Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия,рассмотрев жалобу МОО "Единство и Честь" (далее - Заявитель) на действия Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ОАО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и санитарному содержанию военных городков N 41, 42, 660, 31, 521, 18, 500, 522, 533, 30, 32, 808, б/н "Калчуга", ФГКОУ "МКК Пансион воспитанниц МО РФ" Министерства обороны Российской Федерации в 2017-2018 годах. (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0173100004517001545) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен объем выполняемых работ, оказываемых услуг;
2. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлены этапы оплаты оказанных услуг;
3. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей сырья, компонентного состава товаров, используемых при выполнении работ, а также показателей результатов испытания таких товаров;
4. Заказчиком неправомерно объединены в один лот лицензируемые и не лицензируемые виды работ, услуг.
Представители Заказчика частично согласились с доводами Заявителя.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукцион размещено в ЕИС - 02.10.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 385 718 492,99 рубля;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 27.10.2017;
1. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен объем выполняемых работ.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что пунктом 7, 8, 10, 11 Приложения N 2 (НиООЗ) к Техническому заданию документации об Аукционе Заказчиком установлен перечень работ, услуг и периодичность их выполнения по устранению аварийных ситуаций, техническому обслуживанию, санитарному содержанию. Кроме того, пунктами 1.1, 3 Приложения N 2 (НиООЗ) к Техническому заданию документации об Аукционе установлен перечень объектов, подлежащих комплексному техническому обслуживанию и санитарному содержанию с указанием площади таких объектов. При этом стоимость и объем работ рассчитывается исходя из площади помещений, указанных в пунктах 1.1, 3 Приложения N 2 (НиООЗ) к Техническому заданию документации об Аукционе к проекту государственного контракта документации об Аукционе.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил и не представил доказательств в составе жалобы, свидетельствующих о том, что Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен объем выполняемых работ.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлены этапы оплаты оказанных услуг.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Пунктом 1.1.10 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что "расчетный период - установленный Контрактом регулярный и периодичный отрезок времени (один календарный месяц, начало которого определяется с 00.00 часов 1-го дня календарного месяца и заканчивается в 24.00 часа последнего дня этого месяца), по окончании которого производятся расчеты за оказанные Исполнителем Услуги".
Пунктом 9.3 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что "оплата за фактически оказанные Услуги осуществляется Заказчиком в пределах средств, установленных в подпункте 4.1.1. пункта 4.1. Контракта, в срок не более 30 (тридцати) дней с даты подписания РПГЗ Акта сдачи-приёмки оказанных Услуг, но не ранее 25 января 2018 г., при условии предоставления Исполнителем Заказчику, с учётом соблюдения сроков, установленных в разделе 7 Контракта, следующих документов:
Сводных актов за расчетный период (месяц) в 1 (одном) экземпляре;
Счета-фактуры по каждому Сводному акту;
Сводного счета на сумму, указанную в реестре счетов-фактуры;
Реестра счетов-фактур
На всех документах, указанных в настоящем разделе Контракта, обязательно должны быть указаны наименования Заказчика, Исполнителя, номер и дата Контракта, даты оформления и подписания документов. Одновременно должны быть предоставлены электронные копии документов на диске CD-R, указанных в настоящем разделе Контракта, а также копия Контракта (при первом предъявлении документов на оплату), созданные посредством сканирования в соответствии с требованиями Порядка учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 221н, в формате JPEG (изображение черно-белое, размер одной отсканированной страницы формата А4 не более - 1240 точек на 1754 точки, разрешение сканирования не более 150 DPI на дюйм)".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что приемка и оплата выполненных работ осуществляется ежемесячно на основании документов, установленных в пункте 9.3 проекта государственно контракта документации об Аукционе, при этом Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика устанавливать этапы оплаты оказанных услуг при осуществлении закупки на техническое обслуживание и санитарное содержание зданий.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил и не представил доказательств в составе жалобы, свидетельствующих о том, что Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлены этапы оплаты оказанных услуг.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, технологических процессов изготовления указанных товаров, а также показателей результатов испытания таких товаров.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В Таблице 2 Приложения А Технического задания документации об Аукционе установлены, в том числе, например, следующие требования к товарам:
