Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Яцковой Н.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Платоновой Э.Ю. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее также - ООО "Перспектива", Общество, заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заказчика муниципального казенного учреждения "Управление строительного комплекса муниципального района "Сунтарский улус (район)" Республики Саха (Якутия) (далее также - МКУ "Управление строительного комплекса" МР "Сунтарский улус" РС (Я), заказчик): не явились, уведомлены надлежащим образом, представлены письменные пояснения;
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" на действия заказчика МКУ "Управление строительного комплекса" МР "Сунтарский улус (район)" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту муниципальной автодороги Крестях-Хордогой на участке с 42 км по 46 км Сунтарского улуса Республики Саха (Якутия) (извещение N 0316300134417000044), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Перспектива".
Из текста жалобы заявителя следует следующее:
1. В нарушении Закона о контрактной системе заказчик установил ненадлежащую дату окончания срока предоставления разъяснения.
2. В нарушение Закона о контрактной системе заказчик не установил дополнительные требования к участникам электронного аукциона в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее также - Постановление Правительства РФ N 99).
Просят признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений заказчика следует следующее.
1. Не согласны с доводом заявителя, поскольку считают, что в аукционной документации установлена надлежащая дата окончания срока предоставления разъяснений.
2. Не согласны с доводом заявителя, поскольку считают, что предмет закупки (муниципальная автодорога) не входит в группу, включающую объекты капитального строительства, также не относится к временным постройкам, киоскам, навесам, и другим подобным стройкам. Следовательно дополнительное требование в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 99 не установлены.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) Извещение N 0316300134417000044 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 20.09.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 38 676 828, 04 руб.;
4) на участие в закупке подана 1 заявка от участника закупки,
5) единственный участник закупки признан соответствующим требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу заявителя обоснованной на основании следующего.
1. Довод заявителя в части установления ненадлежащей даты окончания срока предоставления разъяснений подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Материалами дела установлено, что в Извещении о проведении электронного аукциона N 0316300134417000044, размещенной в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru установлено, что дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе является 06.10.2017 год.
Пунктом 30 Информационной карты аукционной документации установлено, что датой окончания предоставления разъяснений положений аукционной документации является 02.10.2017 год.
Таким образом, заказчик в нарушение положений пункта 11 части 1 статьи 64 , части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установил ненадлежащую дату окончания предоставления разъяснений положений аукционной документации, поскольку запрос участник электронного аукциона может подать не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Довод заявителя признан обоснованным.
2. Довод заявителя в части не установления дополнительного требования к участникам закупки подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В целях реализации указанных положений Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 года N 99.
Согласно извещению N 0316300134417000044 от 20.09.2017 г. предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту муниципальной автодороги Крестях-Хордогой на участке с 42 км по 46 км Сунтарского улуса Республики Саха (Якутия), заказчиком в рамках данного электронного аукциона указан коды ОКПД 2: 42.11.10.120 - "Дороги автомобильные, в том числе улично-дорожная сеть, и прочие автомобильные и пешеходные дороги", также начальная (максимальная) цена контракта составляет 38 676 828, 04 рублей.
Материалами дела установлено, что извещение и аукционная документация не содержит дополнительного требования к участникам закупки к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1.
Пунктом 2 указанного Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года N 99 предусмотрено, что при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
При этом документами, подтверждающими данные требования, являются:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации).
Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Учитывая, что работы, на выполнение которых размещен электронный аукцион, относятся к коду 42 ОКПД 2 и начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 миллионов рублей, то при осуществлении данной закупки в силу частей 2 и 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в извещении и в положение аукционной документации должны быть установлены дополнительные требования к участникам закупки и перечень документов, подтверждающих данные требования в соответствии с пунктом 2 Приложения N1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года N 99.
Материалами дела установлено, что извещение и аукционная документация не содержит дополнительного требования к участникам закупки к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Таким образом, заказчиком в нарушение положений частей 2, 4, 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе не установил дополнительное требование к участникам закупки в извещении о проведении электронного аукциона и в положение аукционной документации.
Довод заявителя признан обоснованным.
На официальный запрос Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) заказчиком представлена заявка единственного участника закупки. Изучив, представленную заявку ООО "Меркурий", Комиссия пришла к выводу, что данным участником электронного аукциона не представил документы, подтверждающие наличие опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Жалоба ООО "Перспектива" признана обоснованной.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В соответствии с частью 13.1. статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Материалом дела установлено, что пункт 3.4. проекта контракта содержит следующее: "Заказчик оплачивает выполненные работы в течение 20 (двадцати) банковских дней с даты подписания акта о приемке выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и при условии своевременного выставления счета и счета-фактуры".
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ "Об исчислении времени" календарный день - это период времени продолжительностью двадцать четыре часа. Календарный день имеет порядковый номер в календарном месяце
При этом понятие "банковский день" в действующем законодательстве не раскрывается.
Таким образом, в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе проект контракта не включено обязательное условие о сроке оплаты.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия заказчика МКУ "Управление строительного комплекса" МР "Сунтарский улус (район)" РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту муниципальной автодороги Крестях-Хордогой на участке с 42 км по 46 км Сунтарского улуса Республики Саха (Якутия) (извещение N 0316300134417000044) обоснованной.
2. Признать заказчика МКУ "Управление строительного комплекса" МР "Сунтарский улус (район)" РС(Я) нарушившим часть 13 статьи 34, части 2, 4, 5 статьи 31, часть 4 статьи 65, пункт 11 части 1, часть 3 статьи 64, пункт 5 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику МКУ "Управление строительного комплекса" МР "Сунтарский улус (район)" РС (Я), аукционной комиссии заказчика предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесении.
Заместитель председателя комиссии М.Н. Мохначевская
Члены комиссии: Н.Н. Яцкова
Э.Ю. Платонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 16 октября 2017 г. N 06-1089/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2017