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобы ООО "Перспектива", ООО "ТехноСтрой" на действия заказчика Администрации МР "Амгинский улус (район)" РС(Я), уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на выполнение общестроительных работ II этап объекта "Детский сад на 50 мест в с.Михайловка Амгинского района" (изв. N 0116200007917007684), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "Перспектива", ООО "ТехноСтрой".
Из текста жалобы ООО "Перспектива" следует, что в проекте контракта отсутствуют условия о сроках возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Из текста жалобы ООО "ТехноСтрой" следует, что:
1) В позиции 51 (LCD - монитор) установлено: "Диагональ, не менее 32 дюйма". Используется нестандартная единица измерения, не предусмотренная ГОСТ 8.417-2002 "Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Единицы величин".
2) До 30 ноября 2017 года невозможно выполнить объем работ, указанный в проектной документации.
3) Заказчиком установлены требования к описанию участниками закупок в составе заявок химического состава и (или) компонентов товара, показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что ограничивает возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа пояснила, что проект контракта должен содержать условие о сроках возврата заказчику поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, а не указание на такие сроки.
Заявитель ООО "ТехноСтрой" не представил доказательства нарушения своих прав и законных интересов, доказательства, свидетельствующие о том, что характеристики товаров, используемых при выполнении работ, установленные в описании объекта закупки, являются химическим составом компонентов товара, показателей, значения которых становятся известными при испытании партии товара после его производства, а также доказательства, свидетельствующие о невозможности выполнить работы в сроки, указанные в аукционной документации, а также о том, что установленные сроки являются неразумными.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1) извещение N 0116200007917007684 об осуществлении закупки размещено уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), а также на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" - 27.09.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 24 588 070,00 рублей;
4) на участие в электронном аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) на момент рассмотрения жалоб по существу срок рассмотрения первых частей заявок не истек.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалоб по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "Перспектива" обоснованной на основании следующего.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 7.6 проекта контракта установлено следующее:
"Заложенные денежные средства возвращаются Подрядчику в полном объёме (либо в части, оставшейся после удовлетворения требований Заказчика, а также в случае замены обеспечительного платежа на банковскую гарантию) в течение _____ (_____) рабочих дней с момента подписания Сторонами документов, подтверждающих надлежащее исполнение Подрядчиком своих обязательств по Контракту".
Между тем, условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, не установлено в проекте контракта.
Таким образом, заказчиком нарушена часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "Перспектива" подлежит признанию обоснованной.
Комиссия считает жалобу ООО "ТехноСтрой" частично обоснованной на основании следующего.
Довод жалобы в части установления описания объекта закупки, носящего необъективный характер, а именно в позиции 51 "LCD-монитор" таблицы "Требования к основным используемым товарам" описания объекта закупки аукционной документации признан необоснованным на основании следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки аукционной документации содержит таблицу "Требования к основным используемым товарам".
Данная таблица содержит, в том числе следующее:
51 |
LCD-монитор |
Диагональ, не менее 32 дюйма;
|
Согласно "ОК 015-94 (МК 002-97). Общероссийский классификатор единиц измерения" (утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 366) Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ) является документом в области национальной системы стандартизации.
Раздел 1 "МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ, ВКЛЮЧЕННЫЕ В ОКЕИ" ОКЕИ содержит следующее:
Наименование единицы измерения: дюйм (25,4 мм);
Код - 039;
Условное обозначение: национальное - дюйм, международное - in;
Кодовое буквенное обозначение: национальное - ДЮЙМ, международное - INH.
Следовательно, обозначение "не менее 32 дюйма" соответствует требованиям ОКЕИ, следовательно, данная единица измерения установлена в рамках национальной системы стандартизации, такое требование не нарушает положения статьи 33 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Довод жалобы в части установления сжатого срока выполнения работ по контракту признан необоснованным на основании следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Пунктом 1.3 проекта контракта установлено следующее: "Срок выполнения (завершения) Работ: начало выполнения работ - с момента заключения муниципального контракта, окончание работ - "30" ноября 2017 г.".
Между тем, любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании. На это, в частности, указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе: участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Заявителем не приведены доказательства того, что отсутствует возможность выполнить работы в установленный срок.
На участие в закупке подано 2 заявки от участников закупки
Факт отсутствия у самого заявителя возможности исполнения им обязательств по контракту на предусмотренных им условиях не является доказательством нарушения Закона о контрактной системе.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Довод жалобы в части того, что заказчиком установлены требования к описанию участниками закупок в составе заявок химического состава и (или) компонентов товара, показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что ограничивает возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе, признан обоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, определяющим общие правила описания объекта закупки, в том числе для проведения открытого конкурса, при составлении описания объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, описание объекта закупки должно содержать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся его технических и качественных характеристик, которые установлены в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Необходимо отметить, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, действия заказчика в части излишней детализации описания объекта закупки, а именно подробного изложения требований к используемых при выполнении работ товарам, в том числе к веществам и компонентам, из которых они состоят, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в электронном аукционе.
В соответствии с требованиями аукционной документации в первой части заявки участник закупки должен предоставить, в том числе конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Описание объекта закупки аукционной документации содержит таблицу "Требования к основным используемым товарам".
