Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства воздушного транспорта (далее - Заказчик), ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, единой комиссией Уполномоченного органа (далее - Единая комиссия) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция и модернизация международного аэропорта Курумоч, г. Самара" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0373100090917000109) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Конкурсная документация не содержит перечень работ,которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570);
2. в проекте контракта Конкурсной документации не установлен срок действия контракта;
3. в извещении о проведении Конкурса не указана информация о членстве участников закупки в саморегулируемой организации;
4. в проекте контракта Конкурсной документации указаны условия изменения контракта, не соответствующие требованиям Закона о контрактной системе.
Представитель Уполномоченного органа не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 28.09.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 58 761 898 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе- 15.11.2017;
5) в соответствии с частью 6 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу Заявителя, Конкурсная документация не содержит перечень работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств в соответствии с Постановлением N 570.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением N 570 установлены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Пунктом 2 Постановления N 570 установлено: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.
Согласно извещению о проведении Аукциона предметом закупки является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция и модернизация международного аэропорта Курумоч, г. Самара".
В соответствии с пунктом 17 информационной карты Конкурсной документации указано, что "возможные виды и объемы работ указаны в приложении 1 к проекту контракта. Конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный контракт, исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15 процентов цены контракта".
Вместе с тем, положения Конкурсной документации не содержат возможные виды работ, поименованных в Постановлении N 570 и предусмотренных проектной документацией.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в Конкурсной документации надлежащим образом возможные виды работ, предусмотренных документацией об Аукционе из числа работ, поименованных в Постановлении N 570, нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, в проекте контракта Конкурсной документации не установлен срок действия контракта.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Как следует из пояснений представителя Уполномоченного органаположения частей 12, 13 проекта государственного контракта Конкурсной документации содержат условия о сроке выполнения работ, приемки и оплаты выполненных работ, в частности, срок выполнения работ до 20.12.2017, приемка выполненных работ осуществляется в течение 10 рабочих дней, срок оплаты выполненных работ составляет 15 банковских дней с момента подписания акта приемки выполненных работ, что в совокупности позволяет определить срок действия контракта, а следовательно срок начала действия банковской гарантии.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Заявителем явка представителей не обеспечена и в составе жалобы не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, в извещении о проведении Конкурса не указана информация о членстве участников закупки в саморегулируемой организации.
Согласно части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе визвещении о проведении открытого конкурса указываются, в том числе, требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона контрактной системе.
На заседании КомиссиипредставительУполномоченного органасообщил, что в извещении о проведении Конкурса установлены единые требования к участникам в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что в свою очередь указано в Конкурсной документации, а именно: участник закупки должен быть членом СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, имеющей компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Заявителем явка представителей не обеспечена и в составе жалобы не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, в проекте контракта Конкурсной документации указаны условия изменения контракта, не соответствующие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Пунктом 16.1 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено, что стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнениепринятых обязательств, если оно явилось следствием указанных ниже обстоятельств непреодолимойсилы и если эти обстоятельства повлияли на их исполнение (далее - Форс-мажор):
а) военные действия;
б) восстание или гражданская война;
в) радиоактивное излучение на месте проведения работ, превьппающее нормы,установленные компетентными органами государственной власти Российской Федерации;
г) обстоятельства непреодолимой силы природного характера (стихийные бедствияприродного характера и вызванные ими пожар, наводнение, землетрясение);
д) принятие органами государственной власти Российской Федерации решений,препятствующих исполнению Сторонами обязательств, принятых на себя в соответствии сусловиями Контракта.
Согласно части 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Учитывая изложенное, а также, что в составе жалобы не представлены документы и сведения, подтверждающие, что указанные положения не соответствуют Закону о контрактной системе и препятствуют подаче заявки на участие в Конкурсе, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.
5. Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрен исчерпывающий перечень документов и информации, которые должна содержать заявка на участие в Конкурсе.
Согласно части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На заседании Комиссии установлено, что Конкурсная документация содержит форму 3.2, в пункте 5 которой участнику закупки требуется указать виды работ,которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств согласно Постановлению N 570.
На заседании КомиссиипредставительУполномоченного органасообщил, что при подаче заявки на участие в Конкурсе участнику закупки требуется самостоятельно указать виды работ,которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в Конкурсной документации требование обуказании участниками закупки в составе заявки на участие Конкурсе на стадии подачи заявок видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств, нарушают часть 5 статьи 51 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15,пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" обоснованной в части в отсутствия в Конкурсной документации видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств согласно Постановлению N 570.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 5 статьи 51, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 27.10.2017 по делу N К - 1445/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N К-1445/17 об устранении
нарушений законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
27.10.2017 |
Москва |
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании решения от 27.10.2017 по делу N К - 1445/17, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО "Перспектива" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства воздушного транспорта (далее - Заказчик), ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, единой комиссией Уполномоченного органа (далее - Единая комиссия) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция и модернизация международного аэропорта Курумоч, г. Самара" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0373100090917000109) (далее - Конкурс), и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Уполномоченному органу отменить протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 23.10.2017 N ПВК 1,протокол рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе от 26.10.2017 N ПРЕ 1 разместить в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) информацию об отмене указанных протоколов, а также вернуть участникам закупки ранее поданные ими заявки на участие в Конкурсе с уведомлением о прекращении действия указанных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Конкурсе.
2. Заказчику, Уполномоченному органу не позднее 5 рабочих дней со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания вернуть участникам закупки, подавшим заявки на участие в Конкурсе, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе.
3. Заказчику, Уполномоченному органу:
- привести Конкурсную документацию в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 27.10.2017 по делу N К - 1445/17, а также разместить соответствующую документацию в ЕИС;
- назначить новую дату окончания подачи заявок на участие в Конкурсе, дату вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в Конкурсе, дату рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, а также разместить в ЕИС информацию об указанных датах. При этом срок подачи заявок на участие в Конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в ЕИС соответствующей Конкурсной документации до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе такой срок составлял не менее чем 10 рабочих дней.
4. Заказчику, Уполномоченному органу в срок до 10.11.2017 исполнить настоящее предписание и представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (499) 755-23-24, а также электронной почте dedkova@fas.gov.ru.
Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 октября 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2017