Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),рассмотрев жалобу ООО "Квант" (далее - Заявитель) на действия Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Министерства обороны Российской Федерации (далее - Аукционная комиссия), ОАО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и санитарному содержанию фондов санаторно-курортных комплексов Министерства обороны Российской Федерации, используемых в интересах Министерства обороны Российской Федерации в 2017-2018 годах (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0173100004517001549) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей сырья, компонентного состава товаров, используемого при выполнении работ, а также показателей результатов испытания таких товаров;
2. Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе установлено ненадлежащее описание объекта закупки;
3. Заказчиком в документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе.
Представители Заказчика частично согласились с доводами Заявителя.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукцион размещено в ЕИС - 03.10.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 258 200 092,38 рубля;
4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 27.10.2017.
1. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей сырья, компонентного состава товаров, используемого при выполнении работ, а также показателей результатов испытания таких товаров
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В Таблице 1 Приложения А Технического задания документации об Аукционе установлены, в том числе, например, следующие требования к товарам:
- пункт 11 "Противогололедноесредство": "Плавящая способность более 5 г/г. Плотность средства не менее 0,8 - не более 1,2 г/см3";
В Таблице 2 Приложения А Технического задания документации об Аукционе установлены, в том числе, например, следующие требования к товарам:
- пункт 4 "Огнезащитная пропитка": "Плотность пропитки более 1 - не более 1,1 г/см3. pH пропитки более 5 - не более 7";
- пункт 11 "Огнезащитная краска": "Действие краски должно быть основано на вспучивании нанесенного покрытия под воздействием высоких температур и образования пористого теплоизолирующего слоя. Дисперсность краски менее 60 мкм. Летучие органические вещества в краске должны отсутствовать. Время наступления предельного состояния краски не менее 45 мин";
- пункт 24 "Монтажная пена": "Вторичное расширение однокомпонентной пены должно быть менее 150 %. Плотность пены должна быть менее 35 кг/м3. Теплопроводность пены менее 0,05 Вт/(мК).";
- пункт 61 "Мастика гидроизоляционная": "Прочность сцепления с бетоном должна быть не менее 0,5 МПа. Условная прочность должна быть не менее 3,5 кгс/см2".
- пункт 68 "Доводчик дверной": "Максимальный момент открывания между 0° и 60° не более 215 и не менее 83 Нм. Минимальный момент закрывания между 88° и 90° более 9 и не более 29 Нм. КПД доводчика между 0° и 4° не менее 65 %. Момент закрывания между 0° и 4° не менее 37 - не более 140 Нм";
- пункт 71 "Краска водно-дисперсионная тип 2": "pH краски не менее 7,5 и не более 9. Эластичность пленки краски при изгибе должна быть 1 мм";
- пункт 89 "Стекло листовое": "Коэффициент направленного пропускания света не менее 0,87. Оптические искажения в отраженном свете не более 5 мм. Показатель преломления не более 1,5. Прочность на сжатие не более 900 и более 700 МПа";
- пункт 91 "Портландцемент": "Массовая доля оксида магния в клинкере менее 3 %. Массовая доля ангидрида серной кислоты не более 4 % по массе" и другие.
На заседании Комиссии представители Заказчика согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении закупки допущена техническая ошибка.
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели сырья, веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также технологических процессов изготовления указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара, результатах испытаний такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, установившеготребования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, оказании услуг, технологических процессов изготовления указанных товаров, а также показателей результатов испытания таких товаров в документации об Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе установлено ненадлежащее описание объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
2.1. Заказчиком в пункте 40 "Средство для уничтожения пены, лишайника, водорослей и грибковых образований"Таблицы 1 Приложения А Технического задания документации об Аукционе установлено требование об указании значения показателя "Биоразлагаемость", при этом Заказчиком не указано требование, какой именно должна быть биоразлагаемость в соответствии с техническим регламентом "Требования к безопасности синтетических моющих средств и товаров бытовой химии", утвержденный постановлением правительства Российской Федерации от 09.03.2010 N 132 "Об обязательных требованиях в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, содержащихся в технических регламентах Республики Казахстан, являющейся государством - участником таможенного союза" (далее - Технический регламент).
Пунктом 40 Таблицы 1 Приложения А Технического задания документации об Аукционе установлено: "Средство для уничтожения пены, лишайника, водорослей и грибковых образований": "Средство должно быть предназначено для уничтожения пены, лишайника, водорослей и грибковых образований. Минимальная температура сохранения физических и химических свойств средства должна быть не выше 0 °С. Летучие органические вещества в составе средства должны отсутствовать. Степень растворимости средства в воде должна быть полная. Минимальная биоразлагаемость средства не < 65 %. В составе средства должно быть ароматизирующее вещество".
