Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Прайм Секъюрити" (далее - Заявитель) на действия Федеральной таможенной службы (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по обеспечению функционирования и поддержки работоспособности системы обеспечения безопасности информации Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (шифр "СОБИ ЕАИС ТО-2017") (номер извещения 0173100001517000089) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении ЗаказчикомКонкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего положение Конкурсной документации, в части установления требования к порядку выполнения работ, который приводит к нарушению лицензионных требований.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверкиКомиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 27.09.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 80 000 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 19.10.2017;
5) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
6) на участие в Конкурсе 2 заявки участников закупки признаны соответствующими Конкурсной документации и Закону о контрактной системе;
7) победителем признан ЗАО НИП "Информзащита" с ценовым предложением 60 800 000 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчик в Конкурсной документации установил условие выполнения работ, которые не позволяют принять участие в Конкурсе без нарушения лицензионных требований, а именно требование о том, что работы выполняются на объектах эксплуатации Заказчика.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что положения Конкурсной документации установлены в соответствии с потребностями Заказчика, а именно в целях оперативного ремонта шифровальных (криптографических) средств. Кроме того, в положениях Конкурсной документации отсутствует условие о том, что у участника закупки должна быть лицензия с адресом объекта эксплуатации Заказчика.
При этом, представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств и сведений, подтверждающих ограничения количества участников закупки.
Вместе с тем,на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки, которые признаны соответствующими Конкурсной документации и Закону о контрактной системе, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что указанное условие положения Конкурсной документации не ограничивает количество участников закупки. Таким образом, довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
2.При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика были выявлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Согласно части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе, в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
На заседании Комиссии установлено, что 18.10.2017 Заказчиком размещены в ЕИС разъяснения положений Конкурсной документации, не содержащие указание на предмет запроса участника закупки, при этом содержится наименование организации, направившей запрос о разъяснении положений Конкурсной документации.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего ненадлежащим образом разъяснения положений Конкурсной документации нарушают часть 8 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3.Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе, на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с пунктом 5.3 информационной картыКонкурсной документацииЗаказчиком по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлено, что участникам закупки для подтверждения опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема по указанному критерию необходимо предоставить копии исполненных государственных контрактов с приложением документов, подтверждающих приемку выполненных работ, за последние три года.
Вместе с тем, в этом же пункте 5.3. информационной карты Конкурсной документации установлено следующее: "По критерию "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" оценивается количество выполненных участником конкурса работ без штрафных санкций, без нарушения сроков и качества за период с 2012 по 2016 годы сопоставимого предмету конкурса характера".
Таким образом, Заказчиком в Конкурсной документации установлены противоречивые сроки выполнения работ, подлежащие оценке в рамках показателя "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема", которые могут ввести в заблуждение участников закупки.
Вышеуказанные действия Заказчика, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку победителем Конкурса признан участник, предложивший наименьшую цену контракта.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Прайм Секъюрити" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 8 статьи 50, пункта 9 части 1статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения закупки, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела от 25.10.2017 N К-1429/17соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 октября 2017 г. N К-1429/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.10.2017