Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан 12.10.2017 г. поступила жалоба ООО "ЛУКОЙЛ-Интер-Кард" (далее - Заявитель) на действия ГУП "БАШАВТОТРАНС" РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (далее - Заказчик) при осуществлении закупки N 0101200009517002868 "Топливо дизельное Евро, ДТ-З-К5".
По мнению Заявителя, при осуществлении закупки нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно, заявитель считает, что в нарушение основополагающего принципа обеспечения конкуренции, установленного Законом N 44-ФЗ, размещенная Заказчиком Документация о Закупке содержит требования, направленные на необоснованное ограничение числа участников Закупок. "Таким образом, в соответствии с установленными требованиями Закупки с учетом предоставленных Заказчиком Разъяснений основным условием исполнения договора, заключенного по результату Закупки является обеспечение ежедневной заправки:
1) через стационарные автозаправочные станции, расположенные не более 1 километра от местонахождения филиала Заказчика,
или
2) мобильные модульные безоператорные автозаправочные станций (ММБАЗС), расположенные не более 1 километра от местонахождения филиала Заказчика.
Вместе с тем, Заявитель обращает внимание Башкортостанского УФАС России на следующее. 1. Стационарные автозаправочные станции, расположенные на расстоянии не более 1 километра от филиала Заказчика, находящегося по адресу РБ, г. Уфа, ул. Степана Злобина 31, принадлежат исключительно ПАО АНК "Башнефть". 2. Договор по размещению мобильных модульных безоператорных автозаправочных станций (ММБАЗС) на свободных площадках, имеющихся в филиалах Заказчика.3. по своей правовой природе является договором аренды. В соответствии пп. 1 п. 5 ст. 18 Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", государственное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной собственности, не вправе сдавать такой земельный участок в субаренду. Невозможность заключения договора субаренды подтверждено Заказчиком в рамках ранее направленного Заявителем в адрес Заказчика соответствующего запроса (письмо N юр/5 от 01.02.2016). Таким образом, правовые основания для заключение с Заказчиком договора по размещению мобильных модульных безоператорных автозаправочных станций (ММБАЗС) отсутствуют. Установленные Документацией о Закупке территориальные ограничения приводят к невозможности участия в Закупке Заказчика, чем грубо нарушаются предоставленные ему Законом N 44-ФЗ права и гарантии. Без внесения изменений в Документацию о Закупке по исключению содержащегося в ней территориального ограничения, Заказчиком необоснованно резко ограничивается круг потенциальных участников Закупки, что влечет грубейшее нарушение установленного Законом N 44-ФЗ основополагающего принципа обеспечения конкуренции".
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, уполномоченным органом была представлена информация по закупке N0101200009517002868.
Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя.
Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), изучив и рассмотрев представленные материалы дела и проведя внеплановую проверку в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
В Разделе N 1 Документации о Закупке (Наименование и описание закупки, Техническое задание) и Разделе N 3 Документации о Закупке (Проект договора на поставку топлива) Заказчик устанавливает требование, согласно которому: ежедневная заправка осуществляется через стационарные автозаправочные станции или мобильные модульные безоператорные автозаправочные станций (ММБАЗС) расположенные не более 1 километра от местонахождения филиала Заказчика, оснащенные топливораздаточным оборудованием для работы с топливными электронными пластиковыми картами или электронными ключами (смарт-тач). Местонахождение филиала Заказчика - РБ, г. Уфа, ул. Степана Злобина 31.
Согласно Протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 13.10.2017 N0101200009517002868-4 на участие в аукционе подана только одна заявка ООО 'РН-Карт'.
ГУП "Башавтотранс" РБ представлены возражения в которых отражено следующее: "в технической части вышеуказанных аукционов указал следующие требования: Ежедневная заправка осуществляется через стационарные автозаправочные станции или мобильные модульные безоператорные автозаправочные станций (ММБАЗС) расположенные не более 1 километра от местонахождения филиала Заказчика, оснащенные топливораздаточным оборудованием для работы с топливными электронными пластиковыми картами или электронными ключами (смарт-тач). Согласно абз. 4 Письма Министерства экономического развития Российской Федерации N Д28и-1138 от 07 мая 2015 г., Заказчик вправе территориально ограничивать удаленность места оказания услуг, указав границы административного округа (территориального образования) или в километрах. Заявитель в своей жалобе указывает на, то, что в случае размещения мобильных модульных безоператорных автозаправочных станций (ММБАЗС) между Заказчиком и Победителем закупки заключается договор субаренды земельного участка. Во-первых, ни один раздел вышеуказанных закупочных документаций не содержит в себе сведения о заключении договора субаренды земельного участка. Во-вторых, согласно условиям договоров аренды земельного участка заключенных между ГУП "Башавтотранс" РБ и Министерством земельных и имущественных отношений РБ, арендатор с письменного согласия арендодателя вправе передавать Участок в субаренду на условиях и в пределах срока настоящего договора, а также передавать свои права и обязанности по Договору третьим лицам".