Пунктом 1 Приложения N 2 Технического регламента установлено, что показатели биоразлагаемости синтетических моющих средств и товаров бытовой химии подразделяются на полную и первичную.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что в Приложении А Технического задания документации об Аукционе не установлены требования о соответствии показателей биоразлагаемости положениям Технического регламента. Кроме того, указание типа биоразлагаемости в первой части заявки на участие в Аукционе остается на усмотрение участника Аукциона. При этом показатель биоразлагаемости указывается производителями синтетических моющих средств и товаров бытовой химии и находится в открытом доступе.
2.2. Заказчиком неправомерно не установлены требования о соответствии товаров техническим регламентам в отношении пунктов 10, 24, 26, 38, 47, 48, 57 Таблицы 1 Приложения А Технического задания документации об Аукционе, в связи с чем указание значения показателя "Температура применения" в первой части заявки на участие в Аукционе невозможна.
В пунктах 10, 24, 26, 38, 47, 48, 57 Таблицы 1 Приложения А Технического задания документации об Аукционе установлены, в том числе, требования об указании показателя "Температура применения", например:
- пункт 10 "Многофункциональное кислотное средство": "Температура применения применения не выше 10- выше 35°C";
- пункт 24 "Раствор щелочной": "Температура применения раствора не выше 1 - выше 18°С" и другие.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что в Приложении А Технического задания документации об Аукционе не установлены требования о соответствии показателя "Температура применения" техническим регламентам. При этом показатель температуры применения перечисленных средств указывается производителями таких средств и находится в открытом доступе.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей не обеспечил и не представил доказательств в составе жалобы, свидетельствующих о том, что Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе установлено ненадлежащее описание объекта закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, поскольку Заказчиком не регламентировано совместное использование союза "или" и знака ",", что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в закупке.
Пунктом 3 Таблицы 2 Приложения А Технического задания документации об Аукционе установлены следующие требования: "Род пленкообразующего вещества и обозначение лакокрасочного материала полиакриловый, АК-069 или полиакриловый, АК-070 М или полиакриловый, АК-070".
Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в электроном аукционе пункта 1.2 документации об Аукционе (далее - Инструкция) Заказчиком установлены следующие требования: "в случае установления вариантов значений показателя с применением слов/знаков "или", "и/или", "\", ";", потребностям Заказчика удовлетворяет каждый из вариантов таких значений". При этом "в случае использования "или", "\", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать одно из альтернативных значений показателя, если документацией об аукционе в электронной форме и настоящей инструкцией не предусмотрено иное".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в указанном Заявителем примере участнику закупки необходимо указать один из приведенных в требованиях род и обозначение лакокрасочного материала, которые приведены через запятую и разделяются союзом "или", а именно "полиакриловый, АК-069" или "полиакриловый, АК-070 М" или "полиакриловый, АК-070"
Вместе с тем, Заявитель явку представителей не обеспечил и не представил доказательств в составе жалобы, свидетельствующих о том, что Заказчиком в документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее нарушение.
Согласно извещению об Аукционе, Приложению N11 к проекту государственного контракта документации об Аукционе объектом закупки является оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и санитарному содержанию фондов санаторно-курортных комплексов Министерства обороны Российской Федерации, включающих в себя 22 объекта, расположенных в 11 субъектах Российской Федерации.
Кроме того, в пункте 2.2 Приложения N 2 Технического задания документации об Аукционе установлено, что "для централизованного контроля работоспособности, регулирования и управления оборудованием и инженерными системами зданий (электроснабжение и силовое электрооборудование, тепловые пункты, системы отопления, горячего и холодного водоснабжения, лифты, системы вентиляции, пожарной сигнализации, пожаротушения, освещения лестничных клеток), а также для учета заявок Заказчика (Потребителя) и контроля устранения неисправностей оборудования инженерных систем и элементов зданий Исполнителем создается круглосуточная диспетчерская служба. Исполнитель должен обеспечить прием и учет исполнения заявок от Заказчика (Потребителя) на устранение неисправностей в работе обслуживаемых систем и оборудования, а также заявки по ликвидации аварий по телефонам и факсам собственной диспетчерской службы (круглосуточно)".
Следовательно, Заказчиком неправомерно в один объект закупки объединено комплексное техническое обслуживание и санитарное содержание 22 объектов фондов санаторно-курортных комплексов Министерства обороны Российской Федерации, расположенных в 11 субъектах Российской Федерации технологически и функционально не связанных между собой, что приводит к увеличению объема выполняемых работ, начальной (максимальной) цены контракта, суммы обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта и влечет к ограничению количества участников Аукциона.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Квант" обоснованной в части установления Заказчиком требований к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, технологических процессов изготовления указанных товаров, а также показателей результатов испытания таких товаров.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения от 24.10.2017 по делу N К-1413/17 Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 24.10.2017 по делу N К-1413/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 октября 2017 г. N К-1431/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2017