Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Кулакова А.В. (далее - Заявитель) на действия ГКУ Тюменской области "УАД" (далее - Заказчик), Управления государственных закупок Тюменской области (далее - Уполномоченный орган), при проведении ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком, Аукционной комиссией Заказчика (далее - Аукционная комиссия), Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту: Строительство окружной автомобильной дороги г. Тюмени на участке от автомобильной дороги Тюмень - Ханты-Мансийск через Тобольск, Сургут, Нефтеюганск до автомобильной дороги Тюмень - Боровский - Богандинский, (дополнительные работы). IV пусковой комплекс. Участок от автодороги "Тюмень - Криводаново" до автодороги "Тюмень - Боровский Богандинский" (номер извещения 0167200003417005311) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа неправомерно установивших в документации об Аукционе требование к описанию участниками закупки конкретных показателей химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, результатов испытаний указанных товаров.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 24.10.2017 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 25.10.2017.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 14.10.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 989 180 996,81 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 30.10.2017.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено требование к описанию участниками закупки конкретных показателей химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, результатов испытаний указанных товаров.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В приложении к описанию объекта закупки документации об Аукционе установлен, следующие требования к товару "Щебеночно-мастичный асфальтобетон":
"Показатели, которые не изменяются: Предел прочности при сжатии, при температуре 20°С, не менее - 2,2 Мпа. Водостойкость при длительном водонасыщении, не менее - 0,85. Остаточная пористость, - от 1,5% - до 4,5%. Пористость минеральной части, - от 15,0% - до 19,0%. Водонасыщение образцов отформованных из смесей, - 1,0% - 4,0%. Водонасыщение для вырубок и кернов готового покрытия, не более, - 3,5%. Указывается показатель в неизменяемом виде".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что установленные Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе характеристики товара (материалов) обусловлены в первую очередь потребностью в приобретении максимально качественных товаров.
Кроме того, как следует из пояснений представителей Заказчика, Уполномоченного органа, участникам закупки в составе заявки достаточно представить согласие на использование товара, в отношении которого в документации об Аукционе содержатся вышеуказанные характеристики или в соответствии с инструкцией необходимо указать в составе заявки на участие в Аукционе вышеуказанные характеристики товара в неизменяемом виде, что не препятствует заполнению заявки.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено требование к составу заявки, в связи с чем, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу, что положения инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, не позволяют сформировать заявку.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 постановления Правительства от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570) установлены: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г. не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.; в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.
Согласно разделу "3.2.4 "Инструкция по заполнению второй части заявки на участие в электронном аукционе" содержится пункт 8 документации об Аукционе, в соответствии с которым установлено, в том числе следующее: "В случае если в документацию о закупке заказчиком включены возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам подрядчик определяет конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, определенных в документации о закупке в соответствии с Приложением N1.1 к настоящей документации, данное предложение подрядчика включается в государственный контракт.
Исходя из сметной стоимости таких работ, предусмотренной проектной документацией, работы, предложенные подрядчиком в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
- не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - до 1 июля 2018 г.;
- не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.".
Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающей перечень сведений и документов, необходимых предоставлению во второй части заявки на участие в Аукционе.
Вместе с тем, предоставление видов и объемов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению контракта в части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе не установлено.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что положения документации об Аукционе, предусматривающие, что виды и объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению контракта предоставляются во второй части заявки на участие в Аукционе, не соответствуют требованиям части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Кроме того, на момент размещения извещения о проведении Аукциона, действует положение Постановления Правительства N 570, в соответствии с которым стоимость работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению контракта, должна составлять не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта, в связи с чем установление в документации об Аукционе положения, согласно которому подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению контракта не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 года, не соответствует положениям Постановления Правительства N 570.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствуют требованиям части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям Постановления Правительства N 570 и нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Кулакова А.В. необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Аукционной комиссии, Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 25.10.2017 N К-1430/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 октября 2017 г. N К-1430/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.10.2017