Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Гермес" на действия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении конкурсной комиссией Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия), Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по развитию и оказанию услуг по сопровождению системы электронного документооборота Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "СЭДО Минсельхоза России" (СЭДО) (Для субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций)(номер извещения - 0173100006417000248)(далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурсной комиссией, Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1. Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе (далее - Порядок оценки) по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Критерий N 2).
2. Заказчиком в пункте 4 технического задания "Обеспечение второй линии технической поддержки" Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен срок выполнения работ.
Представители Заказчикане согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 28.09.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 16 150 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 19.10.2017;
5) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
6) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
7) победителем Конкурса признано ООО "Диджитал Дизайн" с предложением о цене контракта 16 150 000 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий Порядок оценки по Критерию N 2, который, по мнению Заявителя, не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 8 Правил, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена контракта - значимость критерия: 30 %.
2) Критерий N 2 - значимость критерия: 60 %.
3) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - Критерий N 3) - значимость критерия 10 %.
Согласно Порядку оценки, по Критерию N 2 оценке подлежат предложение участников закупки по методологии и технологии выполнения работ и оказания услуг и предложения, учитываемые для целей расчета количества баллов должны удовлетворять критериям квалифицированности и значимости для Заказчика.
Значимыми считаются такие предложения, которые содержат сведения о том, как именно участник конкурса собирается выполнять работы, оказывать услуги (какими методами, в какой последовательности, какие содержательные результаты будут получены и т.п.), указанные в Части VI технического задания Конкурсной документации.
Квалифицированными предложениями считаются значимые предложения, указанные в Части VI технического задания Конкурсной документации, обоснованные с точки зрения действующих нормативных документов, современных методик и стандартов.
Оценка предложений участников по Критерию N 2 оцениваются в соответствии с таблицей N 1:
Характеристика предложения по показателю |
Значение в баллах |
||
Наличие описания, удовлетворяющего требованиям квалифицированности и значимости |
Отсутствие описания, удовлетворяющего требования квалифицированности и значимости, или наличие описания, не удовлетворяющего требования квалифицированности и значимости |
||
Квалифицированные и значимые предложения участника Конкурса по пунктам технического задания Конкурсной документации |
70 |
0 |
|
Квалифицированные и значимые предложения участника Конкурса по пунктам технического задания Конкурсной документации |
15 |
0 |
|
Квалифицированные и значимые предложения участника Конкурса по пунктам технического задания Конкурсной документации |
15 |
0 |
|
Всего |
100 |
|
По мнению Комиссии, Порядок оценки по Критерию N 2 не позволяет выявить лучшее исполнение контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлен исчерпывающий перечень требований к содержанию значимого предложения, а также надлежащим образом не установлен предмет оценки, позволяющий определить какие сведения, представленные в составе заявок участников Конкурса, в рамках Критерия N 2 подлежат оценке, а какие не оцениваются, в связи с чем, оценка заявок на участие в Конкурсе в рамках Критерия N 2 может быть осуществлена Конкурсной комиссией по своему усмотрению и не в равной степени ко всем участникам Конкурса.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки по Критерию N 2 нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в пункте 4 технического задания Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен срок выполнения работ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 4 технического задания "Обеспечение второй линии технической поддержки" Конкурсной документации, период оказания вышеуказанной услуги: "По мере возникновения необходимости с момента подписания контракта по 31.12.2016 года включительно".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанная дата установлена в Конкурсной документации в связи с технической ошибкой.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно Порядку оценки, в рамках Критерия N 3 оценке подлежат опыт участника конкурса по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема относительно предмета данного конкурса (за последние 5 лет) (далее - Показатель N 3.1) и квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг (далее - Показатель N 3.2).
