Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 июля 2017 г. N П-74/17 РЕШЕНИЕ
по делу N П-74/17 о результатах внеплановой проверки
соблюдения законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
20.07.2017 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение Фонда независимости мониторинга медицинских услуг и охраны здоровья человека "Здоровье" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ГБУЗ Нижегородской области "Городская клиническая больница N 40 Автозаводского района г. Нижнего Новгорода" (далее - Заказчик N 1) при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по оказанию услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в первом полугодии 2017 года для нужд ГБУЗ НО "ГКБ N40" (номер извещения 0332300038116000084) (далее - Закупка у единственного поставщика N 1), ГБУЗ Нижегородской области "Нижегородский областной клинический онкологический диспансер" (далее - Заказчик N 2) при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по оказанию услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями (номер извещения 0332200042416000123) (далее Закупка у единственного поставщика N 2), ГБУЗ Нижегородской области "Уренская центральная районная больница" (далее - Заказчик N 3) при осуществлении закупки у единственного поставщика по обеспечению лекарственными препаратами в 2017 году (номер извещения 0332300376916000018) (далее - Закупка у единственного поставщика N 3), ГБУЗ Нижегородской области "Городская больница скорой медицинской помощи им. М.Ф. Владимирского" (далее - Заказчик N 4) при осуществлении закупки у единственного поставщика по оказанию услуг по обеспечению Заказчика лекарственными препаратами (в том числе наркотическими средствами и психотропными веществами) и медицинскими изделиями (номер извещения 0332300294016000060) (далее - Закупка у единственного поставщик N 4) (далее - Заказчики, Закупки у единственного поставщика), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчиков при осуществлении Закупок у единственных поставщиков.
Из обращения следует, что Заказчиками при осуществлении Закупок у единственных поставщиков не соблюдены требования Закона о контрактной системе, Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2013 N 929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировачными наименованиями" (далее - Постановление N 929).
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Закупки у единственного поставщика N 1, документами составленными при осуществлении Закупки у единственного поставщика:
1) извещение о проведении Закупки у единственного поставщика N 1 размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 19.12.2016;
2) Заказчиком 27.12.2016 заключен контракт N 60-2017 с Государственным предприятием Нижегородской области "Нижегородская областная фармация" по цене 54 600 000 рублей.
В соответствии с извещением о проведении Закупки у единственного поставщика N 2, документами составленными при осуществлении Закупки у единственного поставщика:
1) извещение о проведении Закупки у единственного поставщика N 2 размещено в ЕИС - 21.12.2016;
2) Заказчиком 30.11.2016 заключен контракт N 60-2017 с Государственным предприятием Нижегородской области "Нижегородская областная фармация" по цене 44 312 447, 38 рублей.
В соответствии с извещением о проведении Закупки у единственного поставщика N 3, документами составленными при осуществлении Закупки у единственного поставщика:
1) извещение о проведении Закупки у единственного поставщика N 3 размещено в ЕИС - 12.12.2016;
2) Заказчиком 19.12.2016 заключен контракт N 47-2017 с Государственным предприятием Нижегородской области "Нижегородская областная фармация" по цене 47 000 000 рублей.
В соответствии с извещением о проведении Закупки у единственного поставщика N 4, документами составленными при осуществлении Закупки у единственного поставщика:
1) извещение о проведении Закупки у единственного поставщика N 3 размещено в ЕИС - 19.12.2016;
2) Заказчиком 26.12.2016 заключен контракт N 146-2017 с Государственным предприятием Нижегородской области "Нижегородская областная фармация" по цене 22 350 000 рублей.
Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии с пунктом 2 статьи 525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506-522), если иное не предусмотрено правилами ГК РФ.
Согласно статье 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Предметом 4 закупок является оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами (в том числе наркотическими средства и психотропными веществами) и медицинскими изделиями.
На заседании Комиссии установлено, что согласно условиям пунктов 1 контрактов, заключенных по результатам осуществления Закупок у единственных поставщиков является обеспечение исполнителем Заказчиков лекарственными препаратами (в том числе наркотическими средства и психотропными веществами) и медицинскими изделиями, включая, в том числе: хранение лекарственных препаратов, а также поставку лекарственных препаратов в соответствии с заявками Заказчиков.
Кроме того, в пунктах 3.5 контрактов, заключенных по результатам осуществления Закупок у единственного поставщика указано, что датой поставки лекарственных препаратов считается дата подписания Заказчиками товарных накладных.
Таким образом, результатом исполнения контрактов, заключенных по результатам осуществления Закупок у единственного поставщика, с Государственным предприятием Нижегородской области "Нижегородская областная фармация" является поставка лекарственных препаратов Заказчикам.
При этом, в соответствии с частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1-3, 6-8, 11-14, 16-19 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в пунктах 1,2,4 статьи 42 Закона о контрактной системе, а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Кроме того, если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка, в том числе наркотического лекарственного средства; психотропного лекарственного средства; радиофармацевтического лекарственного средства применяется Постановление N 929.
Согласно Постановлению N 929 установлено предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в размере 1 тыс. рублей, если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка, в том числе лекарственного средства с международным непатентованным наименованием (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства.
Вместе с тем, согласно извещению о проведении Закупок у единственного поставщика, контрактам, заключенных по результатам осуществления Закупок у единственного поставщика, и пояснениям Заказчика N 2, положения Постановления N 929 не применялось, кроме того, цена по контрактам составляет от 22 350 000 рублей до 54 600 000 рублей.
Таким образом, действия Заказчиков, выразившихся в не применении Постановления N 929, а также в объединении в один объект закупки лекарственные препараты (в том числе наркотические средства и психотропные веществами) и медицинские изделия, нарушают пункт 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиками заключены контракты на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе с Государственным предприятием Нижегородской области "Нижегородская областная фармация".
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе устанавливает, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться, в том числе подведомственными органу исполнительной власти государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которого устанавливаются законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пояснениям Заказчика N 2, 28.01.2016 принят Закон Нижегородской области от 28.01.2016 N 1-З "О полномочиях государственного предприятия Нижегородской области на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области" (далее - Закон N 1), определяющего Государственное предприятие Нижегородской области "Нижегородская областная фармация" единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе по оказанию услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями на территории Нижегородской области.
При этом, из смысла пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе исключительность полномочий органов исполнительной власти либо подведомственных ему государственных учреждений, государственных унитарных предприятий на оказание соответствующих услуг должна подтверждаться нормативными правовыми актами.
Кроме того, применение статьи 93 Закона о контрактной системе возможно в случаях отсутствия конкурентного рынка, либо невозможности осуществления конкурентных способов определения поставщика для удовлетворения нужд заказчика.
Вместе с тем, сведений об исключительности случая поставки Заказчикам лекарственных препаратов (в том числе наркотических средств и психотропных веществ) и медицинских изделий, указанного в контрактах, заключенных по результатам осуществления Закупок у единственного поставщика, в том числе невозможности осуществления конкурентных способов определения поставщика на заседании Комиссии, не представлено.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчиков, заключивших государственные контракты по результатам осуществления Закупок у единственного поставщика, нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 КоАП.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчиков нарушения части 5 статьи 24, части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что по результатам осуществления Закупок у единственного поставщика заключены контракты, предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации не выдавать.
3. Передать материалы от 20.07.2017 по делу N П-74/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 июля 2017 г. N П-74/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.10.2017