Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
1. 2. |
|
|
3. |
|
|
рассмотрев жалобу ООО "Энергокачество" на действия Заказчика МУП "Саргорсвет" при проведении открытого конкурса N 0560300001217000040 "Оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации сетей наружного освещения на территории муниципального образования "Город Саратов" в Волжском и Фрунзенском районах",
УСТАНОВИЛА:
В Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "Энергокачество" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - МУП "Саргорсвет" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса N 0560300001217000040 "Оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации сетей наружного освещения на территории муниципального образования "Город Саратов" в Волжском и Фрунзенском районах" (далее - Конкурс).
Из жалобы следует, что Конкурсная документация утверждена с нарушениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заявитель уведомлен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, не явился.
Заказчик уведомлен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, не явился.
Изучив представленные сведения и документы и проведя внеплановую проверку, Комиссия Саратовского УФАС России пришла к следующим выводам.
01.09.2017 в единой информационной системы в сфере закупок были размещены извещение о проведении Конкурса и Конкурсная документация.
Предметом Конкурса является оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации сетей наружного освещения на территории муниципального образования "Город Саратов" в Волжском и Фрунзенском районах.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 291 242 716,72 рублей.
Из жалобы заявителя следует, что в Конкурсной документации Заказчиком установлены такие критерии оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, которые ограничивают количество участников закупки, а именно отсутствуют описание таких критериев оценки и сопоставления заявок, как глубина проработки предложений, степень детализации заявки, достаточная эффективность, а также отсутствуют методики оценки предложений участников закупки по показателю "Качество услуг".
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 7 ст. 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: цена контракта; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В п. 2 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085) установлено, что настоящие Правила применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные частью 1 статьи 32 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В п. 11 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно "Критерию оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости и порядок оценки" Конкурсной документации в качестве показателя "Качество услуг" рассматриваются предложения участника конкурса по оказанию организационно-технических услуг, по технологии и контролю качества услуг, по организации взаимодействия Исполнителя с Заказчиком в рамках исполнения Контракта. Предложение участника оценивается с точки зрения, достижения максимально эффективного результата оказания услуг. Для оценки заявок (предложений) используется 100 балльная шкала оценки. Баллы по показателю присваиваются от 0 до 100 в зависимости от степени детализации и содержательной проработки предложения. 0 баллов, присваивается заявке участника, в составе которой не представлены предложения по оказанию организационно-технических услуг, по технологии и контролю качества услуг, по организации взаимодействия Исполнителя с Заказчиком в рамках исполнения Контракта. Максимальное количество баллов присваивается заявке участника, которая носит более детализированный характер, глубина проработки предложения позволяет сделать заключение о возможности успешного оказания услуг, предлагаемые решения обладают достаточной эффективностью, определяемой превышением экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении над минимальным размером экономии указанном Заказчиком в Техническом задании.
Согласно п. 25 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть: качество товаров (качество работ, качество услуг); функциональные, потребительские свойства товара; соответствие экологическим нормам.
В п. 26 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателям, предусмотренным пунктом 25 настоящих Правил, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей.
Из объяснений Заказчика следует, что критерии оценки и предельные величины значимости критериев оценки заявок определяется, как средне арифметическая оценка количество баллов всех членов единой комиссии.
Кроме того представитель Заказчика пояснил, что отдельных методик оценки предложений участников закупки по показателю "Качество услуг" законодательством о контрактной системе не предусмотрено, поэтому содержание показателя составлено с применением терминов широко используемых в научно-технической и бытовой сфере.
Комиссия Саратовского УФАС России не может согласиться с доводом Заказчика, поскольку Конкурсная документация не содержит предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному показателю, а также надлежащую инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Таким образом, Заказчик, не установив в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, а также надлежащую инструкцию по заполнению заявки, допустил нарушения пп. 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Комиссией Саратовского УФАС в ходе внеплановой проверки установлено.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В разделе 3. Образцы форм документов, представляемых участниками конкурса для участия в конкурсе содержится форма N 3 Предложение участника конкурса в отношении объекта закупки. Данная форма является приложением к заявке участника конкурса.
Согласно инструкции по заполнению форм заявки на участие в конкурсе все пункты, указанные в этой форме, обязательные для заполнения участниками конкурса. Вместе с тем, данный раздел не содержит инструкцию по заполнению пп. 1, 2 Раздела 2 Формы N 3, отсутствует инструкция о том, каким образом участник должен подать предложение о детализации и содержательной проработанности предложения по оказанию услуг и соответствия экологическим нормам.
При этом, в самой Конкурсной документации не содержится каким нормам должно соответствовать предложение участника, а также отсутствует порядок оценки и сопоставления заявок.
Кроме того, при наличии обязательных требований к экологическим нормам, не соответствие предложения участника таким нормам будет противоречить ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно которой Заказчик в Документации о закупке указывает функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки.
Таким образом, установление в качестве критерия оценки указанных требований не соответствует п.п. 4, 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе и п. 10, 11 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Энергокачество" на действия Заказчика МУП "Саргорсвет" при проведении открытого конкурса N 0560300001217000040 "Оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации сетей наружного освещения на территории муниципального образования "Город Саратов" в Волжском и Фрунзенском районах" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пп. 4, 9 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п. 10, 11 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: |
_____________________ (подпись) |
|
Члены Комиссии: |
_____________________ (подпись) |
|
|
_____________________ (подпись) |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 27 октября 2017 г. N 448-17/гз
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2017