Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобутуристической компании "Авентура" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Московской области "Межрегиональный центр компетенций - Техникум имени С.П. Королёва" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на повышение квалификации мастеров п/о МЦК с целью внедрения перспективных образовательных технологий, в том числе за рубежом и с приглашением зарубежных экспертов по компетенциям отрасли строительство (извещение N 0348200085417000079 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок- www.zakupki.gov.ru) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчиков при проведении Заказчиками Конкурса.
По мнению Заявителя, Конкурсная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте - 29.09.2017;
2) начальная максимальная цена контракта -8 500 000,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок- 07.11.2017;
4) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 09.11.2017;
1. Согласно доводу жалобы Заявителя,Заказчиком не установлены требования к участникам закупкио наличии лицензии на образовательную деятельность с правом реализации дополнительных образовательных программ.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень требований к участникам закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушении требований Закона о контрактной системе.
Согласно Техническомузаданию Заказчиком установлены требования к оказываемым услугам, в частности:
Общие требования к программе стажировки:
8.1.1. Программа должна составляться с учетом наиболее рационального использования выделяемых бюджетных средств на их реализацию.
8.1.2. Программа должна соответствовать квалификационным требованиям к профессиям и должностям обучаемых, быть оптимальной по длительности обучения, сочетанию лекционных и практических занятий, а также по видам и нормативам учебной нагрузки.
8.1.3. Программа должна быть ориентирована на современные инновационные образовательные технологии и средства обучения, в том числе модульность, активные методы, дифференцированное обучение, применение современных методов контроля и управления образовательным процессом.
8.1.4. Исполнитель разрабатывает учебно-методические материалы, необходимые для освоения и реализации программы, а также методические рекомендации для участников стажировки в виде лекций, презентаций, докладов.
8.1.5. Исполнитель самостоятельно производит подбор специалистов для подготовки учебно-методического материала и участия в процессе обучения участников стажировки.
Кроме того, установлены Требования к содержательной программе стажировки, включая тематический план стажировки:
1) Подробное описание британского сектора профессионального образования.
2) Общая информация о колледже, в котором проходит стажировка:
- количество студентов и преподавателей;
- профессии, получаемые в колледже;
- особенности учебных курсов и образовательных программ;
- планы занятий и проч.
3) Описание уникального опыта каждого колледжа в следующих областях:
- взаимодействие с AwardingBodies (органами, присваивающими квалификации);
- контроль над деятельностью колледжа со стороны государственного надзорного органа OFSTED (Управление стандартами в образовании);
- значение рейтинга OFSTED для формирования имиджа колледжа;
- взаимодействие с бизнес-средой и потенциальными работодателями выпускников;
- уровневая дифференциация в профессиональном образовании, представленная в колледже;
- особенности организации и проведения сертификационных экзаменов;
- подготовка студентов к участию в профессиональных соревнованиях;
- взаимодействие команды ILT колледжа с преподавательским составом и IT поддержка при организации учебного процесса;
- организация смешанного и дистанционного обучения;
- организация самостоятельной работы студентов с помощью технологий электронного обучения;
- работа по привлечению студентов в колледж;
- особенности набора абитуриентов;
- организация производственной практики.
В случае положительных результатов проверки отчета о прохождении стажировки Исполнитель выдает документ о прохождении стажировки.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). При этом дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
Согласно ч.12 ст.76 Закона об образовании дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки.
В силу ч.15 ст.76 Закона об образовании лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.
Исходя из вышеизложенного, предметом вышеуказанной закупки являются образовательные услуги, а именно организация реализации дополнительной профессиональной образовательной программы в форме стажировки.
В соответствии с п.40 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании" образовательная деятельность подлежит лицензированию. Согласно п.3 Постановления Правительства РФ N966 от 28 октября 2013 г. "О лицензировании образовательной деятельности" образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению. В упомянутый перечень входит, в том числе и реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством РФ Заказчик при проведении закупки на оказание услугпо организации повышения квалификации мастеров п/о МЦК с целью внедрения перспективных образовательных технологий, в том числе за рубежом и с приглашением зарубежных экспертов по компетенциям отрасли строительство обязан установить требование о наличии у участников закупки лицензии на образовательную деятельность с правом реализациидополнительных профессиональных программ повышения квалификации.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего требование о лицензировании в Конкурсной документации, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Изучив Конкурсную документацию Комиссия установила, что в критериях и порядке оценки заявок на участие в совместном конкурсе с ограниченным участием установлено:
II. НЕСТОИМОСТНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
2.Критерий оценки: Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Значимость критерия оценки: 40 %.
Коэффициент значимости критерия оценки: 0,4.
