Резолютивная часть решения объявлена 19.10.2017 г.
Изготовлено в полном объеме 20.10.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Сангаджиева М.В. - председатель Комиссии, руководитель Калмыцкого УФАС России,
Тумудова Н.В. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
Мархадаева А.М.- член Комиссии, государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
в присутствии:
представителя Заказчика МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 2" г.Элисты - Терещенко М.В. (доверенность N 392 от 18.10.17г.),
представителя уполномоченного органа Администрации города Элисты - Хонинов Ю.В. (доверенность N ОН-1891/01-28 от 24.05.2017 г.);
в отсутствии представителя заявителя ООО "Центр поставок профит", который надлежащим образом уведомлены,
Рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО "Центр поставок профит",
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России 12.10.2017 г. поступила жалоба от ООО "Центр поставок профит" (далее - Заявитель), в которой обжалуются действия Заказчика МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 2 г.Элисты" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли 2-х этажной пристройки МБОУ "СОШ N 2" (реестровый номер извещения N 0105300000717000184).
Заявитель указывает, что положение документации аукциона заказчика содержит нарушения Федерального Закона N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Уведомлением от 16.10.2017 г. рассмотрение жалобы ООО "Центр поставок профит" назначено на 18 октября 2017 года в 11 часов 00 минут, а лица участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы ООО "Центр поставок профит".
В связи с изучением материалов дела Комиссия Калмыцкого УФАС России объявила перерыв по жалобе ООО "Центр поставок профит" на 19 октября 2017 года в 15 часов 00 минут.
19 октября 2017 года состоялось рассмотрение жалобы ООО "Центр поставок профит".
Комиссия Калмыцкого УФАС России, рассмотрев все имеющиеся материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, и проведя внеплановую проверку приходит к следующим выводам:
28.09.2017 года Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru размещено извещении N 0105300000717000184 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли 2-х этажной пристройки МБОУ "СОШ N 2". Начальная (максимальная) цена контракта - 3 014 860 (три миллиона четырнадцать тысяч восемьсот шестьдесят) рублей 00 копеек.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчик нарушил ч.1 ст.2 и п.3 ст.63 Закона о контрактной системы, в части сроков подачи заявок на участие.
В соответствии с ч.1 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссия Калмыцкого УФАС России установила, что Заказчиком МБОУ "СОШ N 2" 28 сентября 2017 года на официальном сайте РФ www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0105300000717000184 о проведении открытого аукциона в электронной форме, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту кровли 2-х этажной пристройки МБОУ "СОШ N 2".
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 014 860 (три миллиона четырнадцать тысяч восемьсот шестьдесят) рублей 00 копеек.
В извещении о проведении аукциона указано: дата и время начала подачи заявок: 28.09.2017 года 13:15, дата и время окончания подачи заявок: 13.10.2017 год в 09:00.
В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о контрактной системы, Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии с ч.1 ст.194 Гражданского кодекса РФ установлено, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Исходя из ч.3 ст.63, ч.1 ст.65 Закона о контрактной системы, днем окончания срока представления заявок должен быть день, который наступает после истечения соответственно пятнадцатого дня, начало отчета которого производится на следующий день после размещения извещения на официальном сайте.
Следовательно, начало исчисления пятнадцатого срока начинается с 28 сентября 2017 года, пятнадцатидневный срок заканчивается 13 октября 2017 года, окончание срока подачи должно быть установлено заказчиком не ранее чем 13 октября 2017 года 13 часов 15 минут.
Вместе с тем, в нарушении ч.3 ст.63 Закона о контрактной системы, Заказчиком в извещении указана дата и время срока подачи заявок 13 октября 2017 года 09 часов 00 минут, то есть срок публикации извещения на официальном сайте до даты окончания срока подачи заявок составил 14 дней, соответственно, срок подачи заявок для участников закупки сокращен на 1 день.
Таким образом, довод Заявителя Комиссия Калмыцкого УФАС России считает обоснованным.