Данная таблица содержит, в том числе следующее:
N |
Наименование |
Требуемые технические характеристики |
||||||||||
5 |
Пароизоляционный материал |
Состав: 100% полипропилен Разрывная нагрузка прод/попер. Н/5 см: от 128/104 Паропроницаемость, гр./м Водоупорность, мм.вод.ст,: больше или равна 1000 Температурный диапазон применения материала от -60 до + 80 0С |
||||||||||
6 |
Плиты теплоизоляционные |
теплоизоляционные плиты из минваты на синтетическом связующем со следующими характеристиками: плотность от 60 до 75 кг/м |
||||||||||
7 |
Паропроницаемый ветрозащитный материал |
Плотность, гр./м Разрывная нагрузка прод/попер. Н/5 см: от 125/95 до 177/129 Паропроницаемость, гр./м Водоупорность, мм.вод.ст,: не менее 1000 |
||||||||||
10 |
Гидро-пароизоляционный материал |
Разрывная нагрузка прод/попер. Н/5 см: от 197/119 по 1068/890 Паропроницаемость, гр./м Водоупорность, мм.вод.ст,: больше или равна 1000 |
||||||||||
18 |
Краски для внутренних работ или универсальные |
|
||||||||||
22 |
Плитка керамическая для пола |
По требованию ГОСТ 6787-2001 следующие показатели: (указать фактическое значение по результатам испытаний предлагаемой плитки) Водопоглощение, % (не более) 3,5 Износостойкость, степень, PEI (metod) от 3 до 4 Твердость глазури по Моосу (не менее) 6 |
||||||||||
23 |
Клей для керамической плитки |
Жизнеспособность раствора: около 5 часов Адгезия к бетону: не менее 0,5 МПа Время корректировки плитки: около 10 минут Рабочая температура в диапазоне: от +5°С до +25°С Термостойкость: до +80°С |
||||||||||
24 |
Оконный блок из ПВХ профиля |
Cопротивление теплопередаче (с установленным армированием) не менее 0,74 м2С/Вт. Объемная воздухопроницаемость (при Предел водонепроницаемости не менее 600Па. |
||||||||||
25 |
Монтажная пена |
Образование поверхностной пленки 10 минут (при 20 °C и отн. влажности 60%) Скорость отверждения около 30 мин. Температура использования в диапазоне: от +5°C до +30°C Плотность, не более 25 кг/м Термостойкость в диапазоне от - 40 °C до +100 °C (полностью отвержденная) Изоляционный фактор не менее 0,033 Вт/мК Сопротивление при растяжении не менее 0,180 MPa Сопротивление при сжатии не менее 0,06 MPa |
||||||||||
35 |
Насос центробежный |
Температура перекачиваемой жидкости в диапазоне T: -15...+90 °C Температура окружающей среды, макс. T: 40 °C |
||||||||||
56 |
Эмаль |
Время высыхания эмали до степени 3, ч, не более: - при температуре (20 - при температуре (70 Эластичность пленки при изгибе, мм, не более ................................................ 1 Твердость пленки эмали: - по маятниковому прибору М-3, условные единицы, не менее ............................... 0,4 Прочность пленки при ударе на приборе У-1, см, не менее ..................................... 50 Адгезия пленки, баллы, не более ............................................................................ 2 Стойкость пленки к статическому воздействию воды, ч, не менее ............................... 6 Стойкость пленки к статическому воздействию минерального масла, ч, не менее ........ 24 |
В соответствии с Решением Верховного суда Российской Федерации от 09.02.2017 года N АКПИ16-1287 суд поддержал позицию ФАС России (письмо N ИА/44536/16 от 01.07.2016 г.) о недопустимости требования от участников закупки чрезмерно детализированного описания товара, в том числе химического состава, компонентов товара, и (или) показателей технологии производства, испытания товара, и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Таким образом, действия заказчика, установившего излишние требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ, значения которых становятся известными в ходе испытаний, не соответствуют положениям пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Между тем, на момент рассмотрения настоящего дела у Комиссии Якутского УФАС России отсутствуют сведения о том, что допущенное нарушение повлияло на результаты осуществления закупки либо иным образом нарушили чьи-либо права и интересы.
В ходе проведения внеплановой проверки выявлено следующее.
Пунктом 7.6 проекта контракта установлено следующее:
"Заложенные денежные средства возвращаются Подрядчику в полном объёме (либо в части, оставшейся после удовлетворения требований Заказчика, а также в случае замены обеспечительного платежа на банковскую гарантию) в течение _____ (_____) рабочих дней с момента подписания Сторонами документов, подтверждающих надлежащее исполнение Подрядчиком своих обязательств по Контракту".
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Статьей 334 ГК РФ установлено, что в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества (предмета залога) преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит заложенное имущество (залогодателя).
При этом, согласно части 1 статьи 336 ГК РФ предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права, за исключением имущества, на которое не допускается обращение взыскания, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом.
Вместе с тем, внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта в виде залога частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе не предусмотрено.
Таким образом, заказчиком нарушено требование части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
На основании вышесказанного, Комиссия приняла решение, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "ТехноСтрой" частично обоснованной. Довод в части того, что заказчиком установлены требования к описанию участниками закупок в составе заявок химического состава и (или) компонентов товара, показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что ограничивает возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе, признан обоснованным.
3. Признать заказчика Администрацию муниципального района "Амгинский улус (район)" Республики Саха (Якутия) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, часть 27 статьи 34, пункт 1 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать заказчику Администрации муниципального района "Амгинский улус (район)" Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии М.Н. Мохначевская
Члены комиссии В.А. Данилова
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 17 октября 2017 г. N 06-1136/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2017