Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Климат-Экспресс" (далее - Заявитель) на действия Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ОАО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и санитарному содержанию фондов Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации в 2017 - 2018 годах. (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0173100004517001555) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком установлены ненадлежащие требования к описанию в составе заявки на участие в Аукционе характеристик товара, в частности, не представляется возможным определить наименования показателя и его значение, указание конкретных показателей в соответствии с ГОСТ, исключает возможность надлежащего указания показателей в соответствии техническим заданием, не представляется возможным определить максимальные и минимальные значения показателей;
2. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей сырья, компонентного состава товаров, используемого при выполнении работ, а также показателей результатов испытания таких товаров;
3. Заказчиком в документации об Аукционе не установлен объем товаров, используемых при выполнении работ, оказании услуг.
Представители Заказчика частично согласились с доводами Заявителя в части установления Заказчиком требований к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, оказании услуг, технологических процессов изготовления указанных товаров, а также показателей результатов испытания таких товаров.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукцион размещено в ЕИС - 03.10.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 193 073 813,16 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 27.10.2017;
1. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком установлены ненадлежащие требования к описанию в составе заявки на участие в Аукционе характеристик товара, в частности, не представляется возможным определить наименования показателя и его значение, указание конкретных показателей в соответствии с ГОСТ, исключает возможность надлежащего указания показателей в соответствии техническим заданием, не представляется возможным определить максимальные и минимальные значения показателей.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В таблице 2 Приложения А документации об Аукционе установлены, в том числе, например, следующие требования к товарам:
- Подводка гибкая тип 1 (19) - "Минимальный внутренний диаметр фитингов не менее 5,5 мм. Максимальное рабочее давление не менее 1,3 МПа. Максимальный поток при давлении 3 бар не менее 33 л/мин. Минимальный радиус изгиба не менее 45 мм. Длина менее 460 и не менее 400 мм".
- Подводка гибкая тип 4 (114) - Минимальный внутренний диаметр фитингов не более 6 мм.
- Грунтовка акриловая (12) - Грунтовка должна представлять собой суспензию пигментов в растворах акриловых смол и смеси органических растворителей с введением добавок и пластификаторов.
- Огнезащитная краска (52) - Группа огнезащитной эффективности краски не ниже 6. Время наступления предельного состояния краски не менее 45 мин.
- Лак огнезащитный (77) - Дымообразующая способность выше Д2.
- Розетка открытой проводки тип 4 (61) - Розетка должна быть скрытой проводки.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования к описанию в составе заявки на участие в Аукционе установлены надлежащим образом в соответствии с потребностью Заказчика и положениями Закона о контрактной системе: в частности указаны максимальные и минимальные значения показателей, наименования показателя и его значение, например:
"- в случае установления соответствующего минимального значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний/символов "не менее", "не ниже
", "
", "не <
", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, равное или превышающее установленное минимальное значение показателя товара без использования слов/словосочетаний/символов "не менее
", "не ниже
", "
", "не <
", если документацией об аукционе в электронной форме и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
- в случае установления соответствующего максимального значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний/символов "не более", "не выше
", "
", "не >
", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, равное или не превышающее установленное максимальное значение показателя товара без использования слов/словосочетаний/символов "не более
", "не выше
", "
", "не >
", если документацией об аукционе в электронной форме и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
- в случае установления соответствующего минимального значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний/символов "более_", "выше", ">
", "не
", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, не равное и превышающее установленное минимальное значение показателя товара без использования слов/словосочетаний/символов "более
", "выше
", ">
", "не
", если документацией об аукционе в электронной форме и настоящей инструкцией не предусмотрено иное."
Вместе с тем, Заявитель явку представителей не обеспечил и не представил доказательств в составе жалобы, свидетельствующих о том, что наименования показателя и его значение, максимальные и минимальные значения показателей, наименования показателя и его значение установлены ненадлежащим образом.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, технологических процессов изготовления указанных товаров, а также показателей результатов испытания таких товаров.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В Таблице 2 Приложения А Технического задания документации об Аукционе установлены, в том числе, например, следующие требования к товарам:
Кран шаровый тип 2: Номинальное давление не менее 1,6 МПа
Кирпич: Пустотность полнотелого кирпича не более 13 %. Группа
Огнезащитная пропитка: Плотность пропитки более 1 - не более 1,1 г/см3. pH пропитки более 5 - не более 7.
Труба стальная водогазопроводная 32 мм: Временное сопротивление не менее 320 Н/мм2.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели сырья, веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также технологических процессов изготовления указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара, результатах испытаний такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты проведения закупки, поскольку по указанным основаниям ни одна заявка не была отклонена.
3. 3. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе неправомерно не установлен объем товаров, используемых при выполнении работ, оказании услуг.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что пунктами 6, 7, 8, 10, 11 Приложения N 2 (НиООЗ) к Техническому заданию документации об Аукционе Заказчиком установлен перечень работ, услуг и периодичность их выполнения по устранению аварийных ситуаций, техническому обслуживанию, санитарному содержанию. Кроме того, пунктами 1.1, 3 Приложения N 2 (НиООЗ) к Техническому заданию документации об Аукционе установлен перечень объектов, подлежащих комплексному техническому обслуживанию и санитарному содержанию с указанием площади таких объектов. При этом стоимость и объем работ рассчитывается исходя из площади помещений, указанных в пунктах 1.1, 3 Приложения N 2 (НиООЗ) к Техническому заданию документации об Аукционе к проекту государственного контракта документации об Аукционе.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил и не представил доказательств в составе жалобы, свидетельствующих о том, что Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен объем выполняемых работ.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Климат-Экспресс" обоснованной в части установления Заказчиком требований к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, оказании услуг, технологических процессов изготовления указанных товаров, а также показателей результатов испытания таких товаров.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты проведения закупки, предписание не выдавать.
4. Передать материалы от 24.10.2017 по делу N К-1418/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 октября 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2017