2. Согласно доводу жалобы Общества следует, что Заказчик не указал в информационной карте ИКЗ.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Комиссия Калмыцкого УФАС России проанализировала документацию электронного аукциона установила, что в извещении N 035300014917000005 и в документации, а также в проекте контракта заказчиком указан идентификационный код закупки: " 173081413836808160100100150014391244 ", тем самым в действиях Заказчика не усматривается нарушения ч.1 ст.23 Закона о контрактной системы.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность указанного довода.
Таким образом, Комиссия Калмыцкого УФАС России, приходит к выводу, о необоснованности довода Заявителя.
3. Заявитель указывает в жалобе, что документация размещена в формате, не позволяющем произвести поиск и копирование отдельных фрагментов текста, что нарушает положения Закона N 44-ФЗ, данный довод Комиссия считает не обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
В соответствии с частью 4 статьи 4, а также статьей 7 Закона N 44-ФЗ в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок путем ее размещения в единой информационной системе.
Согласно ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом утверждены Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 646/21н "Об утверждении Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Пунктом 8 Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом" (далее - Положение) установлено, что программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать лицам, указанным в пункте 5 настоящего Положения, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств. Файлы аукционной документации не зашифрованы и не защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
В Положении отсутствуют требования о том, что файл аукционной документации должен быть размещен в формате, обеспечивающем возможность печати и копирования фрагментов текста.
Таким образом, информация, размещаемая на официальных сайтах с целью проведения аукциона, должна быть доступной. Однако Закон N 44-ФЗ и Положение не закрепляют, в каком именно формате она должна быть опубликована в сети Интернет.
Суды при рассмотрении аналогичных вопросов допускают наличие фонового рисунка в формате PDF, что подтверждается Определением Верховного суда Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N307-КГ15-17127.
Таким образом, исходя из анализа норм Закона N 44-ФЗ, Положения и судебной практики можно сделать вывод, что фоновый рисунок в техническом задании в формате PDF не ограничивает возможность ознакомления участников размещения заказа с документацией об аукционе, в связи с этим довод Заявителя не обоснован.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя в пункте 1 приложения N 1 к техническому заданию документации об Аукционе Заказчиком установлены избыточные требования к техническим характеристикам товаров.
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия установила, что Заказчиком в приложении к техническому заданию, в том числе для товара "кислород технический газообразный" установлены требуемый показатель Объемная доля водорода менее ноль целых шесть процентов, Объемная доля двуокиси угловода не нормируется.
При этом, участникам закупки не представляется возможным указать достоверные значения требуемых Заказчиком в документации об Аукционе показателей, так как участник закупки не обязан иметь в наличии товар, предлагаемый для использования при выполнении работ, на момент подачи заявки на участие в Аукционе, следовательно, требование к их указанию в составе заявки является избыточным требованием, что нарушает правило объективного характера описания объекта закупки.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Довод следующий: В документации об аукционе в описании объекта закупки в части требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров и материалов, используемых при выполнении работ, отсутствует требование к цвету поставляемых товаров и материалов, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, например:
РАЗДЕЛ IV. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ - Краска хв-один шесть один перхлорвиниловая фасадная. Отсутствие требования в документации по цвету поставляемого товара не позволяет однозначно определить соответствие закупаемого товара, установленным заказчиком требованиям, поскольку ни диапазон цвета, ни конкретные цвета поставляемого товара не определены.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Проанализировав требования аукционной документации, сформулированные в техническом задании на их соответствие требованиям ст. 33 Закона о контрактный системе, Комиссия Калмыцкого УФАС России усматривает в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 и п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Также в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 и п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в аукционной документации в п. 3 приложения технического задания устанавливает необъективное требование к цвету краски хв-один шесть один перхлорвиниловая фасадная. Из указанного требования невозможно установить какое именно значение по показателю "цвет" должен указать участник аукциона в составе первой части своей заявки, какая по цвету фасадная краска должна использоваться при выполнении работ.
