Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),рассмотрев жалобу ООО "Климат-Экспресс" (далее - Заявитель) на действия Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ОАО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и санитарному содержанию военных городков N 41, 42, 660, 31, 521, 18, 500, 522, 533, 30, 32, 808, б/н "Калчуга", ФГКОУ "МКК Пансион воспитанниц МО РФ" Министерства обороны Российской Федерации в 2017-2018 годах. (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0173100004517001545) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, в части применения слов, словосочетаний "выше_", "не более_", "не менее_", "или", "должен (-но, -ны, -на) быть", "в интервале".
2. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей сырья, компонентного состава товаров, используемого при выполнении работ, а также показателей результатов испытания таких товаров;
3. Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ, оказании услуг;
4. Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе неправомерно не установлен объем товаров, используемых при выполнении работ, оказании услуг.
Представители Заказчика частично согласились с доводами Заявителя.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукцион размещено в ЕИС - 02.10.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 385 718 492,99 рубля;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 27.10.2017;
1. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, в части применения слов, словосочетаний "выше_", "не более_", "не менее_", "или", "должен (-но, -ны, -на) быть", "в интервале", что не позволяет определить потребности Заказчика и заполнить заявку на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее:
1) "В случае установления соответствующего минимального значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний/символов "более_", "выше", ">", "не ", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, не равное и превышающее установленное минимальное значение показателя товара без использования слов/словосочетаний/символов "более", "выше", ">", "не ", если документацией об аукционе в электронной форме и настоящей инструкцией не предусмотрено иное";
2) "В случае установления соответствующего минимального значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний/символов "не менее", "не ниже", "", "не <", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, равное или превышающее установленное минимальное значение показателя товара без использования слов/словосочетаний/символов "не менее", "не ниже", "", "не <", если документацией об аукционе в электронной форме и настоящей инструкцией не предусмотрено иное";
3) "В случае установления соответствующего максимального значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний/символов "не более", "не выше", "", "не >", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, равное или не превышающее установленное максимальное значение показателя товара без использования слов/словосочетаний/символов "не более", "не выше", "", "не >", если документацией об аукционе в электронной форме и настоящей инструкцией не предусмотрено иное";
4) "В случае установления вариантов значений показателя с применением слов/знаков "или", "и/или", "\", ";", потребностям Заказчика удовлетворяет каждый из вариантов таких значений (что обусловлено технологическими и функциональными особенностями товара, используемого при выполнении работ, и связано с тем, что в зависимости от определенных параметров требуемого товара, он может обладать конкретным значением или несколькими значениями, которые удовлетворяют потребностям заказчика); в случае использования "или", "\", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать одно из альтернативных значений показателя, если документацией об аукционе в электронной форме и настоящей инструкцией не предусмотрено иное";
5) "Все значения и выражения, заключенные в скобки и/или следующие после словосочетаний "должен(-но;-ны;-на) быть", "в интервале" являются неконкретными, и не могут изменяться; указываются без изменения, в соответствии с требованиями, установленными в описании объекта закупки, даже если это противоречит вышеуказанным правилам, за исключением случаев, когда в скобки заключены обоснования применения показателя и в случаях, когда показатель является несоответствующей характеристикой товара для выбранного значения показателя, который он вправе не указывать в соответствии с выбранной альтернативой".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что установленная инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе в части применения слов, словосочетаний "выше_", "не более_", "не менее_", "или", "должен (-но, -ны, -на) быть", "в интервале"не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей не обеспечил и не представил доказательств в составе жалобы, свидетельствующих о том, что Заказчиком установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе в части применения слов, словосочетаний "выше_", "не более_", "не менее_", "или", "должен (-но, -ны, -на) быть", "в интервале".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, технологических процессов изготовления указанных товаров, а также показателей результатов испытания таких товаров.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В Таблице 2 Приложения А Технического задания документации об Аукционе установлены, в том числе, например, следующие требования к товарам:
- пункт 7 "Монтажная пена": "Вторичное расширение однокомпонентной пены должно быть менее 150 %. Плотность пены должна быть менее 35 кг/м3. Теплопроводность пены менее 0,05 Вт/(мК)";
- пункт 10 "Грунтовка алкидная": "Грунтовка должна быть в виде суспензии пигментов и наполнителей в лаке на основе алкидных глицерофталатных смол с добавлением растворителей, сиккатива и стабилизирующих веществ. Пленка грунтовки устойчива к изменению температуры от минус 50 до плюс 60 или от минус 45 до 60 °С. Пленка грунтовки при шлифовании должна образовывать ровную поверхность. Разбавители должны быть сольвент, ксилол, смесь сольвента с нефрасом-С4-155/200, смесь ксилола с нефрасом-С4-155/200, РЭ-4В";