- пункт 7 "Монтажная пена": "Вторичное расширение однокомпонентной пены должно быть менее 150 %. Плотность пены должна быть менее 35 кг/м3. Теплопроводность пены менее 0,05 Вт/(мК)";
- пункт 10 "Грунтовка алкидная": "Грунтовка должна быть в виде суспензии пигментов и наполнителей в лаке на основе алкидных глицерофталатных смол с добавлением растворителей, сиккатива и стабилизирующих веществ. Пленка грунтовки устойчива к изменению температуры от минус 50 до плюс 60 или от минус 45 до 60 °С. Пленка грунтовки при шлифовании должна образовывать ровную поверхность. Разбавители должны быть сольвент, ксилол, смесь сольвента с нефрасом-С4-155/200, смесь ксилола с нефрасом-С4-155/200, РЭ-4В";
- пункт 36 "Стекло листовое": "Коэффициент направленного пропускания света не менее 0,87. Оптические искажения в отраженном свете не более 5 мм. Показатель преломления не более 1,5. Прочность на сжатие не более 900 и более 700 МПа";
- пункт 45 "Мастика гидроизоляционная": "Прочность сцепления с бетоном должна быть не менее 0,5 МПа. Условная прочность должна быть не менее 3,5 кгс/см2";
- пункт 52 "Краска тип 2": "Массовая доля пленкообразующего вещества не менее 12,5 %. Массовая доля летучих веществ менее 13 %. Степень перетира не более 50 мкм. Укрывистость невысушенной пленки менее 65 г/м2. Стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре (202) °С должно быть не менее 2 ч. Максимальная эластичность пленки при изгибе не более 1 мм";
- пункт 57 "Портландцемент белый": "Максимальное содержание гидрофобизующей добавки в пересчете на сухое вещество добавок не более 0,5 % массы цемента. Максимальное содержание активных минеральных добавок осадочного происхождения не более 10 % массы. Максимальное содержание добавок-наполнителей не более 10 % массы";
- пункт 61 "Доводчик дверной тип 2": "Максимальный момент открывания между 0° и 60° не менее 47 Нм. Минимальный КПД доводчика между 0° и 4° не менее 55 %. Минимальный момент закрывания между 88° и 90° не менее 6 Нм. Максимальный момент закрывания между 0° и 4° не менее 26 Нм" и другие.
На заседании Комиссии представители Заказчика согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении закупки допущена техническая ошибка.
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели сырья, веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также технологических процессов изготовления указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара, результатах испытаний такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, установившеготребования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, оказании услуг, технологических процессов изготовления указанных товаров, а также показателей результатов испытания таких товаров в документации об Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты проведения закупки, поскольку по указанным основаниям ни одна заявка не была отклонена.
4. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком неправомерно объединены в один лот лицензируемые и не лицензируемые виды работ, а именно услуги по вывозу твердых коммунальных отходов и услуги по комплексному техническому обслуживанию и санитарному содержаниюзданий.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется на основании лицензии в соответствии с Федеральным законом от 04.04.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно подпункту 5 пункта 5 извещения об Аукционе, пункту 3 Приложения N 2 Технического задания документации об Аукционе в объект закупки включены услуги по вывозу твердых коммунальных отходов.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что объект закупки установлен в соответствии с потребностью Заказчика. При этом в состав услуг по вывозу твердых коммунальных отходов входит только вывоз отходов V класса опасностинеподлежащий лицензированию.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей не обеспечил и не представил доказательств в составе жалобы, свидетельствующих о том, что Заказчиком неправомерно объединены в один лот лицензируемые и не лицензируемые виды работ.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу МОО "Единство и Честь" обоснованной в части установления Заказчиком требований к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, оказании услуг, технологических процессов изготовления указанных товаров, а также показателей результатов испытания таких товаров.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты проведения закупки, предписание не выдавать.
4. Передать материалы от 24.10.2017 по делу N К-1410/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 октября 2017 г. N К-1410/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2017