Таким образом, довод Заявителя обоснован.
6. Заказчик подготовил документацию о закупке с нарушением ФЗ-44 части 3 статьи 33, чем ограничил возможность участия нас в качестве поставщиков, т.к. для предоставления нами надлежащего предложения и согласия на поставку товара и итогов выполнения работ по заданным критериям, нам необходимо приобрести и испытать всю партию товара заранее.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно Технической части документации об Аукционе установлены избыточные требования, а также требования к химическому составу материала, используемого при выполнении работ, например, такие как:
РАЗДЕЛ IV. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
2. Кислород технический газообразный
Объемная доля водяных паров не более ноль целых девять тысячных процентов
Объемная доля водорода менее ноль целых шесть процентов
3. Краска хв-один шесть один перхлорвиниловая фасадная
Рабочая вязкость по вз-два четыре шесть с диаметром сопла четыре миллиметра при нанесении кистью или валиком от тридцати пяти до семидесяти с., а при пневмораспылении от двадцати до тридцати с.-чтобы подтвердить Заказчику наше соответствие данному значению вязкости, прямым текстом установленным Заказчиком, а не опосредовано через стандарт, мы должны либо сами иметь лицензию и спецоборудование - вискозиметр ВЗ-246 - для проведения испытания, либо найти специализированную организацию, имеющую это все и оказывающую такие платные услуги, затем до подачи заявки закупить партию данного материала, испытать именно при указанных в требовании способах нанесения, получить документ о соответствии/несоответствии нашей партии данному требованию. Если не соответствует, то мы будем вынуждены закупать и испытывать новую партию
5. Растворитель марки р-четыре а/р-пять а
Массовая доля воды по Фишеру не более ноль целых семь десятых процента
Летучесть по этиловому эфиру от пяти до пятнадцати
Число коагуляции не менее двадцати четырех процентов
Температура вспышки в закрытом тигле не ниже минус восьми градусов Цельсия или минус трех градусов Цельсия
7. Электроды э четыре два
Характеристики: - во-первых, нижеуказанные требования установлены не к товару электроды, а к изделию из данного товара. А, во-вторых, мы не представляем, каким образом подтвердить соответствие данным значениям, прямо установленным Заказчиком
Временное сопротивление разрыву сорок два кг на квадратный миллиметр
Относительное удлинение не менее восемнадцати процентов
Ударная вязкость не менее восьми кг.м на квадратный сантиметр
Содержание в наплавленном металле серы не более ноль целых сорок тысячных процентов.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического и компонентного состава товара, а также результатов испытания таких товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений химического и компонентного состава, а также результате испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к описанию участниками закупки товаров, используемых при оказании услуг, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Довод Заявителя, о том, что Заказчик не указал в проекте контракта обязательное и существенное условие - срок выполнения работ:
Согласно п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию извещения о проведении закупки, в соответствии с которым в извещении, в том числе должны быть указаны сроки завершения работы.
Комиссия Калмыцкого УФАС России установила, что в извещении о проведении закупки, размещенном в ЕИС, указано, что "...Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг - 40 календарных дней с момента подписания контракта", в проекте контракта не установлены сроки завершения работ.
На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают требования пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия Калмыцкого УФАС России, исследовав представленные в материалах дела документы, заслушав доводы сторон, считает, что допущенные Заказчиком нарушения, являются достаточными основаниями для выдачи обязательного для исполнения предписания, направленное на аннулирование аукциона в электронной форме.
На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Центр поставки профит" - частично обоснованной.
2. Признать Заказчика МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 2" нарушившим ч.6 ст.31, 1 ч. 1 ст. 33, п.2 ч.42, ч.3 ст.63, п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об аннулирования электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли 2-х этажной пристройки МБОУ "СОШ N 2" (реестровый N 0105300000717000184).
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Сангаджиева М.В.
Члены комиссии Тумудова Н.В.
Мархадаева А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 20 октября 2017 г. N 08-10-215
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2017