- пункт 36 "Стекло листовое": "Коэффициент направленного пропускания света не менее 0,87. Оптические искажения в отраженном свете не более 5 мм. Показатель преломления не более 1,5. Прочность на сжатие не более 900 и более 700 МПа";
- пункт 45 "Мастика гидроизоляционная": "Прочность сцепления с бетоном должна быть не менее 0,5 МПа. Условная прочность должна быть не менее 3,5 кгс/см2";
- пункт 52 "Краска тип 2": "Массовая доля пленкообразующего вещества не менее 12,5 %. Массовая доля летучих веществ менее 13 %. Степень перетира не более 50 мкм. Укрывистость невысушенной пленки менее 65 г/м2. Стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре (202) °С должно быть не менее 2 ч. Максимальная эластичность пленки при изгибе не более 1 мм";
- пункт 57 "Портландцемент белый": "Максимальное содержание гидрофобизующей добавки в пересчете на сухое вещество добавок не более 0,5 % массы цемента. Максимальное содержание активных минеральных добавок осадочного происхождения не более 10 % массы. Максимальное содержание добавок-наполнителей не более 10 % массы";
- пункт 61 "Доводчик дверной тип 2": "Максимальный момент открывания между 0° и 60° не менее 47 Нм. Минимальный КПД доводчика между 0° и 4° не менее 55 %. Минимальный момент закрывания между 88° и 90° не менее 6 Нм. Максимальный момент закрывания между 0° и 4° не менее 26 Нм" и другие.
На заседании Комиссии представители Заказчика согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении закупки допущена техническая ошибка.
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели сырья, веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также технологических процессов изготовления указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара, результатах испытаний такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, установившеготребования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, оказании услуг, технологических процессов изготовления указанных товаров, а также показателей результатов испытания таких товаров в документации об Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты проведения закупки, поскольку по указанным основаниям ни одна заявка не была отклонена.
3. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ, оказании услуг, а именно установлены требования соответствия таких товаровтехническим регламентам, таким как ГОСТ 16363-98 "Средства огнезащитные для древесины. Методы определения огнезащитных свойств", ГОСТ 9980.4 "Материалы лакокрасочные. Маркировка", ГОСТ 4.233-86 "Система показателей качества продукции. Строительство. Растворы строительные. Номенклатура показателей", ГОСТ 31189-2015 "Смеси сухие строительные. Классификация", которые не регулируют качественные и технические характеристики товаров, используемых при выполнении работ, оказании услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с Приложением N 2 Технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлены следующие требования:
- "Товар под номерами 2, 3 в Приложении А Таблице 2 должен соответствовать ГОСТ 16363-98";
- "Товар под номером 76, 84 в Приложении А Таблице 2 должен соответствовать ГОСТ 4.233-86"
- "Товары под номерами 2, 29, 76, 84 в Приложении А Таблице 2 должен соответствовать ГОСТ 31189-2015".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования к товарам, используемым при выполнении работ, оказании услуг, установлены в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречат нормам Закона о контрактной системе. При этом Приложение N 2 Технического задания документации об Аукционе не устанавливает требование о соответствии какого-либо товара положениям ГОСТ 9980.4.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей не обеспечил и не представил доказательств в составе жалобы, свидетельствующих о том, что Заказчикомв Техническом задании документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ, оказании услуг.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе неправомерно не установлен объем товаров, используемых привыполнении работ, оказании услуг.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что пунктом 7, 8, 10, 11 Приложения N 2 (НиООЗ) к Техническому заданию документации об Аукционе Заказчиком установлен перечень работ, услуг и периодичность их выполнения по устранению аварийных ситуаций, техническому обслуживанию, санитарному содержанию. Кроме того, пунктами 1.1, 3 Приложения N 2 (НиООЗ) к Техническому заданию документации об Аукционе установлен перечень объектов, подлежащих комплексному техническому обслуживанию и санитарному содержанию с указанием площади таких объектов. При этом стоимость и объем работ рассчитывается исходя из площади помещений, указанных в пунктах 1.1, 3 Приложения N 2 (НиООЗ) к Техническому заданию документации об Аукционе к проекту государственного контракта документации об Аукционе.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил и не представил доказательств в составе жалобы, свидетельствующих о том, что Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен объем выполняемых работ.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Климат-Экспресс"обоснованной в части установления Заказчиком требований к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, оказании услуг, технологических процессов изготовления указанных товаров, а также показателей результатов испытания таких товаров.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты проведения закупки, предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 24.10.2017 по делу N К-1410/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 октября 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2017