Заказчиком представлена таблица из которой следует, что на расстоянии не более 1 километра от местонахождения филиала Заказчика (ул. Степана Злобина 31) находятся несколько АЗС. Заявителем представлена карта, на которой отражено, что маршрут от АЗС Заявителя до ул. Степана Злобина 31 - составляет 1, 2 км, в связи с чем, заявитель, считает, что он не подпадает под требования заказчика.
Согласно Письма Министерства экономического развития Российской Федерации N Д28и-1138 от 07 мая 2015 г., Заказчик вправе территориально ограничивать удаленность места оказания услуг, указав границы административного округа (территориального образования) или в километрах. При этом заказчик должен достигнуть цели осуществления закупки, не создавая дискриминационных условий для участников закупки, приводящих к ограничению конкуренции.
Установленное в Документации требование о наличии АЗС (либо ММБАЗС), расположенных на определенном удалении от места нахождения конкретного Заказчика, предполагает наличие у участника закупки соответствующего имущества в месте доставки.
В документацию об аукционе включены требования к участнику аукциона о наличии у него АЗС (либо ММБАЗС) ("Ежедневная заправка осуществляется через стационарные автозаправочные станции или мобильные модульные безоператорные автозаправочные станций (ММБАЗС) расположенные не более 1 километра от местонахождения филиала Заказчика, оснащенные топливораздаточным оборудованием для работы с топливными электронными пластиковыми картами или электронными ключами (смарт-тач)"), что прямо запрещено положениями части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Статьей 8 Закона о контрактной системе установлен принцип обеспечения конкуренции контрактной системы в сфере закупок.
Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, установленными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, из пункта 1 которой следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер и в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При указанных обстоятельствах, Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок установлено, что техническое задание документации об электронном аукционе составлено Заказчиком с нарушением требований вышеуказанной нормы Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 4.1 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь требованиями ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", положениями Приказа Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЛУКОЙЛ-Интер-Кард" на действия ГУП "БАШАВТОТРАНС" РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН при осуществлении закупки N 0101200009517002868 обоснованной.
2. Признать ГУП "БАШАВТОТРАНС" РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН нарушившим п.1 ч.1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу для принятия мер административного реагирования.
Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ по делу N ГЗ-788/17
19 октября 2017 г. г. Уфа, ул. Пушкина, 95
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
на основании своего Решения N ГЗ-788/17 от 19.10.2017 г. и на основании пункта 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
ПРЕДПИСЫВАЕТ
1. Министерство экономического развития Республики Башкортостан, ГУП "БАШАВТОТРАНС" РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН и оператору электронной площадки отменить все протоколы составленные в ходе проведения электронного аукциона N 0101200009517002868.
2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения п.1 данного предписания, уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе об отмене указанных протоколов.
3. Министерству экономического развития Республики Башкортостан, ГУП "БАШАВТОТРАНС" РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН внести изменения в аукционную документацию в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения N ГЗ-788/17 от 19.10.2017 г.
4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения п.3 данного предписания.
5. Заказчику установить новую дату приема и окончания приема заявок, новую дату проведения аукциона; оператору электронной площадки установить время проведения аукциона, уведомить участников закупки о дате окончания приема заявок, о дате и времени проведения аукциона, о возможности отзыва поданных заявок и подачи вновь, с учетом внесенных изменений в документацию об аукционе.
6. Оператору электронной площадки и Министерство экономического развития Республики Башкортостан, ГУП "БАШАВТОТРАНС" РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН завершить процедуру определения поставщика в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения N ГЗ-788/17 от 19.10.2017 г.
Предписание исполнить в семидневный срок с момента его получения.
В пятидневный срок с момента исполнения предписания проинформировать об этом Башкортостанское УФАС России с приложением копий документов, подтверждающих данный факт.
Неисполнение настоящего предписания в установленный срок влечет за собой ответственность согласно действующему законодательству.
Настоящее предписание может быть обжаловано в 3-месячный срок. Настоящее предписание может быть обжаловано в 3-месячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 19 октября 2017 г. N ГЗ-788/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2017