Максимальное количество баллов по данному критерию оценки- 100.
2.1. Показатель: Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами.
Значимость показателя: 50%
Коэффициент значимости показателя: 0,5.
Максимальное количество баллов по данному показателю: 100.
Значение показателя и порядок оценки:
Наличие у участника закупки на дату подачи заявки на участие в конкурсе трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг, которые будут привлечены к выполнению работ, оказанию услуг при исполнении контракта, являющегося предметом настоящего Конкурса.
Предметом оценки по данному показателю является количество специалистов у участника конкурса и имеющих высшее образование, планируемых к непосредственному привлечению к исполнению Контракта, являющегося предметом настоящего Конкурса. При этом обязательно наличие у участника следующих специалистов:
1. Преподаватель с ученой степенью доктора наук - не менее 2 человек.
2. Преподаватель с ученой степенью кандидата наук - не менее 5 человек.
Оцениваются предложения участников закупки, которые подтверждены документально.
В качестве документов, подтверждающих наличие специалистов и их квалификацию, должны быть представлены:
Для привлекаемых ключевых специалистов, состоящих в штате участника закупки по основному месту работы:
1. выписка из штатного расписания, либо заверенная копия штатного расписания участника осуществления закупки;
2. копии трудовых книжек;
3. копии соответствующих дипломов и/или аттестатов и/или удостоверений, явно подтверждающих сведения о наличии необходимого уровня образования, квалификации ключевых специалистов, привлекаемых для выполнения работ.
Для привлекаемых ключевых специалистов, не состоящих в штате участника закупки:
1. копии трудовых договоров, заключенных участником осуществления закупки с привлекаемыми ключевыми специалистами и/или иных гражданско-правовых договоров, заключенных между участником осуществления закупки и ключевыми специалистами, привлекаемыми для выполнения работ (оказания услуг).
2. копии соответствующих дипломов и/или аттестатов и/или удостоверений, явно подтверждающих сведения о наличии необходимого уровня образования, квалификации ключевых специалистов, привлекаемых для выполнения работ (оказания услуг).
Представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи и печати.
При предоставлении сведений и документов, подтверждающих наличие максимального количества ключевых специалистов, соответствующих установленному содержанию критерия, заявке на участие в конкурсе присваивается максимальное количество баллов по критерию (показателю).
Количество баллов рассчитывается по шкале:
- до 5 (включительно) специалистов - 0 баллов;
- от 6 до 10 (включительно) специалистов - 25 баллов;
- от 11 до 14 (включительно) специалистов - 50 баллов;
-от 15 до 17 (включительно) специалистов- 75 баллов;
- от 18 и более специалистов - 100 баллов.
В случае непредставления или не полного представления сведений и документов в отношении всего перечня специалистов, установленных согласно настоящему показателю заявки участника закупки по показателю присваивается 0 баллов.
Сведения об обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг предоставляются по форме 1.1. (Справка о квалификационно-кадровом составе) на участие в конкурсе, с приложением подтверждающих документов.
2.2.Показатель Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Значимость показателя: 50%
Коэффициент значимости показателя: 0,5.
Максимальное количество баллов по данному показателю: 100.
Значение показателя и порядок оценки:
Наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема за период с 01 января 2014 года по 2017 год (включительно), при этом сумма каждого из контрактов/договоров, принимаемых к оценке - не менее 10 % от суммы начальной максимальной цены контракта.
Под выполнением работ, оказанием услуг сопоставимого характера понимается успешно выполненные контракты (договоры), заключенные на выполнение работ, оказание услуг по организации повышения квалификации специалистов, в том числе стажировок, с целью внедрения перспективных образовательных технологий, в том числе за рубежом и с приглашением зарубежных экспертов.
Количество баллов рассчитывается по шкале:
- 1 (включительно) контракт (договор) - 0 баллов;
- от 2 до 3 (включительно) контрактов (договоров) - 25 баллов;
- от 4 до 6 (включительно) контрактов (договоров) - 50 баллов;
- от 7 до 9(включительно) контрактов (договоров)- 75 баллов;
- более 10 контрактов (договоров) - 100 баллов.
При этом, порядок оценки, установленный в Конкурсной документации, не позволяет участникам закупки установить пропорциональную зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критериям"Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами", "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком пунктов 4 и 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в части утверждения Конкурсной документации, не содержащей надлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе и надлежащей инструкции по их заполнению.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Туристическая компания "Авентура"обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пунктов 4, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчикам, Уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных правонарушений.
4. Передать материалы дела от 18.10.2017 N 07-24-17294эп/17 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Московского областного УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 18 октября 2017 г. N 07-24-17294эп/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2017