По Показателю N 3.1 в рамках Критерия N 3 оценке подлежат работы и услуги сопоставимого характера и объема, а именно реализованные проекты по выполнению работ, оказанию услуг по развитию и сопровождению информационных систем и с объемом работ, услуг, соответствующих указанным в разделе III Конкурсной документации, по одному государственному контракту (гражданско-правовому договору) (в рамках одного календарного года для многолетних контрактов при наличии отдельного акта о завершении работы в учитываемом году), заключенный с федеральным бюджетным/автономным учреждением либо органом исполнительной власти Российской Федерации.
По мнению Комиссии, Порядок оценки по Показателю N 3.1 в рамках Критерия N 3 не позволяет выявить лучшее исполнение контракта, поскольку участнику закупки не представляется возможным прийти к выводу, какой объем услуг является сопоставимым с соответствующими требованиями Конкурсной документации, в связи с тем, что положениями Конкурсной документации не раскрывается сопоставимость соответствующим объемов услуг, а также какой объем услуг, указанный в заявке на участие в Конкурсе подлежит оценке Конкурсной комиссией, а какой не оценивается.
По Показателю N 3.2 в рамках Критерия N 3 оценке подлежат подтвержденные сведения о специалистах, которых участник закупки предполагает привлечь к выполнению работ (оказанию услуг) в рамках исполнения осуществляемой закупки, имеющих ученую степень кандидата или доктора технических или экономических или сельскохозяйственных или географических или педагогических наук.
При этом, сведения о вышеуказанных специалистах подтверждаются участником Конкурса путем предоставления сведений в соответствии с формой N 4.7 Конкурсной документации.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что форма N 4.7 в Конкурсной документации не содержится, а также отсутствуют сведения в отношении документов, которые участнику Конкурса необходимо предоставить в качестве подтверждения сведений о привлекаемых специалистах по Показателю N 3.2.
Представители Заказчика на заседании Комиссии подтвердили, что форма N 4.7 отсутствует в Конкурсной документации, а также не пояснили какими сведениями и документами подтверждается информация о привлекаемых участником Конкурса специалистах по Показателю N 3.2.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий Порядок оценки по Критерию N 3, что является нарушением пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Гермес" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушенияпункта 1 части 1 статьи 50, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 24.10.2017 N К-1406/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N K - 1406/17 о нарушении
законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
24.10.2017 |
Москва |
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании решения Комиссии от 24.10.2017 по делу N К-1406/17, принятого по итогам рассмотрения жалобы ООО "Гермес" ООО "Гермес" на действия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении конкурсной комиссией Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия), Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по развитию и оказанию услуг по сопровождению системы электронного документооборота Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "СЭДО Минсельхоза России" (СЭДО) (Для субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций) (номер извещения - 0173100006417000248) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Конкурсной комиссии отменить протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 24.10.2017 N ПВК1, протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 20.10.2017 N ПРО1 (далее - Протоколы), разместить в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) информацию об отмене Протоколов, а также вернуть участникам закупки ранее поданные ими заявки на участие в Конкурсе с уведомлением о прекращении действия указанных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Конкурсе.
2. Заказчику не позднее 5 рабочих дней со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания вернуть участникам закупки, подавшим заявки на участие в Конкурсе, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе.
3. Заказчику:
- привести Конкурсную документацию в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 24.10.2017 по делу N К-1406/17, а также разместить соответствующую документацию в ЕИС;
- назначить новую дату вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в Конкурсе, дату рассмотрения заявок на участие в Конкурсе и дату подведения итогов Конкурса, а также разместить в ЕИС информацию об указанных датах. При этом срок подачи заявок на участие в Конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в ЕИС соответствующей Конкурсной документации до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе такой срок составлял не менее чем 10 рабочих дней.
4. Заказчику, Конкурсной комиссии осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 24.10.2017 по делу N К-1406/17.
5. Заказчику, Конкурсной комиссии в срок до 07.11.2017 исполнить настоящее предписание и представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (499) 755-23-24, а также по электронной почте dedkova@fas.gov.ru.
Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 октября 2017 г. N К-1406/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2017