Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Новострой" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Заказчик), ФГБУ"Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория"(далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, аукционной комиссией ФГБУ"Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория" (далее - Аукционная комиссия), ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции здания ФГБУ "Иркутская МВЛ" в целях размещения лабораторного блока (корпуса) соответствующего уровня биологической защиты для работы с возбудителями АЧС и иными опасными болезнями животных по адресу: г. Иркутск, ул. Боткина,4 (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0334100007617000020) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом,Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, выразившимися в установлении в документации об Аукционе ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, неустановлении надлежащих условий эквивалентности в случае указания на товарный знак в документации об Аукционе, а также установления ненадлежащим образом параметров эквивалентности.
Представитель Уполномоченного органа не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 04.09.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 605 189 539,2 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
6) дата проведения Аукциона - 26.10.2017.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 26 информационной карты документации об Аукционе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе, и инструкция по ее заполнению" установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать: согласие участника Аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным инструкцией.
Приложением N 2 к информационной карте документации об Аукционе "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" (далее - Инструкция), в том числе установлено, что при подаче заявки участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в техническом задании части IV "Техническая часть" документации об Аукционе.
Таким образом, руководствуясь Инструкцией, участник должен предоставить в составе первой части заявки сведения в отношении всех товаров с указанием единиц измерения, наименований показателей, технических, функциональных параметров, содержащихся в техническом задании части IV "Техническая часть" документации об Аукционе.
Вместе с тем, изучив документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, чтоТехническое задание части IV "Техническая часть" документации об Аукционе не содержит конкретного перечня товаров с указанием единиц измерения, наименований показателей, технических, функциональных параметров, необходимых для представления в составе заявки, кроме того техническое задание состоит из описательной части, что, по мнению Комиссии, препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, так как Инструкция не позволяет определить какие именно товары, указанные в техническом задании части IV "Техническая часть" документации об Аукционе, подлежат описанию и представлению участниками закупки в составе первой части заявки.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционененадлежащим образом установлена Инструкция, поскольку не содержит указания на то, показатели каких именно товаров, содержащихся в техническом задании документации об Аукционе, участнику необходимо указать в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. В техническом задании документации об Аукционе содержатся следующие положения:"Если заказчиком в тексте документации и приложениях к ней упоминаются товарные знаки, то заказчик допускает использование товаров с такими товарными знаками и их эквиваленты вне зависимости от наличия или отсутствия по тексту документации и приложений к ней слов "или эквивалент".
Здесь и в иных случаях по тексту документации и приложениях к ней при использовании в описании товара указания на товарный знак со словами эквивалент, так и без слов "или эквивалент" критериями определения соответствия являются характеристики товара, с помощью которых описывает данный товар производитель".
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционене содержит надлежащих условий эквивалентности в случае указания на товарный знак в документации об Аукционе, а также ненадлежащим образом установлены параметры эквивалентности, позволяющие определить соответствие закупаемого товара потребностям Заказчика, Уполномоченного органа.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органане соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Кроме того, при проведении внеплановой проверки Комиссией выявлено следующее нарушение Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, а также конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 23.10.2017 N 0334100007617000020-3 участнику закупки с порядковым номером заявки "3" отказано в допуске к участию в Аукционе на основании непредоставления сведений в отношении ряда товаров, указанных в техническом задании части IV "Техническая часть" документации об Аукционе, наименования страны происхождения.
Вместе с тем, учитывая, что Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлена Инструкция, которая не содержит указания на то, показатели каких именно товаров, содержащихся в техническом задании документации об Аукционе, участнику необходимо указать в составе первой части заявки на участие в Аукционе, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет корректно заполнить заявку на участие в Аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, выразившиеся в отказе участнику с порядковым номером "3" в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Новострой" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передатьматериалы дела от 24.10.2017 N К-1402/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 октября 2017 г. N К-1402/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2017